Материалы лекций по философии (Р.Р.)
Платон
Принято считать, что развитие основных классических философских идей идёт по линии: Сократ – Платон – Аристотель.
Основная проблема всей античной философии – проблема диалектики материи и идеи. Применительно к антропологии это диалектика души и тела.
«Материя – это то, в чём возникает чувственное подобие умопостигаемого образца» (Платон). Потенция и возможность любых вещей и явлений действительности.
Платон в своих философских поисках продолжает сократовскую линию. Вещи не рассматриваются только в их эмпирическом существовании.
Есть множество лошадей пегих, вороных, карликовых и пр., но у всех у них есть один и тот же смысл — лошадность. Это общее, родовое понятие. Соответственно, можно говорить о жилище вообще, цветке вообще, о прекрасном вообще, о добром, красном, зелёном. (квадраты Малевича в этом ряду примеров несут не только символический, но и философский смысл, а Пушкин Кандинского психологичнее и энергийнее, чем самые лучшие реалистичные портреты).
Платон полагает, что без обращения к идеям - к родовым, общим понятиям не обойтись, это единственный путь преодоления многообразия, неисчерпаемости чувственно-эмпирического мира.
Идея – понимается как:
1. Вид (эйдос), образ, вещественное, телесное, мыслимое начало.
2. Смысл, сущность, каждой единичной вещи (стольность, лошадность) «Диоген: А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу. Платон: И понятно: чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность у тебя нет разума». О бщее, родовое в вещах, явлениях, событиях, их смысл.
3. Идея как образец (парадэйгма) — совершенство. (Ближе всего к идее стола лежит самый совершенный стол...;совершенная лошадь, женщина и тд.)
4. Идея как общее понятие — результат логической операции.
Таким образом, идея (эйдос) обладает умственной и зрительной природой.
Идея — это общее в данном классе вещей. Идея неразрывно связана с конкретной единичной вещью.
Как у Платона соотносятся идея вещи и сама единичная вещь?
Двояко:
1) как переход от вещи к идее (В — И) Здесь всегда есть предел.
2) Как переход от идеи к вещи (И — В) Здесь нет предела. Идея выступает как порождающая модель того класса вещей, которому она сопричастна.
Но у Платона идеи идей рождённых в голове человека и воплощённых в вещах, существуют независимо от человека, объективно. (Искусство - «третья скамья»).
Таким образом Платон постулирует первичность и объективность (независимость) общего, идеального от вещественного, материального.
Идеализм Платона заключается в том, что:
1. Материальные вещи изменчивы, непостоянны — конечны в своём существовании;
2. Мир идей (эйдосов) существует вечно, они истинны, постоянны;
3. Мир вещей есть отображение мира идей.
Актуальность для современной науки: идеи (общее — законы, принципы, свойства вещей, понятия и категории науки) ключ к познанию мира. (например физические тела различного качества и свойства можно взвесить благодаря тому, что мы называем их массой — граммы, килограммы и т д.).
И в этом смысле они первичны — мы оперируем научными данными, принципами построения теорий, аксиомами, и т д., зная о том или догадываясь, что они результат опыта, эксперимента, или практики.
Учение Платона о душе.
Веру в бессмертие души Платон унаследовал от Пифагора.
На формирование его этических идей главное влияние оказал Сократ.
Философия есть созерцание истины. Это — высшее Благо. Существует два рода интеллекта – ум и рассудок. Метод ума есть диалектика.
Благо = интеллект+нравственность.
1) Душа — категория нравственная (её цель — благо, совершенство)
2) Душа — категория психического (свойства души у трёх сословий людей — различны: вожделение (ремесленники), мужество (стражи), рассудительность (правители, философы). Каждый занимает сообразно своим способностям души свою нишу в государстве. В этом так же состоит справедливость.
3) Душа — орган познания, т.к. бог (Демиург) создавая Космос, глядя на первообразец, поместил Ум в Душе, а душу в теле. (См. Психологии познавательной деятельности).
Познание как припоминание.
Дообретения новой телесной оболочки душа (как начало вечное) уже накопила опыт (учение о переселении души Пифагора, который путешествовал на Восток оказало влияние на Платона). Кроме того, душа уже познала Всё, находясь прежде в мире Идей. Она познала истину. Отсюда концепция «припоминания».
Истина содержится в душе.
Чувственный мир являясь отражением мира идей, становится для души символом иного мира. Чувственный мир — это мост, посредник, ведущий из видимого в невидимое. (Вот и философская основа для формирования христианской догматики).
Итак, в душе изначально заложено всё, что находится в мире идей.
Рост и проявление скрытых потенциалов и есть процесс припоминания.
Можно предположить, что способности - это те знания которые душа приобрела в предыдущих воплощениях, они предшествуют опыту, это то, чем мы владеем априори (до опыта).
Идеи Платона созвучны концепции архетипов К.Г. Юнга.
Архетипы — в глубинной психологии — врождённая способность души расти в определённом направлении.
Душа — основа движения, самодвижущееся начало.
Душу портят: несправедливость, невоздержанность, трусость, невежество, чрезмерное себялюбие, эгоизм, ослепляющий человека.
Исторические заслуги Платона:
1. Основатель жанра философский диалога — оставил письменное философское наследие.
2. Основатель идеализма как философского направления (абсолютизация Объекта).
3. Исследовал вопросы природы (космология), общества, но так же и проблемы познания (гносеологии). Разработал основы понятийного мышления.
4. Основатель собственной школы «Академии».