Проблема. Формирование этнотолерантности у старших дошкольников. Анализ немногочисленных исследований данной проблемы позволяет сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста можно воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей. Вместе с тем, проявление дошкольниками этнической толерантности изучено в современной психологии и педагогике недостаточно и почти не становилось предметом специального исследования. Это делает актуальным поиск способов диагностирования особенностей проявления этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет диагностики: изучить особенности проявления этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Этапы.
Методика включает диагностическое исследование этнотолерантных установок дошкольников
Цель диагностики — определить особенности проявления этнотолерантности у детей 5—7 лет.
При формулировании задач диагностики учитывается, что в современной педагогической науке выделяются три основных компонента этнотолерантности в дошкольном детстве: когнитивный компонент (знания), эмоциональный компонент (отношение) и практический компонент (умение взаимодействовать с людьми в разнообразных ситуациях с позиции применения имеющихся знаний и толерантных установок).
Это позволяет сформулировать следующие задачи.
1. Определить уровень знаний детей о расовых; национальных и культурных особенностях людей и изучить интерес к сверстнику другой расы (национальности).
2. Определить уровень развития эмоционального компонента этноотолерантности у детей 5—7 лет.
3. Выявить уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.
5. В соответствии с поставленными задачами проводятся беседы и три экспериментальных ситуации («Выбери напарника для игры», «Нужен твой совет», «Невыдуманная история»).
Индивидуальная беседа № 1
(адаптированная методика Е.И.Николаевой, М. Л. Поведенок) [23]
Цель — изучить особенности представлений детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей, выявить интерес к обсуждению вопросов о расах и этносах.
Стимульный материал: глобус, карта мира с изображениями жителей Зем
Способы обработки и анализа материалов задания представлены после беседы №2.
Индивидуальная беседа №2
Цель — определить своеобразие представлений детей о национальностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников ближнего зарубежья, а также изучить интерес дошкольников к этническим проблемам.
Способы обработки и анализа ответов детей на вопросы бесед № 1 и №2
В процессе бесед ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок фиксируются и оцениваются баллами.
1. Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний).
1 балл — представления отсутствуют, иногда ошибочны или отрывочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расширению.
2 балла — представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира отсутствуют или очень фрагментарны, представления о национальном составе жителей России и о национальностях своих родственников и друзей находятся в стадии становления, формализованы, неосознанны, получены исключительно из житейского опыта, несистемные; ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания, иногда задавая ответные вопросы экспериментатору.
3 балла — представления более полные, недостаточно систематизированные, основаны на личном опыте и опыте просмотра телепередач, кинофильмов, реже — на литературном опыте; ребенок стремится к получению новых знаний, задавая экспериментатору вопросы, выясняя у него справедливость своего мнения, вызывая его на обсуждение некоторых вопросов, высказывание им личного мнения.
2. Проявление эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей).
1 балл — интерес к этнической проблематике отсутствует, часто проявляется сдержанно-негативное отношение к людям других рас и национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с иностранными детьми.
2 балла — отношение к сверстнику другой расы и национальности индифферентно, интерес неустойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко выраженное желание познакомиться и поиграть с иностранными сверстниками, но при этом не может мотивировать свою позицию.
3 балла — интерес к представителям разных этносов выражен достаточно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментатором по этой проблеме; ребенок проявляет желание налаживать с разными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовывать совместную деятельность с детьми других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других национальностей), при этом мотивирует и аргументирует свою позицию.
Результаты анализа ответов детей заносятся в таблицу.
Ф.И. ребенка | Возраст | Компоненты этнотолерантности | |
Когнитивный (представления) | Эмоциональный (интерес) | ||
Представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира о национальном составе жителей России, представления о национальных своих родственников и друзей к представителям разных этносов к совместной деятельности с детьми разных наций
Экспериментальная ситуация «Выбери друга для игры»
Цель: выявить у детей старшего дошкольного возраста особенности эмоционального отношения к детям другой национальности (расы).
Стимульный материал: изображения детей различных рас (европеоидная раса, негроидная, монголоидная, различных национальностей (англичане, китайцы, индийцы, африканцы, русские, армяне, грузины, украинцы).
Экспериментальная ситуация «Нужен твой совет»
Цель: изучить особенности представлений у детей 5-7 лет о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними.
Экспериментальная ситуация «Невыдуманная история»
Цель: выявить уровень сформированности представлений у детей 5-6 лет об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой расы и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.
Стимульный материал: для решения проблемной ситуации предлагается коллаж по содержанию рассказа воспитателя, на которой схематично изображены герои ситуации: в центре – афроамериканская девочка, справа – дети, которые обижали девочку (-, а слева дети, которые с ней подружились (+). В каждой группе детей имеется силуэт «без лица», с которым ребенок может соотнести то место, которое он бы занял в данной ситуации.
Способы обработки и анализа материалов экспериментальных ситуаций.
В ходе обсуждения экспериментальных ситуаций фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.
Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность)
• 1 балл – представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними отсутствуют.
• 2 балла – ребенок имеет довольно формализованные представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности; совместную игру рассматривает как основной способ налаживания дружеских взаимоотношений с ними.
• 3 балла – представлений о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к людям и детям другой национальности, а так же знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними сформированы на начальном уровне; ребенок более осознанно подходит к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, считая важным для этого не только игру, но и содержательное общение, выражая при этом желание самому другой язык или помочь иностранцу освоить русский язык.
Проявление эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей).
• 1 балл – ребенок отказывается от общения и совместных игр с детьми различных рас и национальностей, дает им отрицательную эмоциональную оценку, не может определить свое отношение к детям других национальностей и рас.
• 2 балла – интерес к напарнику для игры и общения основан на общепозитивном отношении к сверстникам; ребенок проявляет не яркое желание «в общем» узнать «про жизнь, интересы» детей, и более заинтересованы в информации об играх и игрушках детей различных рас и национальностей; проявляет желание познакомиться с «другими» детьми, поиграть, показать свои игры и игрушки.
• 3 балла – интерес и желание к совместной деятельности с детьми разных этносов выражен более ярко, проявляется в желании подробнее узнать не только про игры, игрушки, праздники, но и про природу, историю, культуру, язык и другие способы общения в других странах, а также про расовые и национальные особенности иностранных детей.
Проявление поведенческого компонента этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).
• 1 балл – практические умения не сформированы и проявляются только в высказываниях о необходимости соблюдения правил вежливого общения по указанию взрослых.
• 2 балла – умения организовывать общение и совместные игры находится в стадии становления, проявляются фрагментарно, определяются личными интересами ребенка; умения действовать в конфликтной ситуации отсутствуют, ребенок стремиться обратиться за помощью взрослого.
• 3 балла – умения общаться и взаимодействовать с детьми – представителями других рас и национальностей находится в стадии становления, выражаются в речи-рассуждении о нормах и правилах взаимодейтсвия, освоенных с помощью взрослых; умения действовать в конфликтной ситуации межэтнического общения развиты на начальном уровне, определяются общими толерантными установками ребенка или ранее слышанными объяснениями взрослых.
Результаты заносятся в таблицу.
Ф.И. ребенка | Возраст | Компонеты этнотолерантности | ||
Когнитивный | Эмоциональный | Поведенческий | ||
Совокупный анализ результатов проводится по следующим критериям:
• Ведущий уровень проявления этнотолерантности (перцептивный, когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий);
• Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний);
• Проявление эмоционального компонента этонотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание налаживать с ними добрые бесконфликтные отношения, организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей);
• Проявление поведенческого компонента этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).