ЛЕКЦИЯ № 3
Основные сведения о психоанализе в социальной психологии
Основоположник | Зигмунд Фрейд |
Последователи | А.Адлер, К.Абрахам, А.Брилл, Э.Джонс, А.Кадинер, О.Ранк, Г.Салливан, Ш.Френчи, Э.Фромм, К.Хорни, Э.Шилз, К.Г.Юнг |
Основной подход | Энергетический подход |
Основная цель | Выяснить источники возникновения энергии, побудительных сил деятельности человека |
Основные понятия | Ид, Эго, Суперэго |
Понятия | Либидо, сексуальное влечение, бессознательное, сублимация |
Основные теории | · Учение о структуре личности; · Учение о защитных механизмах эго; · Учение о типах лидерства; · Учение о коллективном бессознательном |
Теория психологического поля Курта Левина
Основные положения этой школы:
1. Образ мира (гештальт) создается не путем синтеза отдельных элементов, а сразу. Образ – это целостная система. Не целое зависит от частей, а часть зависит от целого;
2. Образ создается в данный момент. Прошлый опыт, как в теории Фрейда, не играет роли в создании гештальта;
3. Принцип изоморфизма означает соответствие внешнего мира образу (гештальту).
Главная идея гештальтпсихологии заключалась в том, что поведение человека определяется психофизическим полем, в которое оно включено.
Главные черты теории поля можно представить следующим образом:
1. Поведение есть функция поля, существующего во время поведения;
2. Научный анализ следует начинать с изучения целостной ситуации, а затем дифференцировать компоненты;
3. Психологию конкретного человека в конкретной ситуации можно описать математически.
Учение о потребностях
1. Направление поведения определяется напряжением внутренней системы потребностей и силой внешних поводов
2. Активность поведения определяет динамика внешнего и внутреннего мира человека
Левин выделял два вида потребностей:
1. Устойчивые, истинные потребности. К ним относятся потребность в трудовой деятельности, профессиональные потребности, потребность в самоутверждении.
2. Квазипотребности, возникающие в данный момент актуальные потребности.
Квазипотребности – это потребности, которые приводят человека к принятию решения в проблемной ситуации, именно из них исходит намерение.
Учение о психологическом поле
Поведение есть функция личности и среды. Человек отделен от среды, но и включен в нее.
Психологическое поле – это единое целое, в котором человек с его внутренними заряженными потребностями и окружающая среда соединены.
Левин выделил два вида поведения:
1. Поведение намеренное, когда человек подчиняется смыслу (зову) потребности;
2. Поведение полевое, ситуативное, не намеренное, когда человек подчиняется валентности (зову) вещей.
Психологическое поле – это единое целое, в котором человек с его внутренними заряженными потребностями и окружающая среда соединены.
Формула № 1. Поведение определяется личностью и окружающей
|
Основными характеристиками теории поля являются:
1. Использование конструктивного, а не классифицирующего метода.
2. Интерес к динамическим аспектам событий.
3. Анализ ситуации в целом.
4. Разграничение между систематическими и историческими проблемами.
5. Математическое представление поля.
Учение о групповой динамике
Динамика группы определяется соотношением внутренних сил группы и силовыми полями внешней среды. Характер внутренней динамики группы, психологическая атмосфера влияют на эффективность ее деятельности.
Группа является средой изменения поведения человека. Изменение поведения наступает при соблюдении следующих принципов:
· если группу необходимо использовать как среду для изменений, то люди, поведение которых предполагается изменить, и те люди, которые оказывают влияние, должны обладать сильным чувством принадлежности к группе;
· чем привлекательнее группа для ее членов, тем сильнее влияние, которое она может оказать на своих членов;
· чем больше общего установки ценности или поведение членов группы имеют с основой привлечения в группу, тем больше будет влияние, которое группа может оказать;
· чем выше престиж конкретного члена группы в группе, тем сильнее его влияние;
· чем больше усилия по изменению поведения членов группы, приводящие к отклонению от норм группы, тем больше сопротивление они вызывают.
Формула № 2. Поведение человека зависит от специфики ситуации и мотивации
Таблица 3.3. Основные сведения о теории психологического поля
Основоположник | Курт Левин |
Последователи | Б. Зейгарник, Д. Картрайт, Р. Липпитт, К. Лисснер, Д. Малер, Р. Уайт, М. Хенде, Ф. Хоппе, М. Юкнат |
Основной подход | Функциональный подход |
Основная цель | Выяснить динамику мотивационно-потребностной сферы личности, обнаружить взаимосвязь между внутренним миром человека и окружающей социальной средой |
Основное понятие | Жизненное пространство как психологическое поле |
Понятия | Потребность, психологическое поле, валентность, напряженность, ситуация, уровень притязаний, стиль лидерства |
Основные теории | · Учение о потребностях; · Учение о психологическом поле; · Учение об уровне притязаний; · Учение о групповой динамике |