Расчет железнодорожной кривой
Железнодорожная кривая включает в себя круговую кривую и две переходные концевые кривые (рис.1). Переходные кривые обеспечивают плавный переход от прямого участка трассы на круговую кривую и обратно. Это достигается тем, что в пределах переходной кривой происходит постепенное изменение радиуса кривизны от r = ∞ (на стыке с прямой) до r = R (в точке КПК).
Рис.1. Схема кривой
Расчет элементов кривой выполняют по углу поворота трассы У, радиусу круговой кривой R, длине переходной кривой l и пикетажному положению вершины угла поворота ПКВУ, которые выписывают из исходных данных. Угол поворота У измеряют теодолитом, радиусом кривой R и длиной переходной кривой l задаются согласно техническим условиям проектирования трассы, пикет вершины угла поворота ПКВУ выписывают из пикетажной книжки.
Для железнодорожной кривой требуется рассчитать ее элементы и пикетажные значения главных точек. Элементами железнодорожной кривой (см. рис.1) являются: Тс - тангенс суммированный, равный расстоянию от начала кривой (НК) или от ее конца (КК) до вершины угла поворота (ВУ), Кс - длина железнодорожной кривой, Дс - домер суммированный, Бс - биссектриса суммированная, равная расстоянию от вершины угла поворота (ВУ) до середины кривой (СК).
Суммированные элементы железнодорожной кривой вычисляют по формулам
Тс = Т + Тр + m; Кс = К + l; Дс = Д + Д р; Бс = Б + Бр,
где Т, К, Д, Б - соответствующие элементы круговой кривой,
Тр, m, Д р, Бр - элементы переходной кривой.
Элемент m - сдвижка начала кривой по оси абсцисс (по направлению Тс) за счет устройства переходной кривой. Элементы Тр, Д р, Бр являются приращениями соответственно тангенса, домера и биссектрисы круговой кривой, вызываемые сдвижкой р по оси ординат (перпендикулярно направлению Тс).
|
Домер суммированный Дс- разность длины трассы на участке кривой по касательным и по кривой.
Элементы круговой и переходной кривой выбирают из таблиц для разбивки кривых на железных дорогах или рассчитывают по формулам
Т= R· tg(У/2), K = p ·R ·У°180°, Б = R (sec(У2) -1), Д = 2Т - К,
m = 0,5 l (1 - l 2/120· R 2), р = l 2/24 R (1 - l 2/112 R 2), Тр = р · tg(У/2),
Бр = р · sec (У2), Др = 2Тр - 2(0,5 l - m).
Угол поворота У в приведенных формулах выражают в долях градуса а элементы кривых вычисляют с точностью до 0,01м.
Вычислив элементы железнодорожной кривой, находят пикетажные положения ее главных точек НК, КК, СК
ПКНК= ПКВУ - Тс , ПККК = ПКНК + Кс , ПКСК = ПКНК + Кс/2.
Контроль вычислений производят по формулам
ПККК = ПКВУ + Тс - Дс, ПКСК = ПКВУ - Дс/2.
Указанные вычисления выполняют в ведомости расчета кривой.
Ведомость расчета кривой
Кривая (поворот вправо)
Исходные данные: У=19°12¢, R = 800 м, l = 80 м.
1. Элементы кривых:
Круговой Переходной
Т= 135,31 Тр= 0,06
К= 268,08 m = 40,00
Д= 2,54 Бр= 0,34
Б= 11,36 Др= 2Тр – 2(0,5 l – m) = 0,12
Суммированные значения Тс, Кс, Дс, Бс
Т | 135,31 | К | 268,08 | Д | 2,54 | Б | 11,36 | |||
Тр | 0,06 | l | 80,00 | Др | 0,12 | Бр | 0,34 | |||
m | 40,00 | Кс | 348,08 | Дс | 2,66 | Бс | 11,70 | |||
Тс | 175,37 |
Контроль: 2Тс - Кс = Дс 350,72 - 348,08 = 2,64
2. Вычисление пикетажного положения главных точек кривой
ВУ | ПК 17 + 35,90 | ВУ | ПК 17 + 35,90 | |
Тс | 1 75,37 | Тс | 1 75,37 | |
НК | 15 + 60,53 | 19 11,27 | ||
Кс | 3 48,08 | Дс | 2,66 | |
КК | 19 + 08,61 | КК | 19 + 08,61 | |
НК | 15 + 60,53 | ВУ | ПК 17 + 35,90 | |
Кс /2 | 1 74,04 | Дс /2 | 1,33 | |
СК | 17 + 34,57 | СК | 17 + 34,57 |
|
В контрольных вычислениях допускаются расхождения до 0,02 м.
Индивидуальное задание
1. Определите по таблицам для разбивки кривых на железных дорогах или вычислите по формулам значение всех элементов кривой. Произведите расчет пикетажа по трассе.
Исходные данные: У=21° аб¢, R = 600 м, l = 60 м, ВУ на ПК 27 + аб,аб
В исходные данные вместо аб подставить свой вариант (порядковый номер в учебном журнале).
Примеры: Вариант 07, У=21° 07¢, R = 600 м, l = 60 м, ВУ на ПК 27 + 07,07
Вариант 16, У=21°16¢, R = 600 м, l = 60 м, ВУ на ПК 27 + 16,16
2. На миллиметровой бумаге вычертите схему кривой с указанием всех элементов кривой и пикетажа.
3. Для детальной разбивки кривой способом прямоугольных координат определите для переходной и следующей за ней круговой кривой значения координат для длин (к), кратным 20 м (т.е. 20, 40, и т.д.) На миллиметровой бумаге в масштабе 1:1 000 вычертите схему детальной разбивки кривой.
Выполнение индивидуального задания
Вариант 32. Гр. СЖД – 25. Юшкевич А.С.
Ведомость расчета кривой
Кривая (поворот вправо)
Исходные данные: У=21°32¢, R = 600 м, l = 60 м.
1. Элементы кривых:
Круговой Переходной
Т= 114,18- 0.09=114.09 Тр= 0,05
К= 225,67- 0.17=225.50 m = 30,00
Д= 2,70 – 0.01=2.69 Бр= 0,25
Б= 10,77 – 0.02=10.75 Др= 2Тр – 2(0,5 l – m) = 0,10
Суммированные значения Тс, Кс, Дс, Бс
Т | 114,09 | К | 225,50 | Д | 2,69 | Б | 10,75 | |||
Тр | 0,05 | l | 60,00 | Др | 0,10 | Бр | 0,25 | |||
m | 30,00 | Кс | 285,50 | Дс | 2,79 | Бс | 11,00 | |||
Тс | 144,14 |
|
Контроль: 2Тс - Кс = Дс 288,28 - 285,50 = 2,78
2. Вычисление пикетажного положения главных точек кривой
ВУ | ПК 27 + 32,32 | ВУ | ПК 27 + 32,32 | |
Тс | 1 44,14 | Тс | 1 44,14 | |
НК | 25 + 88,18 | 28 76,46 | ||
Кс | 2 85,50 | Дс | 2,79 | |
КК | 28 + 73,68 | КК | 28 + 73,67 | |
НК | 25 + 88,18 | ВУ | ПК 27 + 32,32 | |
Кс /2 | 1 42,75 | Дс /2 | 1,40 | |
СК | 27 + 30,93 | СК | 27 + 30,92 |
В контрольных вычислениях допускаются расхождения до 0,02 м.
На миллиметровой бумаге вычерчиваю схему кривой с указанием всех элементов кривой и пикетажа.
Выписываю координаты для переходной и следующей за ней круговой кривой для детальной разбивки кривой способом прямоугольных координат.
У=21°32¢, R = 600 м, l = 60 м.
к | к-х | у | к | к-х | у |
0.00 | 0.04 | 0.16 | 4.33 | ||
0.00 | 0.30 | 0.34 | 6.99 | ||
0.02 | 1.00 | 0.62 | 10.31 | ||
0.06 | 2.33 | Тс = 144,14 |
На миллиметровой бумаге в масштабе 1:1 000 вычерчиваю схему детальной разбивки кривой.