МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Направление подготовки бакалавра 20.03.01 «Техносферная безопасность»
Профиль «Пожарная безопасность»
по учебной дисциплине «Высшая математика»
Тема № 4. Неопределенный интеграл.
Занятие 4.2. Вычисление интегралов (Часть I).
Учебная группа: 121 - 124.
Обсуждена на заседании
методической секции «Высшая математика»
Протокол № 12 от «31» июля 2014 года
I. Цели и задачи занятия
1. Выработать навыки интегрирования (непосредственное интегрирование).
2. Воспитывать у обучающихся стремление к углубленному освоению материала по теме занятия, расширению профессионального кругозора, обучению методам самостоятельной работы с первоисточниками и учебными материалами.
3. Проверить качество усвоения обучающимися учебного материала.
II. План проведения и расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Неопределенный интеграл и его свойства. 2. Вычисление интегралов непосредственным интегрированием. ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
III. Учебно-материальное обеспечение
Классная доска, раздаточный материал, плакат с таблицей интегралов, планшет, видеопроектор, экран.
IV. Методические материалы
К проведению практического занятия
Во вводной части занятия (5 мин) после объявления темы и целей практического занятия целесообразно изложить последовательность обсуждения учебных вопросов.
Первый учебный вопрос (10 мин).
Неопределенный интеграл и его свойства.
Функция называется первообразной функции на интервале , если для любого выполняется равенство .
Если функция является первообразной функции на , то множество всех первообразных для задается формулой , где .
Множество всех первообразных функций для называется неопределенным интегралом от функции и обозначается символом .
Здесь называется подынтегральной функцией, – подынтегральным выражением, – переменной интегрирования, – знаком неопределенного интеграла.
Операция нахождения неопределенного интеграла от функции называется интегрированием этой функции.
Геометрически неопределенный интеграл представляет собой семейство «параллельных» кривых (каждому числовому значению С соответствует определенная кривая семейства). График каждой первообразной (кривой) называется интегральной кривой.
Свойства неопределенного интеграла:
1. ; ;
2. ;
3. , ;
4. ;
5. Если , то и , где – произвольная функция, имеющая непрерывную производную.
Таблица основных интегралов
1. ; | 2. ; |
3. ; | 4. ; |
5. ; | 6. ; |
7. ; | 8. ; |
9. ; | 10. ; |
11. ; | 12. ; |
13. | 14. ; |
15. ; | 16. , ; |
17. ; | 18. , ; |
19. ; | 20. ; |
21. ; | 22. ; |
23. ; | 24. . |
Второй учебный вопрос (70 мин).
Вычисление интегралов непосредственным интегрированием.
Решение упражнений:
№ 1. Применяя метод непосредственного интегрирования, вычислить интегралы.
Решение:
1. ;
2. ;
3. ;
4. ;
5.
;
6. ;
7. ;
8. ;
9. ;
10. ;
11.
.
№ 2. Скорость точки, движущейся прямолинейно, задана уравнением . Найдите закон движения точки, если за время она пройдет путь .
Решение:
; .
Подставим условия: =>
Закон движения точки: .
В заключительной части (5 мин) преподаватель подводит итоги и завершает работу практического занятия, давая оценку ходу занятия и работе отдельных обучающихся, ставя задачи на дальнейшее изучение учебной дисциплины. Здесь же необходимо дать характеристику последующих тем, указав, где будут использоваться обсужденные материалы, выдать задание на следующее занятие.