1. Онтология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;
г) о духовной культуре общества и человека;
2.Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях есть:
а) явление;
б) материя;
в) сознание;
г) мера.
3.Способ существования материи:
а) неподвижность;
б) сознание;
в) движение;
г) небытие.
4.Онтология отвечает на вопрос:
а) «Как соотносится знание и практика?»;
б) «В чем отличие заблуждения от лжи?»;
в) «Что первично: сознание или материя?»;
г) «Как человек познает окружающий мир?».
5. Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает:
а) дуализм;+
б) монизм;
в) скептицизм;
г) релятивизм.
6. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
в) диалектический материализм;
г) экзистенциализм;
7. Крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознание как самостоятельная субстанция не существует, оно есть порождение материи, утверждают представители:
а) солипсизма;
б) физикализма;
в) объективного идеализма;
г) умеренного материализма.
8. Сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение, утверждают представители:
а) солипсизма;
б) физикализма;
в) объективного идеализма;
г) умеренного материализма.
9. Выделите в предложенных суждениях идеализм:
а) сознание неразрывно связано с материей
б) сознание есть продукт материи
в) сознание может существовать до и независимо от материи
г) сознание не всегда адекватно отражает материю
10. Сознание – это функция общественного человека, а не функция мозга, как орган данного человеку природой, – это:
а) онтологический аспект сознания;
б) гносеологический аспект сознания;
в) естественнонаучный аспект сознания;
г) социально-исторический аспект сознания.
11. Что появилось у человека раньше — мышление или язык?
а) мышление;
б) одновременно
в) язык;
г) они совершенно не связаны между собой, поэтому вопрос некорректен.
12. Выберите верное суждение:
а) общественное сознание – это рациональное отношение к действительности;
б) общественное сознание – это отражение в сознании людей общественных, а не природных связей и явлений;
в) общественное сознание – совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих бытие людей;
г) все ответы верны
.
13. Гносеология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о бытии как таковом;
в) о сущности познания, о путях постижения истины;
г) о сущности человеческой истории.
14. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:
а) сенсуализма;
б) реализма;
в) рационализма;
г) скептицизма.
15. Что является критерием истины?
а) наблюдение
б) логическое следование из исходных принципов
в) простота, экономная организация знания
г) практика
16. Агностицизм — это:
а) учение в онтологии, рассматривающее проблемы бытия человека;
б) учение о развитии мира;
в) учение о всеобщей причинной связи;
г) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира.
17. Укажите верное высказывание:
а) истина есть очевидное, наглядное, бесспорное утверждение;
б) истина есть адекватное, соответствующее действительности утверждение;
в) истина представляет собой логически непротиворечивое, безупречное утверждение;
г) истина – это общепринятая точка зрения.
18. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание «Я - человек», сделайте умозаключение:
а) все люди похожи на меня;
б) я отношусь ко всем людям;
в) животные тоже мыслят;
г) я мыслю.
19. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:
а) ложь;
б) заблуждение;
в) суждение;
г) предрассудок
20. Превратил диалектику разрозненных идей в стройную научную систему, сформулировал основные ее принципы и законы:
а) К.Маркс;
б) Г.Гегель;
в) Ф.Бэкон;
г) Ф.Энгельс.
21. «Источником всякого развития являются диалектические противоречия», – утверждает закон:
а) Закон единства борьбы противоположностей;
б) Закон перехода количественных изменений в качественные;
в) Закон отрицания отрицания;
г) Закон взаимопереплетения причин и следствия.
22. Механизм развития, т.е. отвечает на вопрос почему происходит развитие, раскрывает:
а) Закон единства борьбы противоположностей;
б) Закон перехода количественных изменений в качественные;
в) Закон отрицания отрицания;
г) Закон взаимопереплетения причин и следствия.
23. Дополните парные категории диалектики:
а) единичное – общее;
б) причина –
в) возможное – действительное;
г) сущность –
24. Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью?
а) тождества материи и сознания;
б) перехода количественных изменений в качественные;
в) сохранения материи;
г) отрицания отрицания.
25. Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания:
а) термины;
б) категории;
в) символы;
г) универсалии;