Обострение Сирийского кризиса




Доклад экспертов третьей модели Организации Объединённых наций Казань РГУП

Совет безопасности

Повестка дня: «Обострение военного сирийского конфликта»

Обострение Сирийского кризиса

Урегулирование сирийского конфликта продолжает оставаться одной из самых острых проблем международной повестки дня второго десятилетия XXI века. Несмотря на заявления о ликвидации ИГ, организации, признанной террористической РФ, конфликт продолжается. Очевидно, что мы являемся свидетелями нового витка вооруженного конфликта в Сирии.

Если затронуть историю конфликта, то можно выделить несколько этапов. Первый этап противодействия ИГ охватывает период с августа 2014 года и завершается в конце сентября 2015 года. В данный период ИГ сумело значительно укрепить свои позиции, продвинувшись в провинции Ракка и Дейр-эз-Зор. В результате в 2015 году ИГ контролировало 70% территории Сирии, а численность боевиков организации составляла 60 тыс. чел. По данным ООН, к осени 2015 года в Сирии погибло 230 тыс. чел.

В сентябре 2015 года ситуация в Сирии была критической, и просьба сирийских властей о вмешательстве в конфликт России закономерна. Верхняя хронологическая граница первого этапа обусловлена началом проведения российской военной операции против ИГ в Сирии, санкционированной руководством страны.

Второй период противодействия ИГ начинается с вступлением в борьбу с ИГ России 30 сентября 2015 года. Военно-космические силы (ВКС) России наносили авиаудары по районам, подконтрольным ИГ и террористической организации «Джебхат Фатх аш-Шам».

Третий период начался в 2017 году и продолжается в настоящее время. В 2017 году в борьбе с ИГ наступил переломный момент, которого удалось достичь во многом благодаря российской поддержке.

Говоря о сирийском военном конфликте, необходимо указать на то, что главный вопрос на сегодняшний день – это вопрос о его дальнейшем развитии, а также о том, каковы реальные шансы на его мирное разрешение в настоящее время. Следовательно, три основные проблемы, которые мешают мирному урегулированию — это Курдский вопрос, внешняя политика

Турецкого государства в отношении Сирийской Арабской Республики (САР) и немногочисленные остатки формирований запрещенных группировок.

Для осмысления проблемы следует вспомнить некоторые исторические факты, ставшие предвестниками нынешней череды кровопролитных войн и состояния дестабилизации в регионе. Как известно, Ближний Восток давно является полем противостояния международных и региональных политических сил, что привело к превращению региона в источник многочисленных военных конфликтов и, в большинстве случаев, предопределило неспособность их разрешения усилиями ООН, ЛАГ и других международных организаций. Ближний Восток является печальным примером политической нестабильности и пространством серьезных международно-правовых нарушений, связанных с правами и свободами человека, примером многочисленных нарушений международных обязательств, зафиксированных в Уставе ООН и других международных договорах.

Начиная с 2019 года, обстановка на территории Сирии кардинально поменялась. Если на фоне «Арабской весны» 2011 года это был кризис по смене правительства, то теперь Сирия является главной конфликтной зоной на всем Ближнем Востоке. Вмешательство США и ее коалиции в Сирийский кризис только усугубило гуманитарное состояние на территории САР, их поддержка различных бандформирований привела к тому, что на территории САР образовалось множество запрещенных террористических группировок.

Также стоит отметить совместные операции коалиционных сил, возглавляемых США вместе с сирийскими курдами против запрещенных группировок. И итогом этого стало то, что курдские отряды контролируют северо-восточную часть САР, где расположено большое количество крупных нефтяных месторождений.

 

Кроме того, одной из причин Турецких операций проводимых на территории САР является создание буферной зоны на турецко-сирийской границе без присутствия там курдских отрядов. Политика турецкой республики в отношении САР с началом операции «Источник мира» стала более жесткой и непредсказуемой. Главной проблемой обострения является противостояние России и Турции, учитывая, что турецкая сторона выступает за немедленную смену власти в САР, с чем российская сторона не согласна и это приводит к дальнейшему развитию конфликта в САР.

После того, как значительная часть сирийских территорий в 2014 году осталась без контроля правительственных войск в связи с борьбой против запрещенных группировок, курдское население объявило о создании своего государства на этих территориях. Северные части САР являются местом проживания курдского этноса, САР является одним из четырёх государств, на территории которых проживает большое количество курдского населения.

Весь мир обратил внимание на курдов в САР, когда они начали в одиночку вести борьбу против запрещенных группировок, и это в свою очередь позволило скооперироваться курдским подразделениям с коалицией США. YPG / YPJ (Отряды народной самообороны и Отряды женской самообороны) были одними из первых курдских подразделений, которые начали активно вооружаться при помощи США. Совместные операции курдских подразделений вместе с США в Кобане, Хесеке (АльХасака), Табке и Ракке показывают уровень сотрудничества между ними, курды для США являются своего рода союзниками, которых они используют перед началом операции или после свержения режима, как показывает пример Ирака.

Основной проблемой курдов в САР является то обстоятельство, что у них практически нет гражданских прав и к ним относятся, как к сепаратистам. Данный факт, в свою очередь создает массу проблем как с безопасностью внутри страны, так и в отношениях с соседними государствами.

 

На данный момент вопрос о получении курдским населением в САР автономии на севере не решен, важным является позиция официального Дамаска по поводу предоставления автономии курдам. Так Б. Асад выступил с заявлением о рассмотрении вопроса по предоставлению автономии курдскому населению только после Сирийского урегулирования. Сейчас самым влиятельным курдским формированием вместе со свободной оппозицией являются Сирийские Демократические Силы (SDF), именно они будут играть важную роль за столом переговоров по сирийскому урегулированию.

Уже более трех лет Турция занимается теневой политикой на северной Сирии. В последние три недели преследование превратилось в стрельбу: турки нацеливают свое оружие на союзнический режим Асада, а русские все чаще раскачивают свои башни в сторону турецких военных.

В войне, которая велась главным образом через посредников, любой прямой конфликт между основными игроками считался очень опасным и маловероятным. Но после гибели по меньшей мере 30 турецких войск - скорее всего, в результате авиаудара - обе стороны находятся в противостоянии, от которого ни одна из сторон не может позволить себе отступить.

То, что происходит здесь, будет иметь широкие последствия для обеих стран, и, возможно, далеко за их пределами. Что еще более важно, следующие шаги определят дальнейшие этапы сирийской войны и также судьбу трёх миллионов отчаявшихся людей, которые оказались в ловушке между натиском, возглавляемым Россией, и наступлением Турции.

Также Турция, поддерживающая сирийскую оппозицию, и Россия как решительный сторонник сирийского лидера, готовы действовать. Турецкие беспилотники уничтожили сирийские позиции на всей территории Идлиба, как это делала их артиллерия в предыдущие месяцы.

 

 

Российская сторона неоднократно заявляла об применении ее ВКС для очищения Идлиба еще осенью 2018 года, но турецкие власти выступили против этого, аргументируя это тем, что они будут вывозить оппозицию Сирийскую Свободную армию (ССА), которая ведёт военные действия против официального Дамаска. Также стоит отметить что с 2016 начал функционировать Центр по примирению враждующих сторон и контролю за перемещением беженцев в Сирийской Арабской Республике. Это является еще одним доказательством того, что для России главное — это мирное урегулирование.

20 октября 1998 года в турецком городе Адана было подписано соглашение между Сирией и Турцией, и один из пунктов этого соглашения гласит, что «если Сирия нарушит обязательства по соглашению, Турция получит право войти на территорию Сирии на расстояние до пяти километров от турецко-сирийской границы с целью борьбы с членами РПК». На основе этого соглашения Турецкая сторона ведет боевые действия на территории САР.

Последней проблемой в САР являются остатки запрещённых террористических группировок, несмотря на то, что уже к концу 2018 года САР была практически полностью очищена, лишь в некоторых районах остались небольшие отряды, которые ведут борьбу против всех сторон на территории САР. В последние месяцы их жертвами чаще становятся бойцы ССА.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что основными факторами, затрудняющими процесс мирного урегулирования сирийского конфликта, являются:

1) продолжение вмешательства США, Ирана, Саудовской Аравии, Катара и ряда других государств во внутренние дела Сирии, что противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права;

 

 

2) усиление иранского и саудовского политического влияния (зачастую, «теневого») на расстановку сил в ближневосточном регионе, оказывающего негативное воздействие на процесс поиска и согласования путей политического разрешения военных конфликтов в Сирии, Ливане, Йемене и Ираке;

3) финансирование и военная поддержка незаконных вооруженных формирований со стороны Эр-Рияда и Тегерана на сирийском, иракском и йеменском направлениях их ближневосточной политики.

Главная задача сейчас – это вывод войск с территории Сирии, которые находятся там без приглашения официального Дамаска; проведение полномасштабной конституционной реформы с целью модернизации и обновления существующей системы государственных органов; закрепление на законодательном уровне с учётом многонационального характера сирийского государства реальных юридических и административных механизмов участия в политической жизни страны представителей различных этноконфессиональных групп, в том числе курдов, мусульман-суннитов и христиан.

Ближний Восток переживает период глубокой трансформации. Сирийский кризис выявил коренные противоречия между интересами региональных игроков и мировых центров силы, и стабилизация ситуация в Сирии напрямую зависит от действий внешних акторов — участников конфликта.

 

 

Библиография

1. Колесников П.М, Аль Ахмад Амад Хассан, Сакаев В.Т Возможные пути урегулирования сирийского вооруженного конфликта в контексте международного права. // «ДИСКУРС-ПИ» НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (35) 2019 Сентябрь 2019. – 188 С.

2. Мазур О.А. Курдский вопрос в политическом конфликте в Сирии (после 2011 года): дис. канд./полит. наук. Москва, 2005. – 206 с.

3. Syria Kurds declare democratic autonomy, name municipal government in western Kurdistan [Электронный ресурс] URL: https://ekurd.net/mismas/articles/misc2014/1/syriakurd1019.htm

4. Встреча с Президентом Сирии Башаром Асадом //Официальный сетевой ресурс Президента России [Электронный ресурс]. URL: https://kremlin.ru/events/president/news/50533

5. Why is the 1998 Adana pact between Turkey and Syria back in the news? [Электронный ресурс]. URL: https://www.arabnews.com/node/1441931

6. Борьба с «Исламским государством» в Сирии. Досье // ТАСС. 07.12.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/4793942

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: