Методические рекомендации по изучению темы. КУЛЬТУРОЛОГИЯ




КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Методические указания к самостоятельной работе

и планы семинарских занятий

для студентов всех специальностей и направлений

заочной формы обучения

 

 

МУРМАНСК

 

 

Составитель: Галина Степановна Келлер, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и права МГТУ;

 

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры философии и права «11 » сентября 2019 г., протокол № 1.

 

Рецензент: Мачкарина Ольга Дмитриевна, д.ф.н., профессор кафедры философии и права Мурманского государственного технического университета;

 

Мурманский государственный

технический университет, 2019

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Модуль 1. Теория культуры. Культура и культурология: теоретические вопросы

1.1. Предмет культурологии, проблематика. Структура и состав современного культурологического знания

1.2.Культура и цивилизация

1.3 Становление культурологической мысли в европейской философии

1.4 Культурологическое знание второй половины XIX XX вв.

Модуль 2. Историчеаская типология культур

2.1Ранние стадии культурной эволюции

2.2Культура Древнего Востока

2.2.1Древний Египет.

2.2.2Древняя Индия.

2.2.3Древний Китай.

2.3Культура Античности.

2.4Культура Средних веков

2.4.1Западная Европа.

2.4.2 Средневековый Восток

2.4.3 Индия.

2.4.4 Япония

2.4.5 Культура Византии

2.4.6 Культура мусульманских стран

2.5 Эпоха Возрождения. Реформация.

2.6. Культура Нового времени.

2.7. Мировая культура ХХ века.

2.8. Россия и её место в мировой культуре

2.9. Проблема социокультурного развития региона

2.10. Межкультурная коммуникация

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)

ТЕМЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)

ТЕМЫСЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАДАНИЙ

ВОПРОСЫК ЗАЧЁТУ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ГЛОССАРИЙ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Культурология – это формирующаяся интегрированная наука. Цель дисциплины: изучать наиболее общие закономерности развития культуры, исследовать её структуру как особой сферы деятельности и как способа объективизации человеческого сознания и самоидентификации личности. Культурология добывает знание о подвижных, изменяющихся, но здесь и сейчас функционирующих культурных образованиях, об их обусловленности комплексами разнообразных причин, месте в глобальной культуре, о критериях функционирования каждой культурной целостности. Культурология призвана исследовать закономерности развития и существования культуры и представлять её бытие как системы унаследованных и вновь образуемых смыслов, составляющих ткань любой эпохи, в том числе современной. Опыт ХХ века демонстрирует нам, чем оборачивается небрежное отношение к смыслам и ценностям культуры, которые нельзя постичь, переживая явления культуры без знания их скрытых оснований. Эти смыслы и ценности есть запас прочности современного мира и стратегии «диалога культур», межкультурной и межличностной коммуникации. Культура развивается, непрерывно наращивая гуманизм. Сохранятся ли мир культуры, мир природы и сам человек как биологический вид во многом зависит от того, какие ценности утвердятся в сознании людей, и будут определять направления их деятельности.

Предмет курса – культура как социально-исторический феномен, отличающийся динамизмом и устойчивостью, сложной структурой и целостностью, многообразием и единством.

Задачи изложения и изучения дисциплины

¾ способствовать формированию у студентов многомерного и духовно ориентированного мировоззрения, потребности в расширении своего кругозора;

¾ познакомить с предметом и методом культурологической науки, содержанием основных понятий культурологии, с главными направлениями культурологической мысли;

¾ дать представление о главных исторических эпохах западноевропейской и русской культуры;

¾ сформировать навыки грамотного осмысления историко-культурных процессов;

¾ выработать потребность к активному самостоятельному освоению ценностей мировой и отечественной культуры, готовность к их защите;

¾ содействовать развитию у студентов культуры научного мышления, в том числе умения самостоятельно мыслить и грамотно излагать свои суждения в устной и письменной форме;

¾ формировать культурные ориентации и установки личности;

¾ способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур;

¾ предоставить знания о национальной культуре с целью определения своей идентичности по отношению к ней;

¾ способствовать формированию уважительного отношения к историко-культурному наследию.

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

знать:

¾ основные категории и понятия теории культуры, её структуру и функции;

¾ наиболее значимые концепции культурологического знания;

¾ место и роль в культуре будущей профессиональной сферы деятельности;

¾ типологические, трансляционные и семиотические структуры культуры;

¾ особенности культурных эпох, характере и тенденциях современной культуры;

¾ место национальной культуры в общемировой;

¾ специфику культурологического анализа процессов и явлений

уметь:

¾ выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического знания, применять их для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни, так и профессиональной деятельности;

¾ принимать участие в дискуссиях по проблемам истории и теории культуры

¾ формировать и обосновывать личную позицию;

¾ пользоваться понятийным аппаратом;

обладать умениями и навыками:

¾ навыками работы с учебной и научной литературой, историко-культурологическими документами;

¾ устной и письменной формой коммуникации для различения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

¾ самоорганизации и самообразования;

¾ способностью к эвристическому мышлению

Данные методические указания разработаны в соответствии с требованиями высшего профессионального образования. В курсе изучаются основные положения теории культуры, основные понятия предмета, культурные ценности и нормы, культурные традиции, социальные институты культуры, культурная идентичность и культурная модернизация, типология культур, проблемы «диалога культур» и межкультурной коммуникации, тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

 

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Тематический план изучения курса

«Культурологии»

 

№ п/п Тема Лекции (кол-во час.) Семинары (кол-во час.) СРС (кол-во час)
Модуль 1. Теория культуры. Культура и культурология: теоретические вопросы      
  1.1 Предмет культурологии, проблематика. Структура и состав современного культурологического знания     5.4
  1.2. Культура и цивилизация - - 4.2
  1.3. Становление культурологической мысли в европейской философии - - 4.2
  1.4. Культурологическое знание второй половины ХIХ – ХХ вв. - - 4.2
Модуль 2. Историческая типология культур      
  2.1 Ранние стадии культурной эволюции. - - 4.2
  2.2. Культура Древнего Востока - - 4.2
  2.3. Античность как тип культуры. - - 4.2
  2.4 Средневековый тип культуры - - 4.2
  2.6 Культура эпохи Возрождения   - - 4.2
  2.6. Культура Нового времени. - - 4.2
  2.7. Культура ХХ века. -   4.2
  2.8. Место и роль России в мировой культуре - - 4.2
  2.9. Проблема социокультурного развития региона -   4.2
  2.10. Межкультурные коммуникации - - 4.2
    - -  
  ИТОГО (час.)     60+4

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При реализации различных видов учебной работы могут быть использованы следующие образовательные технологии:

Лекции: проблемная лекция, диалоговая лекция, интерактивная лекция, лекция с вопрошающими паузами, лекция с запланированными ошибками, контекстная лекция.

Семинарские занятия: деловая игра, ролевая игра, дискуссия, дебаты, мозговой штурм, проблемно-концептуальный доклад, аргументированное эссе.

Самостоятельная работа: логический анализ текстов, критический анализ текстов, формализация текстов, постановка и решение проблем, выполнение познавательных заданий.

 

Лекции

Лекции дают систематическое изложение всего курса истории мировой культуры. Слушая лекцию, следует одновременно конспектировать её. Запись лекции должна вестись не механически, а обдуманно, отражая главные положения и основной фактический материал лекции. После лекции конспект необходимо обработать, уточнить формулировки, подчеркнуть важное. Если в лекции излагаются не все вопросы темы по программе курса, следует определить, что придётся изучать самостоятельно.

Методические указания

для подготовки к семинарским занятиям

 

Семинарские (практические) занятия проводятся наряду с чтением лекционного курса и связаны с изучением первоисточников. Семинарские занятия проводятся по наиболее важным и сложным вопросам истории мировой культуры. Цель занятий – углубить и обобщить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Главное в изучении истории мировой культуры и подготовке к семинарским занятиям – самостоятельная работа. Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с чтения и краткого конспектирования рекомендованной по теме литературы. Конспект – это краткое изложения основных мыслей произведения своими словами. Работа по конспектированию является процессом усвоения материала. Необходимо ознакомиться с темой и планом семинара. Сформулированные в плане вопросы являются основным предметом обсуждения. В основе подготовки к семинару лежит работа над устным сообщением по теме занятия. Студент выбирает тему доклада из предложенных преподавателем вопросов. Текст выступления следует подготовить заранее. Выступление должно быть рассчитано на 10-15 минут, с тем, чтобы у слушателей была возможность обсудить его содержание, задать вопросы, организовать дискуссию по наиболее важным или спорным суждениям и вопросам, оценить доклад. В случае необходимости выступайте с дополнениями, уточнениями.

Отдельные выступления и доклады расширяют знания студента, помогают овладеть навыками устной речи, грамотного и доказательного изложения своей позиции, что весьма важно для хорошей профессиональной подготовки специалиста. Стремитесь говорить простым, ясным языком, конкретно по вопросу, а не «вообще», своими словами, и, не читая постоянно по бумаге. Конечно, вы можете на семинаре пользоваться конспектами, но злоупотреблять этим не следует. Старайтесь вырабатывать навыки устного выступления в аудитории. Самостоятельная работа с историческим и культурологическим, искусствоведческим материалом, умение привлечь сведения, почерпнутые из первоисточников, художественной и учебной литературы, позволяют студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на семинаре. Ведение дискуссии прививает студентам культуру общения, формирует навыки отстаивания своей точки зрения. В процессе подготовки и участия в семинарских занятиях студенты формируют такие общекультурные компетенции:

¾ способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для различения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

¾ способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические и культурные различия.

В конце семинара преподаватель, как правило, подводит итог обсуждения рассматривающихся вопросов, вносит необходимые дополнения, обобщает изученный материал. Эти уточнения, дополнения, выводы лучше отметить на полях тетради для семинарских занятий. Они помогут вам в дальнейшей работе, особенно при подготовке к зачёту.

Семинары могут проводиться:

¾ с обсуждением конкретных заданных вопросов темы без заранее подготовленных выступлений, докладов, рефератов;

¾ с заслушиванием и последующим обсуждением на занятия заранее подготовленных рефератов, докладов, сообщений по заданным вопросам темы (проблемы);

¾ с обсуждением заранее разработанных и изученных обучаемыми накануне семинара сообщений, рефератов, докладов;

¾ в виде семинара-практикума, когда занятие проводятся одним или несколькими студентами под руководством преподавателя.

В зависимости от темы, цели и характера, рассматриваемых на семинаре вопросов могут применяться и смешенные варианты схем (структуры проведения занятий), то есть, когда, например, один, наиболее сложный, вопрос обсуждается в виде реферата, а другие – методом ответа на вопросы. Примерные критерии оценки ответов (докладов, выступлений) студентов на семинаре: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических показателей с практикой; обоснованность и доказательность (аргументация) излагаемых положений; иллюстрация ответов историческим фактом, примером из личного опыта; использование наглядных пособий, презентаций.

Зачёт проводится, как правило, в конце семестра. Для получения зачёта студент должен в межсессионный период качественно подготовиться к семинарским занятиям, а на сессии в ходе занятий успешно продемонстрировать свои знания. Студенты, не показавшие знаний на семинарских занятиях, сдают зачёт в индивидуальном порядке.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Бахтин, М.В. История мировой культуры: учебник [для вузов] / М.В. Бахтин, В.П. Большаков. – Москва: ВНИИгеосистем, 2013. – 739 с.

2. Садохин, А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для вузов / А.П. Садохин. – Москва:ЮНИТИ-Дана, 2013. – 415 с.

3. Соколова, М.В. Мировая культура и искусство: учебник для вузов / М.В. Соколова. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Академия, 2013. – 378 с. – (Высшее профессиональное образование. Учебник. Бакалавриат).

4. Толстикова, И.И. Мировая культура и искусство: учебное пособие для вузов / И.И. Толстикова; науч. ред. А.П. Садохин. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 415 с. – (Бакалавриат).

Дополнительная литература:

1. История мировых цивилизаций: учебное пособие для вузов / под науч. ред. Г.В. Драча, Т.С. Паниотовой. – Москва: КНОРУС, 2012. – 464 с.

2. Культурогенез и культурное наследие / [науч. ред. И сост. А.В. Бондарев; отв. ред. Е.В. Величкина]. – Москва: Центр гуманитарный инициатив; Сонкт-Петербург, 2014. – 638 с.: ил.

3. Флиер, А.Я. Очерки теории исторической динамики культуры; Культурные ландшафты социального пространства: сборник / А.Я. Флиер; [ред. Совет: О.Н. Астафьева и др. ]; Науч. ассоц. исследований культуры, Науч. об-ние «Высш. шк. культурологии». – Москва: Согласие; Артем, 2014. – 556 с. – (Серия «Академическая библиотека российской культурологии»/ гл. ред. А.Я. Флиер).

 

Первоисточники: в соответствии с изучаемой темой

Перечень ресурсов информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля):

ü Электронно-библиотечная система "Издательство "Лань";

ü Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека онлайн"

ü Электронная библиотечная система "Консультант студента"

ü ЭБС "Троицкий мост"

ü Электронно-библиотечная система "Библио Россика"

ü Электронно-библиотечная система "ibooks.ru"

ü Электронно-библиотечная система "Книга Фонд"

ü www.gumer.info – библиотека Гумер – гуманитарные науки

ü www.culture.ru - портал культурного наследия России

ü www.culfuremar.ru – проект «Культура регионов России»

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Модуль 1. Теория культуры. Культура и культурология: теоретические вопросы

Тема 1.1. Предмет культурологии, проблематика. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология – интегративная область знания. Методы изучения культуры.

Методические рекомендации по изучению темы:

Культурология, на наш взгляд, раскрывает вопросы взаимосвязи, взаимодействия человека и культуры, образования, которые приобрели в настоящее время большое значение. Вот почему тема первого раздела (модуля) «Предмет культурологии, проблематика. Структура и состав культурологического знания» служит важнейшей конструирующей его частью, поскольку в ней определяются исходные позиции, статус культурологии. Изучение темы направлено в первую очередь на выяснение сущности культурологического знания, характера его отношений с философией и со всем комплексом гуманитарных наук.

Изучение этой темы следует начать с этимологии слова «культура», изменения смысла этого понятия начиная с античности до наших дней. Важно иметь в виду связь представлений о сущности культуры и сущности человека у различных авторов, учитывая модификацию подходов к анализу культуры под влиянием археологии и этнографии, западной «культурной антропологии» и «социальной антропологии». Обратите внимание на работу Лесли Уайта «Наука о культуре», которая вышла в середине прошлого столетия. Лесли Уайт в этой работе показал, что культура – это явление, непосредственно связанное с самим существованием человека без культуры нет антропогенеза. Цивилизация возникла гораздо позднее.

Исследователи, рассматривающие тот или иной аспект культуры, выбирают соответствующее определение. Одно из таких, возможное «рабочее» определение для данного курса предлагается студентом для анализа: культура – это способность человека различными способами вступать в отношения с другими мирами (искусственным, природным, сверхприродным), его способность понимать и принимать другого как особый мир. Общение рассматривается как основание и условие человеческого бытия. Структурирование культурологического знания. Сегодня в культурологии формируются более узкие области. Интегрированность культурологии обусловлена направленностью на анализ культуры как целостности. В нашей стране начало культурологии было положено в 1960-е гг. – во время «оттепели». В нашем вузе культурология изучается с 80-х гг. ХХ века. Назовите и охарактеризуйте основные методы культурологии, например такие: методы эмпирические (наблюдение, сравнение, описание) и теоретические (среди них можно выделить идеализацию, гипотетико-дедуктивный, аксиоматический и другие). Обратите внимание также на метод интроспекции (от лат intorspectare - смотреть внутрь) С методами изучения культуры можно познакомиться, изучив параграф «Методы культурологических исследований» [с.36-45]в учебнике: Толпыкин В.Е. Культурология: учебник для вузов / В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2010. - 432 с. Чебанюк Т.А. Методы изучения культуры: учебное пособие для вузов. – СПБ.: Наука,2010. – 350 с. Вопросы для самоконтроля: Зачем нужна культурология? Чем она занимается? Что составляет предмет этой гуманитарной науки? Вспомните, на какие структурные элементы и структуры подразделяется культурология. Когда, где и с какими значениями появилось слово «культура»? Сравните представления о культуре, развившиеся в Античности, в эпоху Возрождения и в XVIIIв., веке Просвещения.

Ключевые слова:

По данной теме необходимо:

знать: круг вопросов, составляющих предметную область культурологии;

уметь: пользоваться понятийным аппаратом по теме

По данной теме необходимо:

знать: различие в понимании культуры; различие и взаимосвязь культуры и цивилизации; культура- личность- общество, полифункциональность культуры.

уметь: пользоваться понятийным аппаратом по теме, объяснить феномены культуры и цивилизации.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «культура». Отличие феномена культуры от природных объектов.

2. Культура как единство деятельности и ценностей.

3. Охарактеризуйте субъекты культуры. Культура и личность.

4. Культура и общество. Социальные функции культуры.

5. Проанализируйте: общее и отличное между понятиями «социализация» и «инкультурация».

6. Противоречивость процесса социализации.

7. Роль знаковых систем в культуре.

8. Специфика проявлений традиций и инноваций в культуре.

9. Социокультурная идентичность.

 

Тема 1.2. Культура и цивилизация. Понятие культуры, ее многозначность. Проблема культурных символов, кодов, языка культуры. Становление понятия «культура» от античности до наших дней. Основные подходы к определению культуры. Культура как единство деятельности и ценностей. Специфика социокультурного знания. Морфология культуры. Структура культуры. Природа и культура. Культура и экономика. Культура и личность. Модели культурного человека. Культура-общество-личность. Социальные функции культуры. Социализация и инкультурация. Аккультурация. Культурная идентичность. Соотношение понятий культуры и цивилизации.

Методические рекомендации по изучению темы:

В данной теме обратите внимание на понятия «культура» и «цивилизация» в их историческом развитии. Важно понять, что понятие «цивилизация», которое появляется значительно позже слова «культура», но впоследствии начинает употребляться в близком значении как синоним или выражает новый смысл. Наиболее основательно историю слова «цивилизация» исследует французский историк Люсьен Февр «Бои за историю», в главе «Цивилизация: эволюция слова и группы идей». Цивилизации приобретают универсальный, всеобщий характер, в то время как культуры уникальны, неповторимы, и в этом состоит их историческое значение и смысл. Цивилизации стремятся к объединению и похожести по уровню развития. Обратите внимание на точку зрения развития культуры О. Шпенглера, А. Тойнби, Н.Я Данилевский.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Культура как единство деятельности и ценностей

2. Культура и цивилизация: исторические подходы и современное понимание

3. Единство и многообразие культур, их взаимодействие

4. Культура и ценности техногенной цивилизации

5. Идея «планетарной» цивилизации в трудах русских космистов (Фёдоров, Данилевский, Вернадский)

Тема 1.3. Становление культурологической мысли в европейской философии Антиномия природного и культурного в античности. Трансцендентальная природа культуры в христианской традиции. Теология культуры. Культурфилософская проблематика в учениях о природе и человеке в эпоху Возрождения. Принципы гуманизма, антропоцентризма и историзма. «Классическая модель культуры» в эпоху Просвещения. Основные представители и идеи эпохи Просвещения.

Развитие культурологической мысли от эпохи Просвещения до начала ХХ века: философия культуры эпохи европейского Просвещения; эволюционизм как теория культуры; проблемы культуры в «философии жизни».

Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций: Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов; О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры; А.Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры; П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры.

Основные культурологические течения ХХ века: психоанализ, экзистенциализм, диффузионизм, структурная антропология, семиотическая школа, марксистская теория культуры, франкфуртская школа, игровая концепция культуры, теория этногенеза и другие.

 

Методические рекомендации по изучению темы. Освоение данной темы предполагает изучение следующих вопросов: история знаний о культуре, процесс формирования культурологических концепций в соотнесении друг с другом, проблема типологии культуры.

По данной теме необходимо:

знать: как в историческом взаимодействии и противостоянии различных культурологических дискурсов оттачивалась методология культурологического исследования и определялась целостность этой науки;

уметь: различать основные современные культурологические школы, направления, течения.

Тема 1.4. Культурологическое знание второй половины ХIХ – ХХ вв.

Марксизм о материальном производстве как глубинном основании культуры. Эволюционное направление в изучении культуры. Психоаналитическая концепция культуры Семиотический подход к культуре. Культура как знаково-символическая система. Отечественная семиотическая школа Диффузионизм. Проблема типологии культур.

Проблема единства и множественности культурных миров. Принципы построения историко-культурной типологии.

Методические рекомендации по изучению темы

Дайте анализ концепций культуры. Обратите внимание на вопросы, поставленные эволюционным направлением в изучении культуры. К. Маркс и его взгляды на культуры. Культура как «символическая концепция» в концепции Э. Кассирера. Игровая концепция культуры Й. Хёйзинга. Концепция «локальных цивилизаций» (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Дж. Тойнби). Проанализируйте представления З. Фрейда о природе человека и функциях культуры, его символы Эроса и Танатоса в контексте культуры ХХ века. Дайте сравнительный анализ структуры личности в концепциях З. Фрейда и К.Г. Юнга. Что такое «архетипы коллективного бессознательного»? Как Юнг понимал их роль в человеческом творчестве? Как соотносятся понятия «культура» и «природа»? Каким образом культура способна компенсировать «биологическую недостаточность» человека? Дайте характеристику концепции формирования этнических культур как природных образований (Л.Н. Гумилёв). Многообразие «картин мира» как культурная ценность. Актуальность проблем «экологии культуры».

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте основные идеи эволюционистов.

2. Дайте характеристику игровой концепции культуры.

3. Понятие «культурный архетип» в концепции К.Г. Юнга.

4. Раскройте значение понятия «сублимация» в концепции культуры З. Фрейда.

5. Символическая концепция культуры Э. Кассирера.

6. О. Шпенглер о судьбе европейской культуры.

7. Пассионарная теория этногенеза.

8. Дайте характеристику диффузионизма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: