Соната № 29 «Hammerklavier» B-dur ор.106. 1817-18гг.




Тема 2. Бетховен.

Поздние сонаты Л.В. Бетховена.

Позднее творчество Бетховена в целом это пять последних фортепианных сонат, пять последних квартетов, «33 вариации на вальс Диабелли» и фортепианные Багатели ор. 126.

Последние пять сонат — Двадцать восьмая (1815—1816), Двадцать девятая (1817—1819), Тридца­тая (1820—1821), Тридцать первая (1821), Тридцать вторая (1822) - образуют совершенно отдельно стоящий фрагмент творчества Бетховена. Они совсем не похожи на то, что композитор писал ранее. Все эти сонаты говорят о разном, и разговор идёт на новом, неизведанном музыкальном языке.

Долгое время они вызывали споры, ибо намного опережали свое время. Из современников Бетховена лишь немногие смогли понять и оценить по достоинству эти сочинения. Сохранив верность классическим идеалам, композитор нашел новые формы и средства их воплощения, предвосхищающие во многом романтические, но не переходящие в них.

Удивительно то, что никто из последующих композиторов не смог продолжить эту новую ветвь в фортепианном искусстве. В не меньшей мере, чем от более ранних сонат самого ком­позитора, эти поздние его произведения отличаются и от форте­пианного творчества композиторов-романтиков.

Все исследователи сходятся на том, что произведения, созданные Бетховеном в последние годы его жизни, качественно отличаются от предшествующих. В них сформировался особый стиль - стиль «позднего» Бетховена. Главные черты этого стиля:

-революционный настрой уступает место более возвышенному, созерцательному восприятию мира;

-стремление к философскому осмыслению жизни;

-масштабность формы;

-свободная трактовка сонатного цикла;

-редкое темброво-колористическое богатство;

-появление многочисленных полифонических форм и жанров (часто встречается форма фуги, как высшее выражение развития мысли);

-появление выразительных кантиленных эпизодов, не имеющих прототипов в раннем творчестве;

-высокий уровень пианистической техники.

 

Психологическая проникновенность отли­чает эти поздние произведения от более непосредственных, дейст­венных сонат предшествующего периода. Интерес к героике и народным массам сохраняется, но показан уже не через героическое преодоление, а через движение духа и мысли. Одним из важнеиших выразительных средств здесь являются полифонические формы, как оптимальное выражение философского отношения к жизни. Фуги встречаются в сонатах № 28 (разработка 1 части, финал), 29 (финал), 31(финал).

Менее популярные и доступные, чем ранние сонаты, поздние бетховенские произведения содержат в себе замечательные красоты. Здесь встречаются широко развитые, упоенные лирическим чувством кантиленные эпизоды, не имеющие прототипов в бо­лее раннем бетховенском творчестве, например в первой части 28 и 31 сонат, грандиозном Adagio из 29 сонаты.

 

Сонаты №28 и №31 роднит общность идей их решения, только в 31 сонате всё это выражено масштабнее и глубже, более психологично, без жанрового финала. Идея сонат может быть выражена так: как жить и творить, когда вдруг врывается горе?

 

Соната №28 ор.101 А-dur 1815 г.

(4 части)

Посвящена Доротее Эртман (ученице, которую Бетховен ценил и считал одной из лучших исполнительниц его музыки)

1.Etwas lebhaft und mit der innigsten Empfindung. Allegretto ma non troppo
2. Lebhaft, marschmäßig. Vivace alla Marcia
3. Langsam und sehnsuchtsvoll. Adagio ma non troppo, con affetto - Presto
4. Geschwind, doch nicht zu sehr und mit Entschlossenheit. Allegro

1 часть – никаких следов горя. Каждый человек достоин счастья и каждому отпущена какая-то доля этого счастья. Гибкая, пластичная музыка, первозданное счастье в размере 6/8.

2 часть - по мнению Либермана является вставкой, интермедией, которая не относится к основному сюжету. Зарисовка фантастики, энергии, гротеска. Царство пунктирного ритма. Музыка этого скерцо несёт в себе энергию, которая присуща музыке XX века.

3часть – короткое 18 (тактов) адажио – выражает собой обращение к трагическому в жизни искусстве. Основано на речитативных интонациях и ассоциируется со скорбной музыкой И.С. Баха.

4 часть – атмосфера неожиданно нагрянувшего народного праздника. В этом празднике растворяется боль человека; народное, общее, праздничное является собой противовес личному, скорбному – в этом трактовка идеи сонаты.

В разработке Бетховеном написана очень сложная фуга, которая идёт по сложности вслед за фугой из сонаты 29. Фактура части широкая, мощная, необходима большая, крепкая рука, рояль почти «брамсовский». В фактуре обилие пассажей 16 ми двойными нотами. Завершает сонату почти комический пассаж шестнадцатых в A-dur.

 

Соната №31 op.110 As-dur 1821 г.

(3 части)

Не имеет посвящения.

1. Moderato cantabile molto espressivo

2. Allegro molto

3. Adagio, ma non troppo - Fuga. Allegro ma non troppo

1 часть – ощущения счастья, но не лишённого доли активности. Много коротких лиг, пауз – речевых интонаций. Музыка души, которую очень сложно сыграть убедительно, так как нужно по настоящему переживать, невозможно сыграть по эмоциональной памяти.

Первая часть сонаты, начавшись поэтической мечтой, пройдя затем стадии порыва к действию (в окончании экспозиции) и уныния (в разработке), заканчивается спокойно и светло.

Начальные такты своей хоральностью как бы продолжают музыку темы вариаций из сонаты 30. Но с пятого такта — новый образ прекрасной поэтической мечты, как бы блаженно-просветленного «полусна». Ничего подобного нельзя найти в других фортепианных сонатах Бетховена.

2часть – интермедия (скерцо), будто открыли окна, а там своя, внешняя жизнь, которая полна энергии, контраста.

3 часть – 2 и 3 части соединяет звук «фа», за звучание которого происходит удивительная метаморфоза, которая буквально означает, что вся энергия жизни в любой момент может оборваться глубоким горем. Горестная импровизация, которая приводит к скорбной арии. Это главная точка страдания в сонате. Эту арию особенно ценил Антон Рубинштейн, говоря о том, что ни в одной опере мира нет арии, которая бы так глубоко выразила страдание… Затем всё трансформируется в фугу. Чередуются фрагменты Adagio с фрагментами фуги, но в конце части Бетховен даёт великую картину апофеоза духа над страданиями. Возрождение, победа внешняя и внутренняя.

Соната № 29 «Hammerklavier» B-dur ор.106. 1817-18гг.

(4 части)

Посв. эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому.
1. Allegro
2. Scherzo: Assai vivace
3. Adagio sostenuto. Appassionato e con molto sentimento
4. Introduzione: Largo - Fuga: Allegro risoluto

 

Эта крупнейшая из фортепианных сонат Бетховена, посвященная эрцгерцогу Рудольфу, сочинялась с конца 1817 года и была опубликована в сентябре 1819 года под названием «Большой сонаты для клавира с молоточками». Указание на клавир с молоточками появилось уже в заглавии предыдущей сонаты. Однако именно соната ор. 106 показала с особой силой огромные пианистические и выразительные возможности вытесняющего клавесин фортепиано.

Бетховен превосходно сознавал исключительные новаторские качества сонаты ор. 106. В письме к издателю Артариа он писал, что эта соната доставит пианистам «много хлопот», что играть ее будут через 50 лет. В самом деле, даже теперь, после почти 200-летнего развития фортепианной культуры, исполнение сонаты ор. 106 представляет пианистический подвиг, так как требует от пианиста огромного напряжения творческой воли. Редкость концертных исполнений этой «симфонии для фортепиано», в свою очередь, мешает росту ее популярности. Соната вызвала и продолжает вызывать немало споров.

1 часть – очень объективна, активна, это целая эпопея монументальной народности. Исследователи говорят о том, что данная часть могла бы «принадлежать героической симфонии для фортепиано». Звучание этой части объединяет в себе фанфарность, народную торжественность и народную же мягкую песенность. В разработке Бетховен пишет фугу – то есть объединяет две формы в одну.

Монументализм первой части сонаты уже близок эпическому народному монументализму Шуберта (симфония C-dur, фантазия «Скиталец»), зачатки которого появились в финале «Авроры». (Соната ор. 106 написана за четыре года до шубертовской фантазии «Скиталецr» и за 10 лет до симфонии Шуберта C-dur.) Можно найти и целый ряд детальных сближений с Шубертом — в пианистической фактуре, гармонии, ритме. Со всем тем, образы Бетховена гораздо более активны и действенны, а, с другой стороны, менее напевны, чем образы Шуберта.

2 часть – скерцо - если в первой части сонаты наличествуют подступы к романтическому эпосу народности и природы, то здесь дает себя знать подступ к другой стороне романтизма — причудливой фантастике. В более ранних сонатах Бетховена ничего подобного этому скерцо нет. Ритмические и мелодические обороты его предвещают Шумана, а самое понимание жанра скерцо как фантастической поэмы — Шопена.

Суть замысла скерцо — чередование и порой неожиданное вклинивание летучих, мелькающих слуховых образов. После первой части с ее ясными, четкими и сугубо объективными образами, скерцо вводит в область переменчивых, беглых впечатлений, как бы стоящих на рубеже объективного и субъективного, на грани яви и сна.

3 часть - издавна получила признание как одна из наиболее замечательных медленных частей в творчестве Бетховена. По словам А. Рубинштейна, это адажио — «одно из самых великих, когда-либо написанных. Тут и слов не найти, чтобы выразить, как это глубоко».

Финал сонаты, состоящий из вступления и огромной трехголосной фуги с двумя темами вызывал и вызывает наибольшее число споров.

Многие современники называли эту фугу «кошмаром»; А. Рубинштейн заметил по поводу неё: «Работа такая, о которой не помышлял даже сам Бах, а на что уж он был мастер своего дела... Но звучит фуга странно и некрасиво. Фортепиано было недостаточно для столь широко задуманной задачи. Сам мотив великолепен».

Есть, однако, и восторженные отзывы.

На всем пространном развитии фуги в рамках почти беспрерывного «вечного движения» шестнадцатых Бетховен достигает значительного разнообразия, пользуясь всевозможными средствами игры регистров, ритмов и соотношений голосов. Но громадная изобретательность и фантазия, не приводят к полноценным художественным результатам. Неуклонное, неумолимое, поражающее своей чисто бетховенской энергией движение фуги есть движение ради движения, ради обнаружения сил ума и творческой воли.

Можно ли считать такое решение финала сонаты ор. 106 простым промахом Бетховена? Вряд ли. Это был результат сознательно проведенной односторонней идеи. Дав в первой части весьма объективные образы народного эпоса, Бетховен во второй части остро противопоставил им капризность сменяющихся, осаждающих сознание впечатлений, а в третьей части необыкновенно сильно развернул эмоции скорби, приводящие к отказу от страстей и идея финала, как апофеоза разума и воли, который выразился в форме аскетичной, «сухой» по образности фуги, была единственным возможным выходом. Это был путь от общественного к личному, путь обратный развитию «апассионаты».

 

Соната №30 E-dur op. 109 1820-1821 гг.

(3 части)

Посвящена Максимилиане Брентано

1.Vivace ma non troppo

2.Prestissimo

3.Andante molto cantabile ed espressivo

 

Первая часть сонаты ор. 109, по-видимому, сочинялась Бетховеном в спокойное и счастливое для него лето 1820 года. Думается, что отмеченные нами характерные черты чередования и развития образов этой части естественно вытекают из ее замысла. Это — слияние души с природой, нежные переливы переживаний и ощущений, радостное растворение в прекрасном бытии.

Но природа уже лишена тут весомости, плотности, материальности, какими она обладала в «Авроре». Образы ее идеализированы, превращены в тончайшую поэтическую материю.

1 часть – тематика её, скорее всего, пасторальная, это сплошное лирическое высказывание. В музыке царит атмосфера любви, нежности и восхищения. Самое удивительное – форма этой части, она новая, неизведанная, больше напоминает свободно льющуюся композицию, чем первую часть сонаты. От сонатной формы осталась только репризность и кода. Ещё одна новаторская черта в том, что собственно мелодии в главной партии нет, она растворена в гармонии.

2 часть - резко контрастна. В первой части — созерцание и радость, здесь — волнение и тревога. В этой музыке активная человеческая эмоция ищет выхода. Сильно взволнованный человек неспособен предаваться созерцанию и растворять свое «я» в объективном мире. Но неспособен он и удержаться в пределах «я». Его влечет к движению, к бегу, к танцу.

Музыка мощная, напористая, стихийная. В основе – чёткость ритма, непрерывная пульсация. Часть написана в сонатной форме.

3 часть – написана в форме вариаций (тема и 6 париаций), но их форма и содержание совсем не походи на типичные классические вариации. Тема хорального склада, звучит в начала и в конце части, обрамляя её. Вариации совершенно различны по фактуре, есть вальс, есть этюдность, последняя вариация по Либерману рисует картину обновления природы, возрождение, появление нового и девиз сонаты – счастлив тот, кто живёт в согласии с природой и знает её тайны. Развитие общего плана сонаты идёт, таким образом, от радости к радости.

Соната №30 - это одно из самых романтических произведений Бетховена, одно из самых пророческих его произведений. Новаторство формы здесь в том, что композитор снимает проблему действенности финала. Действенное начало перенесено в среднюю часть, а в финале оно лишь местами проглядывает. Вывод — не действенность, но созерцательность, красота чудесной умиротворенной мечты.

 

Соната №32 c-moll op. 111, 1821-1822 гг.

(2 части)

Посвящена эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому.

1.Maestozo – Allegro con brio ed appassionato.

2.Arietta: Adagio molto, semplice e cantabile.

 

Одно из самых выдающихся творений Бетховена, являет собой чудо целостности и стройности. В ее первой части как будто оживают драматические образы «Патетической» и «Аппассионаты». Но трактовка «вечной» бетховенской темы борьбы здесь иная.

1 часть – мощна и компактна, «высечена из куска мрамора». В теме вступительного Maestozo исследователи находят «космические катаклизмы и взрывы во вселенной», которые чередуются со стоном души. Тема главной партии очень напоминает тему фуги, и всё развитие первой части пронизано полифоническими приёмами, линеарностью мышления.

Напряженное, тревожное, волевое движение первой части завер­шается не бесстрашным вызовом судьбе (как это происходило в более ранних произведениях Бетховена), а душевным просветле­нием, стремлением уйти от борьбы и страстей в мир возвышенной умиротворенной мысли, внутренней гармонии. Так воспринимают­ся последние такты сонатного Allegro. Тональность c-moll, которая традиционно воспринимается, как одна из самых драматических тональностей и в творчестве Бетховена в c-moll написаны самые драматичные произведения, переосмыслена, «перекрашена» в конце первой части в светлый, возвышенный C-dur.

2 часть - построена как тема, названная Бетховеном «Ариеттой», с вариациями. Являет собой великий контраст первой части, противопоставляет активности созерцание, размышление. Тема отмечена неземной крис­тальной чистотой, напоминая одновременно и свободно льющуюся песню и сосредоточенный хорал.

По словам Рубинштейна эта соната «исключительно душевная, без учености. Ариетта в ней — полет в облака, душа возносится в высшие сферы».

Идея сонаты — возвышение человека над мирскими страстями и его слияние с природой — выражена в этих двух частях с такой исчерпывающей полнотой, что композитору не понадобилось рас­ширять сонату до обычных размеров сонатного цикла. В этом про­изведении Бетховен как бы «прощается» с классицистской сонатностью, выходя за грани ее традиционного круга образов и формо­образующих принципов и открывая путь к философско-созерцательной симфонической поэме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: