Идея народности воспитания




Вклад К. Д. Ушинского в развитие педагогики

Выполнила

студентка 1 курса заочного отделения

Горинова Елена

Преподаватель:

Летова С. В.

 

ОРШАНКА

Содержание

Введение

1.Педагогические идеи К. Д. Ушинского

1.1 Идея народности воспитания

1.2 Родной язык – средство воспитания

1.3 Труд – основа воспитания

1.4 Нравственное воспитание

1.5 Связь теории и практики

1.6 Личность педагога

2. Дидактические принципы

3. Заключение

 

Реформирование современной системы образования, принятие ФГОС заставляют нас искать ответы на вопросы воспитания. Если обратиться к педагогическим мыслям прошлого, можно найти много мудрости и подсказок для решения современных проблем в воспитании детей. В галерее ярких исторических личностей хочу выделить и остановиться на выдающемся лице Ушинском Константине Дмитриевиче. Константин Дмитриевич – великий основатель научной педагогики, «учитель русских учителей».

Русский педагог – психолог К. Д. Ушинский сложился как ученый в эпоху освободительного общерусского движения, частью которого явилось общественно-педагогическое движение 50 – 60-х прошлого столетия. Отмена крепостного права и последовавшие за этим перемены в жизни России обнажили коренную задачу обновления и расширения просвещения, создания почти новой школы.

В решении этой важнейшей задачи исключительную роль сыграла общественно-педагогическая мысль, в развитие и утверждении которой неоспоримая заслуга принадлежит К. Д. Ушинскому.

 

1. Педагогические идеи К. Д. Ушинского.

Вклад Ушинского в теорию воспитания и образования основывается на двух идеях всего его педагогического наследия: народность и антропологизм. Первая выражена им во всех статьях и воплощена в учебниках. Вторая – в капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Он утверждал, что в основу обучения должны быть положены философские, психологические, физиологические особенности людей. Он заявлял, что в области преподавания ни в коем случае нельзя полагаться исключительно на свой, пусть и удачный, опыт. Теория обязательно должна сопровождаться практикой. В своих трудах Константин Дмитриевич пишет о труде, как основе воспитания; о роли родного языка в воспитании; о связи теории и практики; о педагогике и ее связи с другими науками; о воспитании в целом, о воспитании нравственности; о личности педагога.

Идея народности воспитания

В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у чужого народа…», - писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857)

Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Константин Дмитриевич подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Ушинский указал, что патриотизм русского народа проявляется в полной его мере лишь тогда, когда родине угрожает опасность. Основанное на народности воспитание должно приучить проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга.

Будучи глубоко уверен в могучих творческих силах русского народа, Ушинский выдвинул требование, чтобы дело народного образования было предоставлено самому народу, и освобождено от тягостной и тормозящей его развитие правительственной опеки. «Кто хорошо знаком с историей России, тот ни на минуту не задумается вручить народное образование самому же народу», - писал Ушинский. Принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории всей страны, географии, изучении русских писателей и поэтов(литература), природы России и др.

 

1. 2 Родной язык – средство воспитания

В тесной связи с народностью, как основой воспитания в педагогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка. В замечательной статье «Родное слово» Ушинский писал: «Язык народа- лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…Он не только выражает собою жизненность народа, но и есть именно самая эта жизнь. Когда исчезнет народный язык, - народа нет более!» Родной язык, как указывал Ушинский, - это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и лучший народный наставник. Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять «предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе другие результаты». Ушинский способствовал тому, чтобы превратить родной язык в учебный предмет, способствующий умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

1. 3 Труд – основа воспитания

Важным основанием педагогики Ушинский считает формирующую роль деятельности и активности личности. Деятельность Ушинский рассматривал как основу воспитания и обучения.

Одной из важнейших форм деятельности Константин Дмитриевич считает труд. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» он показывает, что труд – это, прежде всего основа материальной жизни, и источник развития человека, необходимое условие гармоничного развития – физического, умственного, нравственного, эстетического. К тому же деятельность и труд являются и условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, формирования способностей и характера ребенка.

Школа должна готовить человека к свободному и творческому ТРУДУ, вызывать у него «жажду серьезного труда», формировать привычку трудиться и находить счастье в наслаждении трудом.

1.4 Нравственное воспитание

Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс ''управления личностью'' цель которого – воспитать гармонически развитого человека.

Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно – центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью. Средства нравственного воспитания по - Ушинскому: обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания. Одним из сильных средств воспитания Ушинский считает природу, называя ее одним из «великих наставников человечества»

.

1.5 Связь теории и практики

Еще одним основанием педагогики как науки Ушинский считает единство теории и практики. Истинная наука педагогика может развиваться только на основе связи теории и практики, всесторонним обобщением педагогического опыта – «теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли». Ушинский обращает внимание не только на теоретическое, но и большое практическое назначение педагогики. Эта приложимость законов педагогической науки и практической деятельности позволило ему назвать педагогику «искусством воспитания».

Задачу педагогики Ушинский видел в «изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания». Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы «открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».

1.6 Личность педагога

Ушинский утверждал личность учителя-воспитателя центром и душой школы: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности…Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно воспитать характер».

Учитель должен иметь твердые убеждения; глубокие знания и умения по тем наукам, которые он будет преподавать; знать педагогику, психологию, физиологию; овладеть практическим искусством преподавания; любить свое дело и беззаветно ему служить. В 1961 году Ушинский пишет большую работу «Проект учительской семинарии», в которой излагает систему подготовки учителей. Многие принципиальные положения этой работы являются актуальными ив наше время.

2. Дидактические принципы

Доступность обучения. К. Д. Ушинский считал, что содержание обучения должно быть адаптировано с учетом умственных и физических возможностей учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. Вместе с этим изучаемый материал должен требовать от детей определенных усилий для его усвоения.

Принцип научности обучения.

Принцип воспитывающего обучения (единства обучения и воспитания). Если развитие, формирование и воспитание личности осуществляется в единстве своем через обучение, то само обучение неизбежно должно быть развивающим и воспитывающим. Обучение Ушинский считал могущественным органом воспитания.

Систематичность и последовательность. К.Д. Ушинский предупреждал о том, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке. Поэтому знания и умения детей должны представлять собой определенную систему, а их формирование – осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами.

Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения.

Наглядность обучения. По мнению Ушинского обучение должно строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком.

Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении.

 

Заключение

Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убежден, что ей нужна прочная научная база. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, географию, политэкономию, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимает психология и физиология.

Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека. Он утверждал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». (О пользе педагогической литературы»)

Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: