Характеристика парфюмерных товаров




Тема 25 Парфюмерные и косметические товары

Характеристика парфюмерных товаров

Характеристика косметических товаров, туалетного мыла

Контроль качества парфюмерных и косметических товаров

Литература:

1 СТБ 1973-2009. «Изделия парфюмерные жидкие. Общие технические условия».

2 СТБ 1555-2005. «Продукция парфюмерно-косметическая. Информация для потребителя. Общие требования».

3 ГОСТ 28546-2002. «Мыло туалетное твердое. Общие технические условия». Межгосударственный стандарт действует на территории 9 стран: Армении, РБ, Казахстана, Киргизии, Молдавии, РФ, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана.

4 Косолапова, Н.В. Товароведение парфюмерно-косметических, посудо-хозяйственных, электробытовых и строительных товаров: учебное пособие / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, И.О. Рыжова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 64 с.

5 Печенежская, И.А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров: учебное пособие / И.А. Печенежская, А.Ф. Шепелев, Т.Е. Ивахненко. – М.: Март, 2001. – 144 c.

6 Товароведение непродовольственных товаров: учебник / В.Е. Сыцко [и др.]; под общ. ред. В.Е. Сыцко. – Мн.: Вышэйшая школа, 2014. – 667 c.

7 Ходыкин, А.П. Товароведение непродовольственных товаров: учебник / А.П. Ходыкин, А.А. Ляшко, Н.И. Волошко. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2013. – 544 c.

 

К парфюмерно-косметическим относят парфюмерные и косметические товары, а также туалетное мыло. В РБ производство парфю­мерно-косметических товаров осуществляют ЗАО «Дилис Косметик», ЗАО «Витекс», СП «Белита», СОАО «Парфюмерно-косметическая фабрика «Модум – наша косметика» и др. Парфюмерно-косметические товары в Беларусь поступают также из РФ, Украины, Франции, Польши, Германии и других стран. Ведущие предприятия в РФ по их производству – москов­ские фабрики «Новая Заря», «Рассвет», «Свобода», санкт-петербургский комбинат «Северное сияние», «Калина» (Екатеринбург) и др., в Украине – николаев­ский комбинат «Алые паруса» и др. Расширению их ассортимента способствует органи­зация в Беларуси совместного производства с ведущими фирмами Франции, Италии, Австрии.

Развитие ассортимента парфюмерно-косметических то­варов происходит в направлении создания серий разных видов продукции, связанных единством оформления или сходством сырьевого состава, парфюмерно-косметических наборов; увеличения производства изделий для отдельных групп потребителей (в частности для детей, женщин разного возраста); разработки принципиально новых изделий, совершенствование упаковки, улучшения оформ­ления выпускаемых товаров и др

Характеристика парфюмерных товаров

Слово «парфюмерия» происходит от французского слова parfumerie < parfum (приятный запах; духи).

С древних времен люди пользовались благовониями. Первой формулой парфюма был ладан, который называли «ароматом Христа». В Библии приводятся формулы получения ароматов на основе масла миндаля, роз, корицы и др. История парфюмерии началась на Древнем Востоке и была тесно связана с культом богов. Царский двор, жрецы и знатные персоны использовали эфирные масла, различные смолы, бальзамы, мази на основе оливкового, миндального и других масел и душистых трав.

В Европу ароматические вещества попали из стран Востока. Во второй половине 14 века появились первые духи, приготовленные на основе спирта и эфирных масел. Промышленное производство парфюмерных изделий началось в 17 веке в Италии, затем во Франции и Великобритании. Первая фабрика появилась в 1608 году во Флоренции в монастыре доминиканцев. В России производство духов связано с появлением в 1843 году в Москве фабрики Товарищества Ралле.

С 19 века парфюмерия стала развиваться как индустрия роскоши. Много внимания парфюмеры уделяли художественному оформлению флаконов для духов. Французская парфюмерия пользуется во всем мире высоким спросом.

Парфюмерными называют товары на основе душистых веществ, имеющие приятный запах и используемые для аро­матизации волос, тела, одежды, а также в качестве освежаю­щих и гигиенических средств. К ним относят духи, одеколо­ны, туалетную и душистую воду, парфюмерные наборы.

Потребительские свойства парфюмерных товаров:

1 Функциональные свойства – способность парфюмерных товаров передавать запах другим материалам. Одеколо­ны и туалетные воды кроме приятного запаха должны хорошо освежать кожу. Запах парфюмерного изделия – целое произведение, но выделяется определяющий запах – «характер» запаха. Ассоциация парфюмеров Франции в 1984 разработала систему классификации запахов, которые подразделяет на семь базовых семейств и 45 подсемейств:

- семейство Цветочных, парфюмерный товар, относящийся к этому семейству, напоминает ароматы цветов, он может иметь одну ноту или несколько (цветочный букет);

- семейство Цитрусовых отличают ноты: лимона, бергамота, апельсина, мандарина; они летучие и игристые, дают ощущение свежести;

- семейство Амбровых (восточные запахи) объединяет сладкие запахи с теплотой;

- семейство Шипровых – запахи, близкие к древесным, в основе – запах ладана, пачулей и др.; применяются в основном для мужской парфюмерии;

- семейство Папоротниковых включают запахи лаванды, дубового мха и др., применяются в основном для мужской парфюмерии;

- семейство Древесных включают запахи сандалового дерева, кедра, дуба и др., применяются в основном для мужской парфюмерии

- семейство Кожаных – особые запахи, сухие, с оттенками дыма табака, воспроизводят запах выделанных кож; применяются в основном для мужской парфюмерии.

Деление на подсемейства позволяет уточнить запах парфюмерного товара, например, цветочный аромат может быть также фруктовым, зеленым, морским, древесным и т. д.

Различают начальный, основной и остаточный запахи.

Начальный запах (верхние ноты) воспринимается первым и быстро исчезает (держится не более одного или двух часов). Он формирует первое впечатление, но не характеризует парфюмерное изделие, его основу составляют летучие пары спирта.

Основной запах (срединные ноты) проявляется через 15-20 минут. Он определяет индивидуальность парфюмерного товара и обусловлен испарением основной массы душистых компонентов. Основной запах сохраняется долго, но постепенно ослабевает и ощущается остаточный запах.

Остаточный (заключительный) запах (глубокие ноты) обусловлен менее летучими составными частями композиции. О качестве и стойкости запаха судят по основному запаху.

Функциональные свойства парфюмерных товаров определяются показателями:

- интенсивность запаха – сила запаха при испарении душистых веществ;

- стойкость запаха – продолжительность сохранения запаха в часах.

Содержание душистых веществ и крепость спирта определяют вид парфюмерного товара и его качество.

2 Эргономические свойства парфюмерных товаров: удобство пользования, гигиеничность, психофизиологические свойства, безопасность и безвредность.

Психофизиологические свойства обеспечивают соответствие товара особенностям органов чувств человека. К показателям качества парфюмерных товаров относят также психофизиологическое воздействие запаха на организм человека. Запахи влияют на здоровье: изменяют кровяное давление, ритм дыхания, пульс; влияют на умственную и физическую работоспособность. Запахи влияют на желания и настроения человека, воздействуют на человеческий мозг. В маркетинге для стимулирования продаж применяют различные запахи: в булочных распыляют запах ванили, в кондитерских – запах шоколада.

Парфюмерные товары не должны содержать токсичных веществ, оказывающих вредное воздействие на человека, вызываю­щих раздражение кожи, аллергическую реакцию. В жаркие дни при пользовании парфюмерными товарами под влиянием солнечных лучей могут проявляться токсические реакции. Некоторые натуральные душистые вещества, выделяемые из апельсинов, лимонов, лаванды, бергамота, амбры, мускуса и др., известны своими токсичными и аллергическими свойствами.

3 Из свойств надежности (безотказность, долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность) характерна сохраняемость для парфюмерных товаров. Сохраняемость – это свойство парфюмерного товара не изменять в течение срока хранения и транспортировки своих характеристик.

4 Эстетические свойства парфюмерных товаров: прозрачность, цвет парфюмерной жидкости, оформление флакона и упаковки изделия (современность, оригинальность, соответствие моде).

Потребительские свойства парфюмерных товаров опре­деляются прежде всего применяемыми материалами и особенностями производства.

Материалами для производства парфюмерных то­варов служат душистые вещества, этиловый спирт, вода, красители, консерванты.

Душистые вещества подразделяются на натуральные (растительного и животного происхождения) и синтети­ческие.

Растительные душистые вещества – это эфирные масла (легколетучие маслянистые жидкости, получаемые из цветков, листьев, плодов растений: розы, лаванды, кориан­дра и др.), сухое растительное сырье (высушенные душистые части растений), смолы (выделения из надрезов смо­листых растений и деревьев) и бальзамы (растворы смол в эфирных маслах). Смолы и бальзамы используются как фиксаторы запаха душистых веществ на более продолжительное время.

К душистым веществам жи­вотного происхождения относят вещества, выделяемые железами некоторых животных (амбра, цибет, мускус, бобровая струя и др.). Амбра –продукт, который образуется в кишечнике кашалота; цибет – продукт внутренней секреции циветты (млекопитающее из семейства виверровых отряда хищных). Мускус – сильно пахнущее вещество, вырабатываемое железами некоторых животных (кабарги (вид оленя) и других) или получаемое из некоторых растений (некоторые растительные эфирные масла обладают мускусным запахами) применяемое в парфюмерии (облагораживающее и фиксирующее действие). Бобровая струя – выделения желез бобра.

Синтетические душистые вещества получают в резуль­тате сложных химических процессов из продуктов пере­работки нефти, каменного угля, химического, лесохими­ческого сырья и т. д. Они могут иметь запахи, встречаю­щиеся в природе, и фантазийные ароматы.

Чем больше душистых веществ в парфюмерных товарах, тем выше их качество.

Этиловый спирт служит растворителем душистых ве­ществ, а в одеколонах и туалетных и душистых водах – также дезинфицирующим и освежающим средством.

Во­да применяется главным образом для разведения спирта до нужной концентрации.

Красители используют для придания парфюмерной жидкости определенного цвета.

В соответствии СТБ 1973-2009 «Изделия парфюмерные жидкие. Общие технические условия». Дата начала действия 01.07.2010. Парфюмерные жидкости могут содержать консерванты при доле этилового спирта менее 25 %. Сырье и материалы для изготовления парфюмерных жидкостей должны быть разрешены Министерством здравоохранения РБ.

Производство парфюмерных изделий состоит из этапов:

1) приготовления композиции, т. е. сме­си душистых веществ;

2) получения парфюмерной жидкос­ти – растворения композиции в спирте, добавления воды и красителей;

3) выдерживания парфюмерной жидкости для получения необходимого запаха;

4) ее фильтрования;

5) розли­ва, укупорки, оформления и упаковки изделий.

По органолептическим и физико-химическим показателям парфюмерные жидкости должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.

Таблица 1 – Требования СТБ 1973-2009 к парфюмерным жидкостям по органолептическим и физико-химическим показателям

 

Наимено-вание показателя Характеристика
Духи концен- триро- ванные Духи группы «Экстра» Духи Парфю- мерная вода Туа- лет-ная вода Дет- ская туа- летная вода Одеко-лон «Экстра» Оде-колон Души-стая вода Дет- ская душис-тая вода
Внешний вид Прозрачная жидкость
Цвет Свойственный цвету изделия данного наименования
Запах Свойственный запаху изделия данного наименования
Стойкость запаха, ч. не менее                
Прозрач-ность Отсутствие помутнения при температуре
+3 +3 +3 +3 +3 +5 +3 +5 +5 +5
Объёмная доля эти-лового спирта %, не менее, не более     55,0 –     70,0 –     85,0 –     75,0 –     75,0 –     – 20,0     60,0 –     60,0 –     20,0 –     – 20,0
Сумма массовых долей ду-шистых веществ %, не менее, не менее   30,0 –   15,0 –   10,0 –   10,0 –   4,0 –   – 2,0   4,0 –   1,5 –   1,0 –   – 1,0
                           

 

Классификация и характеристика ассортимента парфюмерных товаров

Ассортимент парфюмерии очень велик, ежегодно в мире разрабатываются около 300 женских и 200 мужских ароматов.

1 Духи подразделяют по ряду признаков.

По консистенции духи бывают жидкие, твердые и по­рошкообразные. Наиболее распространены жидкие духи – спиртовые или водно-спиртовые растворы смесей душистых веществ. Твердые духи – это воскообразная масса, чаще все­го в виде карандаша, насыщенная парфюмерной компози­цией. Порошкообразные духи («саше») – измельченные пахнущие растения или смесь сухих душистых веществ с наполнителями которые помещают в бумажные или текс­тильные пакеты. Используют их для ароматизации белья.

По характеру запаха различают духи цветочные, об­ладающие запахом какого-либо цветка («Сирень», «Жас­мин»), и фантазийные, сочетающие разнообразные запа­хи («Юбилей», «Агат»).

По содержанию композиции духи делят на духи концентрированные, духи группы «Экстра» и духи. При этом также учитываются оригинальность, стойкость запаха, крепость спирта, внешнее оформление и упаковка.

Духи концентрированные составляют небольшую долю в общем объеме производства. Они содержат не менее 30 % душистых веществ, крепость спирта не менее 55 %, стойкость запаха не ме­нее 60 ч («Лесной ландыш», «Рижанка» и др.).

Духи Экстра занимают 17-18 % общего объема производства. К ним относят духи, содержащие не менее 15 % парфюмерной композиции. Стойкость запаха не ме­нее 60 ч. Крепость спирта не менее 70 %. Их выпускают в красочно оформленных футлярах и коробках («Браво», «Легенда» и др.).

Духи занимают около 80 % общего объема произ­водства. Содержат не менее 10 % парфюмерной компози­ции. Стойкость запаха не менее 50 ч. Крепость спирта не менее 85 %. Их выпускают в художественно оформлен­ных футлярах и коробках и без них.

По назначению духи подразделяют на женские, муж­ские, универсальные, детские; по месту производства различают духи французские, московские, рижские и т. д.; по способу упаковки – в обычной и аэрозольной упаковке.

Также производят духи-дезодорант и духи-крем.

Духи-дезодорант – дезодорант с высокой концентрацией парфюмерной компози­ции, предназначенный не только для замедления разложения пота, уменьшения потоотделения, но и для придания телу приятного запаха.

Духи-крем – крем, предназначенный не только для ухода за телом, но и для его ароматизации за счет повышенной концентрации парфюмерной компози­ции, входящей в его состав.

2 Парфюмерная вода содержит не менее 10 % парфюмерной компози­ции. Стойкость запаха не менее 50 ч. Крепость спирта не менее 75 %. Их выпускают в художественно оформлен­ных футлярах и коробках и без них.

3 Туалетная вода отличается от духов меньшим со­держанием душистых веществ (не менее 4 %) и крепостью спирта (не менее 75 %). Стойкость запаха не менее 40 ч. Применяется как ароматизирующее средство («Мерку­рий», «Экстаз»).

4 Одеколоны в отличие от духов содержат меньше пар­фюмерной композиции и имеют невысокую стойкость за­паха. Применяют их в качестве гигиенических, освежаю щих и ароматизирующих средств. Спирт в них служит не только растворителем композиций, но и для дезинфекции.

Одеколоны подразделяются на одеколоны Экстра и одеколоны.

Одеколоны Экстра содержат не менее 4 % ком­позиции. Стойкость запаха не менее 30 ч. Крепость спир­та не менее 60 %. Одеколоны группы Экстра выпускают в художественно оформленных футлярах и коробках («Миф», «Консул» и др.).

Одеколоны содержат не менее 1,5 % композиции. Стойкость запаха не менее 24 ч. Крепость спирта не менее 60 %. Одеколоны выпускают без футляров.

5 Душистые воды отличаются от туалетных вод и одеколонов мень­шим содержанием душистых веществ (не менее 1 %) и меньшей крепостью спирта (не менее 20 %). Стойкость за­паха не нормируется. Применяют как гигиенические и освежающие средства.

6 Парфюмерные наборы состоят из флакона духов и флакона одеколона («Рижский дуэт», «Эдгар и Кристи­на»), из нескольких флаконов духов разных запахов («Крымский сувенир»).

7 Парфюмерно-кос­метические наборы («Соло» – духи, лосьон, крем), а так­же целые парфюмерно-косметические серии («Миф» – одеколон, лосьон до и после бритья, кремы для бритья и для ног, мыло, косметический набор).

 

Таблица 2 – Указатель терминов парфюмерных жидкостей

(СТБ 1973-2009 Приложение А)

 

Наименование парфюмерных жидкостей  
На русском языке На французском языке На английском языке На немецком языке На итальянском языке На испанском языке
Духи Parfum, Extrait Perfume Perfum Profumo Perfume
Парфюмер-ная вода Eau de Parfum (EdP) - - - -
Туалетная вода Eau de Toilette (EdT) - - Acqua di Profumo Aqua de Perfume
Одеколон Eau de Cologne (EdC) Cologne Kolnisch-Wasser Acqua di Colonia Aqua de Colonia
Душистая вода Eau Parfumee - - - -
             

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: