Описание эпонимного памятника




Ареал распространения. Число известных памятников невелико (поэтому весь район распространения оценить пока сложно). Они расположены к востоку от оз. Тайху на значительном расстоянии друг от друга, прежде всего в окрестностях г. Шанхая. Находятся выше уровня равнины, как везде в рисоводческих долинах рек, на небольших возвышениях, а не на четко выраженном холме, как центр царства Мо. Известен ряд других памятников культуры Мацяо: Чашань 查山 (уезд Цзиньшань 金山, р-н г. Шанхай), расположенный к юго-востоку от оз. Тайху в 5 км. от берега Ханчжоуского залива[17]; Туцзэ (близ совр. г. Пинху, пров. Чжэцзян), лежащий к северу от залива Ханчжоувань и др. [18]

Поселение. Само Мацяо ― это сравнительно крупное, но сельское поселение. Здесь нет жреческого прихрамового некрополя, характерного для окрестностей столичного центра царства Мо[19]. Вместе с тем, это поселение развитого общества, которому, вероятнее всего, соответствовали еще не обнаруженные города уровня Мо. Именно такие города и поставляли высококачественную керамику в Мацяо; и находились они, по-видимому, сравнительно недалеко.

Слои и периоды. На памятнике раскопано два, отстоящих друг от друга участка. На первом участке выделено семь слоев: 2 и 3 слои относятся к Мацяо, 4-7 — к Лянчжу. На втором — четыре: 2 слой содержит материал средневековья, 3 относится к Мацяо, а 4 — к Лянчжу. Преемственность — очевидна[20]. Найдено сравнительно много колодцев, хозяйственных ям[21], а также 11 значительных скоплений фрагментов керамики[22].

Сооружения. Выявлено сравнительно большое число углублений от опорных столбов домов на сваях, как везде в прото-ЮВА. Выделены четыре сооружения квадратной формы: три однокамерных и одно- и двухкамерное с вытянутым входом[23].

Погребения. Все погребения обнаружены на втором участке. Их немного; всего четыре, из которых одно значительно повреждено. Все без какого либо сопроводительного инвентаря. В одном (М201) — трупоположение вытянутое, на спине, ориентация на юго-запад. Второе такое же, но сильно повреждено поздней ямой. Третье погребение — необычное, тело было уложено в ямку с неровным дном, с углублениями; лежало головой ближе к середине, так что ноги оказались поджатыми[24].

Керамика и орудия труда

Большая часть материала получена из слоя и из мест скопления керамики.

Керамика. Сложный керамический комплекс Мацяо развивает традиции культуры Лянчжу и содержит высококачественную городскую посуду с массой вариантов, которых, видимо, требовал рынок. Многочисленны сосуды с надписями, на разных формах — разные (на горшках одни, а на крышках, кружках и мисках — иные, более сложные).

Рассмотрим таблицу № 4 (см. Приложение). Кухонная посуда представлена сосудами нескольких видов, внутри каждого из которых могут быть выделены отдельные категории. Немногочисленные кувшины с округлым туловом с вогнутым дном, (Таблица № 4. Рис. 1). Массовой формой является сравнительно простой трипод на основе круглодонного горшка на плоских ножках с четко профилированным венчиком. Выделено три категории, каждая из которых отличается в первую очередь по форме ножек (рис. 7-9). На отогнутом бортике венчика этих сосудов встречаются знаки письма (см. ниже). Основные различая между горшками-триподам не столько в форме сосуда, сколько в форме ножек. Обратим внимание на то, что горшков-триподов с полыми ножками, характерных для северной части Восточной Азии (по-видимому, один из этнокультурных признаков хуася), здесь нет. Вторая разновидность триподов — это триподы на основе уплощенных круглодонных чаш на сплошных округлых в сечении или выгнутых ножках (рис. 5,6). Есть также двухчастные триподы с высоким верхним сосудом и слегка уплощенным нижним (рис. 10). Горшки также разнообразны. Две категории сосудов отнесены к горшкам с округлым туловом и с вогнутым дном. Для первой характерно сильно вогнутое дно (рис. 11), для второй — слабо (рис. 12). На них также встречаются знаки письма. Есть еще две категории горшков (рис. 13,14). Среди единичных сосудов можно отметить «чайники» (рис. 15). Нет мисок, нет чаш на низких полых поддонах.

Набор «парадных» сосудов сравнительно велик ― это высококачественная керамика. Многие из них сложной технологии, которая применялась только при их изготовлении. Для сельской «парадной» керамики глина отмучивалась не всегда тщательно, есть и толстостенные сосуды (в городских комплексах Лянчжу парадная керамика — из тщательно отмученной глины). Очень важно обратить внимание на наличие фрагментов раннего фарфора[25]. Напомним, что изделия из него обнаружены на синхронных памятниках к югу от оз. Поянху — Учэн и Синьгань.

Есть неорнаментированные плоскодонные чаши, и чаши на низком сплошном поддоне (Таблица № 3. Рис. 1-3). Большинство парадных форм орнаментированы. Это различные чаши на средних полых поддонах (рис. 4,5), а также чаши с округлым, плоским и вогнутым дном (рис. 6-8). Орнамент нанесен на центральную часть тулова.

К числу наиболее массовых относятся чаши на широких средних (рис. 9-10) и сравнительно узких высоких поддонах (Рис. 11). Особое внимание привлекают высокие широкогорлые кубки, расширяющиеся книзу. Часть из них орнаментированы (рис. 14), а часть нет (Рис. 12,13). К ним примыкает еще одна категория — орнаментированные кубки с ручками (рис. 15,16). Примечательны и одноручные кувшины с ассиметричным корпусом. Для них характерны широкие ручки, которые широко встречались и в Лянчжу (рис. 17,18). Редкой формой является кувшин-трипод на полых ножках со сливом и ручкой — известны только два фрагмента (рис. 15,16). В Мацяо также большие число крышек, одни покрыты теми же росписями, что и парадные сосуды, другие геометрическим декором (Таблица № 4. Рис. 2-4).

Орнамент. На столовой и кухонной керамике (горшках, триподах, кувшинах) штампованный, в основном в виде грубой штриховки, «плетенки» и «сеточки». А на парадных формах распространены различные орнаменты на базе двойной ромбовидной и округлой спирали. Это характерный признак сакральной культуры аустроазиатских народов, распространенный исключительно широко в «прото-ЮВА» (на юге Восточной Азии и в Юго-Восточной Азии). Помимо двойных спиралей и «арабеска», есть ряды ассимметричных знаков различной конфигурации и последовательности, некоторые из которых, на наш взгляд, могут быть связаны с «прото-у-юэским письмом» (см. ниже). Поскольку такое будет встречаться на бронзовых сосудах Шанского нома, то здесь мы только обозначим данное явление как научную проблему, которую еще предстоит разрешить.

Также нельзя не обратить внимание не то, что среди ряда форм, прежде всего кубков, можно проследить прообразы бронзовых сосудов, находимых позднее в погребениях на территории Шанского нома (ок. 1300-1027 гг. до н.э.). В частности описанные выше кубки, бесспорно, могут считаться «предшественниками» бронзовых кубков с утолщением в нижней части, которые характерны для Шан. Чаши на средних полых поддонах также дают сходство с Шан.

Важнейшая специфика исторического процесса в Восточной Азии II тыс. до н.э. заключается в том, что некоторые сакральные сосуды (прежде всего кубки) получают широкое распространение у различных этносов, постепенно переходя из одной историко-культурной зоны в другой — из Нижней Янцзы на Среднюю, а затем и в те районы, окружающих место выхода Хуанхэ на Великую китайскую равнину сначала к югу (в бассейн р. Ло), а затем — к северу (район Шанского нома).

В целом, керамические комплексы всех секторов Шанского нома иные, чем керамический комплекс Мацяо[26]. В Шан наиболее массовой формой, характерной для всех выделенных к настоящему времени секторов (южного, юго-западного, юго-восточного, северо-восточного) на территории нома вокруг городища Иньсюй, являются вытянутые чаши на низком полом поддоне, некоторые с треугольным орнаментом[27]. В Шан, каки везде в бассейне Хуанхэ, есть отсутствующие в Мацяо, горшки-триподы и кубки-триподы с полыми ножками.

Наличие сходств по ряду форм, на наш взгляд, свидетельствует о реализации «верхушечных» связей между этносами. Мацяо и Шан нельзя считать родственными — в том числе из-за разделенности в пространстве и во времени, различая также во многом обусловлены различными типами земледелия: «заливное» рисоводство в Мацяо (субтропики) и «суходольное» просоводство в шанской политии, расположенной к северу от выхода Хуанхэ на Великую равнину в «Аньянском аграрном очаге» (в зоне умеренного климата). Но одна из частей шанского общества могла происходить из «контактной» зоны на юге Великой равнины с Нижней Янцзы. Именно, они и принесли с собой в Шан кубок.

Такова специфика керамического комплекса южной части Восточной Азии (севера «прото-ЮВА»). Прейдем к рассмотрению орудий труда из бронзы и камня.

Орудия из бронзы. Они не многочисленны, но очень совершенной формы, что также является одним из подтверждением того, что и предшествующий этап развития Нижней Янцзы, поздний период культуры Лянчжу, также уже «знал» бронзу[28]. На эпонимном памятнике найден один топор-кельт четкой формы (Таблица № 5. Рис. 1). Напомним, что кельт — это основное орудие труда и оружие эпохи развитой и поздней бронзы всей прото-ЮВА. Есть нож с прямой спинкой, явно переходящей в рукоятку (рис. 2). Сохранился фрагмент клевца (рис. 3). Наконечник черешковой стрелы — очень сложной конструкции (рис. 4). Топор-кельт и стрела говорят об очень высоком уровне развития металлургии бронзы на Нижней Янцзы в это время.

Орудия из камня. Все изделия тщательно отшлифованы со всех сторон. Это комплекс оружий земледельческого населения с древними традициями; камень эпохи металла, некоторые формы которого воспроизводятся в бронзе. Рассмотрим Таблицу № 5. Есть симметричные и асимметричные плечиковые топоры (это один из этно-культурных признаков аустроазиатских народов, они широко распространены в прото-ЮВА), но их немного (1,2). А выделяются различные тесла, в том числе тонкие удлиненные (1) и «денталевидые» с четким профилем (2), что может быть аргументом в пользу того, что здесь могло оставаться и аустронезийское население. Есть топор с отверстием сравнительно большого диаметра. Из оружия (пока сложно сказать боевого или ритуального) есть секира с характерными выступами (1) и клевцы двух видов (2,3), которые в будущем будут иметь аналоги в бронзе. Много «резаков» (ножей с рукояткой) различной формы. Выделяются ножи с двумя отверстиями в верхней части. Много серпов клювовидной формы. Также есть большое количество наконечники стрел различной формы (черенковые, подтреугольные с выемчатым основанием и др.) – для охоты на крупных животных, соответственно, из тугого лука. В целом этот набор был характерен и для позднего периода. Хотя часть изделий исчезла, по этому признаку также заметна преемственность между Лянчжу и Мацяо. В целом, прогресс в технологиях и в социальных отношениях очевиден. Продолжает развиваться и «элитарная» и простонародная культура.

***

Поселение Мацяо по социальной структуре общества более «простое», чем синхронный город в зоне расселения аустроазиатов близ оз. Поянху, Учэн (ок. 1600–1200 гг. до н.э.), но это не разница этапов развития, а разница между двумя одновременными типами поселений: «городом» и «деревней». В Учэне тоже существовала сложная письменность — наследница аустрического письма V тыс. до н.э. из Шуандуня (уезд Бэнбу, пров. Аньхой) на Средней Хуайхэ[29]. Нельзя исключить возможности того, что часть носителей культуры Лянчжу переселились туда, в западную часть Нижней Янцзы.

Письменность Мацяо

В Мацяо, по-видимому, бытовало два вида письменности, один широко распространенный в быту — встречается в виде отдельных массовых стандартных иероглифов и коротких фраз на хозяйственных сосудах (Таблица № 7), другая носила элитарный характер и встречается в виде текстов на фрагментах «парадной» посуды — кубках и чашах (Таблица № 8. Рис. 5, 6). Рассмотрим имеющийся в нашем распоряжении материал. Сначала рассмотрим иероглифы первого вида письма[30].

Значительная часть из них размещена на отогнутых венчиках, остальные на плечиках сосудов. Распределим иероглифы по группам. Всего было выделено 28 «морфологических групп» иероглифов, объединенных в 6 типов. Назовем их и укажем иероглифы, которые имеют параллели со знаками письменности из других памятников и других эпох.

1. «Кресты» — две категории («прямые кресты» и «косые кресты»), это очень продуктивные иероглифы; 2. «Комбинации прямых линий» — семь категорий («Z-образный знак», «гантели», «забор», «треугольник» и «треугольник с дополнительной чертой», «квадрат», «разомкнутый прямоугольник», «прямоугольник с вертикальными полосами»); 3. «Дуги» — две категории (горизонтальные и вертикальные), они почти не образуют сочетаний, дают простые сочетания; 4. «Сочетание прямых линий под углом» — 7 категорий («галочки» — сочетания прямых линий под углом, «стрелы», «гарпун», «шеврон» несколько прямых линий под углом, «вертикальная» и «горизонтальная елочка»). Они дают сочетания, которые семантически значимы; 5. «Сочетание изогнутых и прямых линий» — три категории («горизонтальная изогнутая с пересекающей вертикальной линией» — этот иероглиф встречается на большом числе сосудов из фарфора в Синьгане [31], «лапка трехпалая», «лапка на прямой ручке», прочее — ряд этих знаков были обнаружены в Иньсюй[32]); 6. «Сочетание прямых линий и дуг» — шесть категорий («сочетания дуг», по-видимому, включает сочетания иероглифов — фразы, их мало, поскольку пометы не керамике не предполагали развернутых текстов; «дуги и вертикальные линии», «валюты», «сочетание прямых лини», «прочее»).

Дух Мацяо здесь виден и в написании, и в вариантах написания иероглифа — чувствуется свобода и развитость системы письма.

Фраз мало, состоят они из двух-трех иероглифов. «Просто черт» (1-3 линии) почти нет — это именно иероглифы; хотя они в основном «простые», при этом много модификаций одного и того же. Примечательны «сложные» (т.е. неразлагаемые на составляющие) иероглифы. Их по самой природе надписей, носящих хозяйственный характер, немного.

По месту нанесения это «экономически-бытовые» надписи, на массовых высококачественных сосудах. Одиночные иероглифы, нанесенные в одних случаях — гончарами, в других — обладателями сосудов, могли быть хозяйственными маркерами, которые обозначали принадлежность хозяину или были формой оберега. Это написано не для храмов¸ они использовались именно в быту, поскольку, как уже говорилось выше, погребений на памятнике Мацяо обнаружено мало и в них нет сопроводительного инвентаря. На тех же памятниках, где надписанные сосуды извлечены из погребения, они выполняли сакральные функции, сопровождая умершего на его пути в иной мир.

Гончар, метивший в таком обилии, «уверенным» и устойчивым по форме иероглифом, не мог не принадлежать к обществу, имевшему уже сложившуюся и многим понятную письменность. Большая часть знаков очень уверенная, часть менее уверенная, но все они прочерчены по готовому сосуду. Феномен этого массива в том, что знаки простые, но их много; соответственно грамотность, даже в «селе» была распространена широко.

В нашем распоряжении также есть несколько изображений на фрагментах керамических сосудов, которые напоминают орнаменты, но при сохранении декоративной функции, очевидно, содержат знаки письменности Нижней Янцзы (Таблица № 8). Это раздельное строчное (как и в Учэне) письмо, знаки которого располагались в одну линию внутри четких изображений птицы и рыбы (Рис. 1 и 2), в два ряда (Рис. 3), а также очень интересны изображения (Рис. 5 и 6), которые требуют отдельного изучения, поскольку будут широко встречаться на шанских предметах. Вряд ли это орнаменты — знаки не симметричны, велико вариативное разнообразие, мало повторов. С определенной степенью уверенности можно предположить, что это сложившаяся разновидность «у-юэского письма», по-видимому, родственного двум надписям на одном из сосудов из политического центра Шанского нома холма Иньсюй (см. Таблица № 13).

 

Иероглифы на керамике также были обнаружены на уже упомянутом выше памятнике Чашань (1600-1300 гг. до н.э.). В основном это те же и там же, что на памятнике Мацяо[33]. Четыре из пяти надписей — тоже на отгибе венчика. И фраза из трех иероглифов (разное число вертикальных линий, знаки состоящие из нескольких черт) — очень узнаваема, скоропись, сделанная грамотным человеком. Материал этого памятника важен потому, что показывает, что здесь и на Мацяо, расположенном в нескольких десятках километров к северу, существовал один и тот же набор иероглифов и одна и та же традиция подписывать ими сосуды.

 

***

Все это позволяет говорить о том, что письменность Мацяо уже очень развитая, но использовалась она в основном для очень простых текстов. Это — высший этап развития геометрического аустрического письма возникшее еще в V тыс. до н.э. Шуандуня. И это — «городское» письмо.

Признаков шанской иероглифики цзягувэнь (надписи на панцирях черепах и костях животных) — здесь нет, а продолжает развиваться своя система письменности, тесно связанная с предыдущей местной традицией. И она имеет большое будущее, поскольку будет обслуживать общество на протяжении большей части II тыс. до н.э. Одновременно существовало несколько своих письменностей и на Шаньдуне. В дальнейшем разные формы письма были, по-видимому, синтезированы в Шан, и давшего то, что называется древней китайской иероглификой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: