Познание как припоминание.




Материалы лекций по философии (Р.Р.)

Платон

Принято считать, что развитие основных классических философских идей идёт по линии: Сократ – Платон – Аристотель.

Основная проблема всей античной философии – проблема диалектики материи и идеи. Применительно к антропологии это диалектика души и тела.

«Материя – это то, в чём возникает чувственное подобие умопостигаемого образца» (Платон). Потенция и возможность любых вещей и явлений действительности.

Платон в своих философских поисках продолжает сократовскую линию. Вещи не рассматриваются только в их эмпирическом существовании.

Есть множество лошадей пегих, вороных, карликовых и пр., но у всех у них есть один и тот же смысл — лошадность. Это общее, родовое понятие. Соответственно, можно говорить о жилище вообще, цветке вообще, о прекрасном вообще, о добром, красном, зелёном. (квадраты Малевича в этом ряду примеров несут не только символический, но и философский смысл, а Пушкин Кандинского психологичнее и энергийнее, чем самые лучшие реалистичные портреты).

Платон полагает, что без обращения к идеям - к родовым, общим понятиям не обойтись, это единственный путь преодоления многообразия, неисчерпаемости чувственно-эмпирического мира.

Идея – понимается как:

 

1. Вид (эйдос), образ, вещественное, телесное, мыслимое начало.

2. Смысл, сущность, каждой единичной вещи (стольность, лошадность) «Диоген: А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу. Платон: И понятно: чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность у тебя нет разума». О бщее, родовое в вещах, явлениях, событиях, их смысл.

3. Идея как образец (парадэйгма) — совершенство. (Ближе всего к идее стола лежит самый совершенный стол...;совершенная лошадь, женщина и тд.)

4. Идея как общее понятие — результат логической операции.

Таким образом, идея (эйдос) обладает умственной и зрительной природой.

Идея — это общее в данном классе вещей. Идея неразрывно связана с конкретной единичной вещью.

Как у Платона соотносятся идея вещи и сама единичная вещь?

Двояко:

1) как переход от вещи к идее (В — И) Здесь всегда есть предел.

2) Как переход от идеи к вещи (И — В) Здесь нет предела. Идея выступает как порождающая модель того класса вещей, которому она сопричастна.

Но у Платона идеи идей рождённых в голове человека и воплощённых в вещах, существуют независимо от человека, объективно. (Искусство - «третья скамья»).

Таким образом Платон постулирует первичность и объективность (независимость) общего, идеального от вещественного, материального.

Идеализм Платона заключается в том, что:

1. Материальные вещи изменчивы, непостоянны — конечны в своём существовании;

2. Мир идей (эйдосов) существует вечно, они истинны, постоянны;

3. Мир вещей есть отображение мира идей.

Актуальность для современной науки: идеи (общее — законы, принципы, свойства вещей, понятия и категории науки) ключ к познанию мира. (например физические тела различного качества и свойства можно взвесить благодаря тому, что мы называем их массой — граммы, килограммы и т д.).

И в этом смысле они первичны — мы оперируем научными данными, принципами построения теорий, аксиомами, и т д., зная о том или догадываясь, что они результат опыта, эксперимента, или практики.

Учение Платона о душе.

Веру в бессмертие души Платон унаследовал от Пифагора.

На формирование его этических идей главное влияние оказал Сократ.

Философия есть созерцание истины. Это — высшее Благо. Существует два рода интеллекта – ум и рассудок. Метод ума есть диалектика.

Благо = интеллект+нравственность.

1) Душа — категория нравственная (её цель — благо, совершенство)

2) Душа — категория психического (свойства души у трёх сословий людей — различны: вожделение (ремесленники), мужество (стражи), рассудительность (правители, философы). Каждый занимает сообразно своим способностям души свою нишу в государстве. В этом так же состоит справедливость.

3) Душа — орган познания, т.к. бог (Демиург) создавая Космос, глядя на первообразец, поместил Ум в Душе, а душу в теле. (См. Психологии познавательной деятельности).

Познание как припоминание.

Дообретения новой телесной оболочки душа (как начало вечное) уже накопила опыт (учение о переселении души Пифагора, который путешествовал на Восток оказало влияние на Платона). Кроме того, душа уже познала Всё, находясь прежде в мире Идей. Она познала истину. Отсюда концепция «припоминания».

Истина содержится в душе.

Чувственный мир являясь отражением мира идей, становится для души символом иного мира. Чувственный мир — это мост, посредник, ведущий из видимого в невидимое. (Вот и философская основа для формирования христианской догматики).

Итак, в душе изначально заложено всё, что находится в мире идей.

Рост и проявление скрытых потенциалов и есть процесс припоминания.

Можно предположить, что способности - это те знания которые душа приобрела в предыдущих воплощениях, они предшествуют опыту, это то, чем мы владеем априори (до опыта).

Идеи Платона созвучны концепции архетипов К.Г. Юнга.

Архетипы — в глубинной психологии — врождённая способность души расти в определённом направлении.

Душа — основа движения, самодвижущееся начало.

Душу портят: несправедливость, невоздержанность, трусость, невежество, чрезмерное себялюбие, эгоизм, ослепляющий человека.

Исторические заслуги Платона:

1. Основатель жанра философский диалога — оставил письменное философское наследие.

2. Основатель идеализма как философского направления (абсолютизация Объекта).

3. Исследовал вопросы природы (космология), общества, но так же и проблемы познания (гносеологии). Разработал основы понятийного мышления.

4. Основатель собственной школы «Академии».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: