Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Это зависит не только от школы, но и от Вас.
В пятом классе условия обучения коренным образом меняются:
· дети переходят от одного основного учителя к многим – а значит им приходится на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу деятельности, особенностям речи, стилю преподавания, требованиям каждого учителя.
· Происходит смена позиции ребенка – из «старшего » в начальной школе он становится «младшим» в средней.
Что бы лучше понимать, что происходит с Вашим ребенком, нужно знать об общих возрастных особенностях младших подростков.
Для пятиклассников характерно:
· направленность на общение, особенно со сверстниками, возникает потребность в достойном положении в классе, стремление избежать изоляции в коллективе, обзавестись верным другом.
(если в начальной школе ведущая деятельность: учебная, то в данном возрасте: общение)
· в этом возрасте отмечается повышенная утомляемость;
· ярко выраженная эмоциональность;
· переоценка своих возможностей
· стремление отделиться от всего подчеркнуто детского (когда называют ласково, детская одежда, игрушки);
· отсутствие авторитета возраста; (не воспринимается разница в возрасте)
· отвращение к необоснованным запретам;
· восприимчивость к промахам учителей;
· требовательность к соответствию слова делу; (попусту не обещать, не угрожать, за словом должно следовать дело)
· повышенный интерес к спорту, коллекционированию, музыке и кино.
Необходимо отметить, что период адаптации при переходе в 5 –ый класс может длиться от одного месяца до полугода. Для облегчения процесса адаптации нужно придерживаться следующих рекомендаций:
· Обеспечьте своему ребенку соблюдение режима дня.
· Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
· При подготовке домашнего задания помогайте ребенку, если он просит, но не делайте вместо него ничего.
· Познакомьтесь с одноклассниками своего ребенка и предоставьте ему возможность общаться с ними и вне стен школы. (позвольте приглашать их к себе домой, вместе гулять).
· В присутствии ребенка о школе и учителях, высказывайтесь только позитивно.
· Учитывайте тип темперамента ребенка. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, новым требованиям.
· Поощряйте ребенка, и не только за учебные успехи, но и за успехи в кружках, вне классной деятельности (стенгазеты, огоньки).
· Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У него непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. (именно в этом возрасте можно заводить собак, других животных, за которых они буду нести ответственность).
· И общая рекомендация на все времена: безусловно принимать ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
· Советы родителям выпускников начальной школы
· К концу 4 класса дети должны знать и уметь:
· - слушать и следовать полученным указаниям
· - быть внимательным, когда с ним кто – то разговаривает
· - положительно оценивать: Я человек, который многое может
· -проявлять интерес к окружающим его предметам.
· - ладить с другими детьми.
· Как делать уроки с младшим школьником?
· - Главное: найдите способ заинтересовать ребенка учебой, превратите выполнения домашнего задания в увлекательное занятие.
· - Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул, погулял и потом начал готовить уроки.
· Желательно, чтобы ребенок садился за уроки в одно и то же время.
· -Во время выполнения домашнее задание ребенок не должен отвлекаться: выключить телевизор, компьютер, уберите игрушки со стола.
· - Оговорите с ребенком время, за которое он должен выполнить домашнее задание, научить школьника ценить свое время, не отвлекаться
· -Выполнять домашнее задание следует по принципу от простого к сложному от устного к письменному.
· - Через каждые 15-25 минут делайте небольшой перерыв.
· - Не устраивайте сцен, если ребенок ошибся или грязно написал в тетради. Чаще хвалите ребенка за удачно выполненное задание.
· - Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности. Не сидите с ним постоянно. Не спешите давать ему готовый ответ
· -Приучайте ребенка к самоконтролю. Пусть ребенок попробует сам найти ошибку.
· - Проявляйте интерес не только к отметкам, но и к тому, что ребенку особенно нравится в школе, какие предметы он любит, а какие нет, какие у него одноклассники, с кем он дружит.
·
· Родителям на заметку:
· «Если вы научите ребенка хорошо и быстро выполнять домашнее задание самостоятельно, то, во-первых, он будет так же успешно работать на уроке, во-вторых, вы снимите с себя груз проблем, связанных с приготовлением уроков в средней школе.
·
· Рекомендации родителям учащихся в среднем звене.
· 1) Постарайтесь создавать условия, облегчающие учебу ребенка
· 2) Регулярно знакомьте с расписанием уроков факультативов, кружков, дополнительных занятий
· 3) Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания, а знания, поэтому думайте о будущем и объясните детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.
· 4) Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его полезным и содержательным.
· 5) Пытаясь объяснить разные способы решения задач, не отказывайтесь от своего решения. Это стимулирует активность школьника
· 6) Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости.
· 7) Ученик 5-6 класса должны работать до 2,5 часов.
· 8) Создайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.
· 9) Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создайте у него позитивное отношение к школе
· 10) Принимайте участие в делах класса и школы. Ваш авторитет повысится.
· 11) Не заставляйте многократно переписывать, повторять
· 12) Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность
· 13) Обеспечьте ребенка всем необходимым для учебы
· 14)Умственный труд сложен, требует много усилий. Помогайте ребенку сохранить веру в себя.
· 15) Ребенок должен знать, что каждый день в школе не может быть идеально хорошим и спокойным.
· 16) Найдите стимул (только не деньги), чтобы ребенок старался успешно заниматься.
· 17) Улучшайте его самооценку. Говорите, что у него многое получится.
· Уважаемые папы и мамы!
· Помните, что внимание - один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка.
· Законы воспитания
· 1 закон: Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку
· 2 закон: Закон значимости похвал для ребенка
· 3 закон: Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
· 4 закон: Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
· Поэтому душевного тепла, любви вам, мира и надеюсь, что советы родителям вы учтете.