Ранний венский период (1792-1802)




Тема 2. Л.В. Бетховен. Жизненный путь.

 

В истории европейской культуры французская буржуазная революция 1789 года знаменовала начало новой эры, «…Весь XIX век, — писал В. И. Ленин, — тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех новых концах мира только то и делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали великие французские революционеры»

Идеи французской революции непосредственно влияли на все сферы духовной жизни: эстетику, литературу, искусство. Для музыки, как и для других областей искусства, французская революция XVIII века стала известным рубежом, от которого ведет исчисление музыкальная культура нового времени.

Если во Франции длительная «борьба умов» многочисленных идеологов третьего сословия предшествовала и способствовала открытым социальным конфликтам, социальному переустройству общества, то в Германии, в силу ее общей отсталости, влияние французской революции ограничилось исключительно областью умственной деятельности. Эта эпоха была великой эпохой немецкой литературы. До сих пор не померк блеск имен Лессинга, Канта, Гегеля, Шиллера, Гете. Каждое из выдающихся произведений этой эпохи проникнуто духом вызова, возмущения против всего тогдашнего немецкого общества.

В музыке это направление продолжает Л.В. Бетховен, художник, стоявший на грани двух эпох. Его творчество опиралось на многовековой опыт и богатейшие национальные традиции, созданные поколениями немецких музыкантов. Но возникшее и сформировавшееся в революционную эпоху, окрыленное великой мечтой о свободе, равенстве и братстве, оно, раскрывая драматизм борьбы и радость достигнутой победы, обращалось к миллионным массам людей.

«Это — Шекспир масс», — писал о Бетховене в письме к Балакиреву В. В. Стасов. «Моцарт отвечал только за отдельные личности… Бетховен же — только и думал об истории и всем человечестве…».

«Музыка должна высекать огонь из людских сердец», — говорил сам композитор. Этот прометеевский девиз дает представление о величии задач, которые ставил перед искусством Бетховен. Творчество для него — высшее предназначение. Бетховен страстно верил в осуществление своих идеалов, и мысли о настоящем, представления о грядущем зазвучали в его музыке как призыв к действию, полный героической устремленности и несокрушимого оптимизма.

Действенность, активное стремление к лучшему будущему, герой в единстве с массами – вот что выдвигается композитором на первый план. «Наше время нуждается в людях, мощным духом» – говорил композитор. Показательно, что свою единственную оперу он посвятил не остроумной Сюзанне, а мужественной Леоноре.

 

Трагично сказались на жизни Бетховена, артиста и человека, общественные противоречия его времени. Цель своего искусства он видел в служении человечеству, а действительность вынуждала его обслуживать узкую среду аристократов; воспевая любовь и счастье, сам он был лишен элементарных человеческих радостей.

Жизнь в постоянном преодолении, в трудном продвижении к вершинам искусства, потребовавшая титанического напряжения, была выстрадана им до конца. Только одержимость искусством, убежденность в силе его нравственного воздействия помогли Бетховену преодолеть стену молчания и одиночества, на которые обрекла его глухота. В самые трагические моменты Бетховен создавал творения, исполненные великой, неизбывной веры в прекрасное, в людей, в свободу.

Природа одарила Бетховена пытливым, деятельным умом философа. Его интересы всегда были необычайно широкими, они распространялись на политику, литературу, религию, философию, естественные науки. Поистине необъятному творческому потенциалу противостоял страшный недуг – глухота, способная, казалось бы, навсегда закрыть путь к музыке. Бетховен нашел в себе силы пойти против судьбы, и идеи сопротивления, преодоления стали главным смыслом его жизни. Именно они «выковали» героический характер. И в каждой строчке бетховенской музыки мы узнаем ее творца – его мужественный темперамент, несгибаемую волю, непримиримость к злу.

 

Боннский период – 1782 – 1782

Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Германии, в городе Бонне. В этом небольшом городке не последнее место отводилось развлечениям и музыке. В музыкальной капелле на службе у курфюрста находились дед и отец Людвига.

Иоганн ван Бетховен - отец Людвига - певец, скрипач и клавесинист, был способным музыкантом, но гибельная страсть к алкоголю сделалась причиной многих страданий семьи и особенно Людвига. К обнаружившемуся с раннего детства дарованию Бетховена он отнёсся как к новому источнику доходов, мечтал сделать из сына «нового Моцарта». Принуждениями, побоями он заставлял 4-летнего ребёнка часами (зачастую ночными) просиживать за фортепиано, бесконечно твердя бессмысленные упражнения на скрипке.

Обучение Бетховена шло безо всякой системы: один учитель сменял другого, и хотя среди них встречались и знающие музыканты, никто из них не оставил заметного следа в музыкальном воспитании будущего композитора. Первые публичные выступления юного музыканта (в 1778 году были организованы концерты в Кёльне) не оправдали коммерческих планов его отца. Вундеркиндом Людвиг ван Бетховен не стал, однако, невзирая на сумбур и хаотичность в обучении, к двенадцати годам Бетховен легко читал с листа, свободно играл на клавесине, скрипке, органе и даже замещал по службе престарелого органиста.

Первым настоящим учителем, оказавшим большое воздействие на Бетховена, стал Христиан Готлиб Нефе, который прибыл в Бонн в 1779 году и занял должность музыкального руководителя боннского «национального театра». С 11-летнего возраста обучавший его композиции и игре на органе. Это был человек передовых эстетических и политических убеждений. Будучи одним из самых образованных музыкантов своей эпохи, Нефе познакомил Бетховена с творениями Баха и Генделя, просвещал в вопросах истории, философии, а главное – воспитывал в духе глубокого уважения к родной немецкой культуре. Кроме того, Нефе стал первым издателем 12-летнего композитора, опубликовав одно из ранних его произведений – фортепианные вариации на тему марша Дресслера (1782г.). Эти вариации стали первым сохранившимся произведением Бетховена. В следующем году были закончены три фортепианные сонаты.

К этому времени Бетховен уже стал работать в оркестре театра и занимал должность помощника органиста в придворной капелле, а чуть позже еще и подрабатывал уроками музыки в аристократических семействах - из-за бедности семьи он был вынужден очень рано поступить на службу. Поэтому он не получил систематического образования: школу посещал лишь до 11 лет, всю жизнь писал с ошибками и так и не постиг тайны умножения. Тем не менее, благодаря собственному упорству Бетховен сумел стать образованным человеком: самостоятельно овладел латынью, французским и итальянским языком, постоянно много читал, жадно искал в образах мировой литературы подтверждения своим мыслям о жизни, о ее нравственных законах, стремился воспитать свой интеллект. Значительно позже, в 1809 году, он писал своему издателю Гертелю: «Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учено; не претендуя ни в малейшей степени на ученость в собственном смысле этого слова, я все же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи. Да будет стыдно всякому художнику, не считающему своей обязанностью делать, по меньшей мере, то же, что и я».

Постепенно формировались воззрения юного музыканта, его отношение к миру, к человеку, к самому себе. Симпатии Бетховена на стороне героев сильных, целеустремленных, героев-мыслителей, способных выдержать любое испытание, не страшиться жизненных бурь.

Окрепнув, как композитор и пианист, Бетховен осуществил свою давнишнюю мечту - в 1787 году он едет в Вену, чтобы встретиться с Моцартом. Бетховен играл в присутствии прославленного композитора свои произведения и импровизировал. Моцарт был поражен смелостью и богатством фантазии юноши, необычайной манерой исполнения, бурной и порывистой.

Обращаясь к присутствовавшим, Моцарт воскликнул: «Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!» Но встретиться вновь двум великим музыкантам не было суждено. Умерла мать Бетховена, нежно и преданно им любимая. Отец после её смерти совершенно опустился и вскоре тоже умер. Юноша вынужден был принять на себя все заботы о семье. Воспитание двух маленьких братьев требовало внимания, забот, денег. Бетховен стал служить в оперном театре, играл в оркестре на альте, выступал с концертами, давал уроки. Начались суровые будни, тяжелая, полная труда и лишений жизнь. В эти годы Бетховен складывается как личность, формируется его мировоззрение. Большую роль сыграли здесь его занятия в университете, который он, правда, очень недолго, посещал по совету Нефе.

В этот сложный период Бетховен обрел моральную поддержку в просвещенной и интеллигентной семье Брейнингов. Обстановка их дружелюбного дома резко контрастировала с привычной ему холодностью и мрачностью дома родителей, Елена Брейнинг принадлежала к числу лучших представителей боннской интеллигенции и имела к Бетховену большое расположение. Юная Элеонора была ученицей Бетховена. Впоследствии она вышла замуж за доктора Вегелера и их семья до самых последних дней поддерживала с Бетховеном тесную дружественную связь.

Как раз в это время (1789) по другую сторону Рейна, во Франции, произошло великое событие – взятие народом Парижа Бастилии, революция, провозгласившая свободу, равенство, всечеловеческое братство. Эти высокие стремления восставшего против королевской власти народа нашли в душе Бетховена горячий отклик. Заветам революции он остался верен всю жизнь. Юноша полон сил, смелых замыслов. Энергия его ищет выхода в новых сочинениях, в концертной деятельности. Его родной город становится ему тесен.

Встреча с Гайдном, проезжавшим в 1792 году через Бонн, укрепила в нем решение ехать в Вену и учиться у знаменитого композитора.

Композиторское дарование Бетховена развивалось не столь стремительно, как феноменальный талант Моцарта. Сочинял Бетховен довольно медленно. За 10 лет первого – боннского периода (1782–1792) было написано 50 произведений, в том числе 2 кантаты, несколько фортепианных сонат (называемых ныне сонатинами), 3 фортепианных квартета, 2 трио. Большую часть боннского творчества составляют также вариации и песни, предназначенные для любительского музицирования. Среди них – всем знакомая песня «Сурок».

 

Ранний венский период (1792-1802)

Вена — столица австрийской империи, с пестрым смешением многонациональных культур, народов, языков — была издавна крупным музыкальным центром Европы. На улицах и ярмарках, в кофейных залах и в домах горожан звучали австрийские и немецкие, венгерские и славянские мелодии, часто под аккомпанемент гитары, арфы или скрипки. В театрах предместий ставились зингшпили, а на придворных сценах «царствовала» итальянская опера. На службе у крупных магнатов состояли оркестровые, хоровые капеллы и даже оперные труппы, Пышные «академии», устраиваемые во дворцах и аристократических салонах, привлекали много талантливых людей, вынужденных искать покровительства меценатов.

Первые несколько лет, прожитые Бетховеном в Вене, были лучшей порой его жизни. И, хотя вначале Бетховену жилось в Вене трудно - его первое жилище находилось в полуподвале, появились непредвиденные расходы на обязательное обучение танцам и верховой езде - среди виртуозов Вены Бетховен скоро занял одно из первых мест.

Характер исполнительства Бетховена по существу своему был совершенно новым. Отбросив блестящую, изысканно-грациозную манеру игры, истоки которой восходят к клавесинной музыке XVIII века, Бетховен опрокинул все представления, привычные для слушателей музыкальных салонов Вены. Он создал стиль большой эстрады, обращенный к массам людей. Монументальный и героический, этот стиль таил в себе огромной силы взрывчатую энергию, насыщенную раскаленным жаром революционной эпохи.

Сама манера Бетховена держаться со своими покровителями была почти неслыханной для того времени. Гордый и независимый, он никому не прощал попыток унизить его человеческое достоинство. Известны легендарные слова, брошенные композитором оскорбившему его меценату: «Князей было и будет тысячи, Бетховен же только один».

Молодому виртуозу на протяжение всей дальнейшей жизни оказывали покровительство многие знатные любители музыки – К. Лихновский, Ф. Лобковиц, русский посол А. Разумовский и другие, в их салонах впервые звучали бетховенские сонаты, трио, квартеты, а впоследствии даже симфонии. Их имена можно обнаружить в посвящениях многих произведений композитора.

Не любивший преподавать, Бетховен все же был учителем К. Черни и Ф. Риса по фортепиано и эрцгерцога Австрии Рудольфа по композиции.

Блестящие триумфы пианиста в венских салонах и «академиях», концертные поездки открывали перспективы большой славы и материальной обеспеченности. В 1796 году Бетховен концертировал в Праге и оттуда писал одному из братьев: «Мои дела хороши, очень хороши. Мое искусство порождает уважение окружающих и привлекает друзей… Также и денег получу я на сей раз достаточно».

Первый публичный концерт Бетховена состоялся в Вене в 1795 году. Затем молодой музыкант отправился в длительное путешествие - через Прагу, Нюрнберг, Лейпциг - в Берлин. Три года спустя он вновь гастролировал в Праге. Бетховену льстила его артистическая слава.

Первая сольная академия состоялась в 1800 году и была событием огромного масштаба. Программу академии составили симфония Моцарта, ария Гайдна из «Сотворения мира», концерт Бетховена, септет для струнных и духовых, дуэт из «Сотворения мира», импровизация на пианофорте, новая симфония Бетховена.

 

Ошеломляющий успех Бетховена-пианиста облегчил путь Бетховену-композитору. Тем не менее, он далеко не сразу решился на публикацию своих сочинений. Для укрепления своей теоретической подготовки и композиторской техники он обратился к самым авторитетным педагогам: Гайдну, Альбрехтсбергеру, Сальери.

В первое венское десятилетие Бетховен писал преимущественно фортепианную и камерную музыку: 3 фортепианных концерта и 2 десятка фортепианных сонат, 9скрипичных сонат, 2 виолончельные сонаты, 6 струнных квартетов, ряд ансамблей для различных инструментов, балет «Творения Прометея». Кристаллизация черт бетховенского стиля, происходящая в этот период, вплотную подводит к полосе зрелого творчества.

Вокруг имени Бетховена разгорается ожесточенная полемика. Одни, особенно молодые музыканты, принимают Бетховена восторженно, с энтузиазмом, другие — поклонники старого стиля итальянской и раннеклассической школы — с яростью отвергают, обрушиваясь на него с беспощадной критикой.

Пробиваясь сквозь рутину мыслей и вкусов, растет признание композитора, увеличивается количество его приверженцев. Произведения Бетховена получают распространение за пределами Австрии, и издатели безотказно печатают все, что выходит из-под его пера.

 

В годы напряженной борьбы за утверждение своего искусства на Бетховена обрушивается страшное несчастье — его поражает глухота. Первые признаки ослабления слуха Бетховен почувствовал, когда ему было 26 лет - в 1797 году. В 1801 году композитор поведал об этом самым близким друзьям. «Уже три года, как мой слух все более слабеет, - писал он. - В театре я должен, чтобы понимать артистов, садиться у самого оркестра. Если я сажусь подальше, то не слышу высоких нот инструментов и голосов. Когда говорят тихо, я едва слышу да, я слышу звуки, но не слова, а между тем, когда кричат, это для меня невыносимо».

Но осенью 1801 года жизнь еще улыбается Бетховену. Он признается Вегелеру, что любит «милую, чудесную девушку» и любим ею. Он помышляет даже о браке, несмотря на то, что эта девушка из аристократической семьи. Но он утешает себя тем, что будет концертировать, добьется денег, славы и независимости, и тогда брак станет возможным. Девушка, вызвавшая столь пылкие чувства Бетховена, была на редкость неподходящей кандидаткой в его супруги. Это его семнадцатилетняя ученица - графиня Джульетта Гвиччарди, приехавшая в столицу из провинциального города, кокетливая, бойкая, но пустая и легкомысленная барышня, обладавшая, впрочем, хорошими музыкальными способностями.

Денег за занятия с Джульеттой он не брал, и Джульетта дарила ему рубашки - под тем предлогом, что она их собственноручно для него вышивала. Во время уроков композитор нередко раздражался и даже швырял ноты на пол, но, тем не менее, быстро поддался очарованию своей ученицы. Увлечение, видимо, было взаимным. Лето 1801 года Бетховен провел в Венгрии в имении Брунсвиков - Коромпа. Там сохранилась беседка, в которой, по преданию, написана «Лунная» соната, изданная в 1802 году, с посвящением Джульетте. Лето, проведенное с Джульеттой, было счастливейшим для Бетховена. Однако вскоре все изменилось. Появился соперник - молодой граф Р. Галленберг, мнивший себя композитором. В 1802 году в отношениях между Бетховеном и Джульеттой произошло охлаждение, в следующем году она вышла замуж за Галленберга и уехала в Италию.

Разрыв с Джульеттой и одновременно полное осознание безнадежности всех попыток лечения недуга композитора, находящегося в расцвете славы и творческих сил, привело Бетховена к душевному кризису 1802 года, к мыслям о самоубийстве. Всё это отразилось в знаменитом документе – «Гейлигенштадтском завещании».

Уезжая из Гейлигенштадта, Бетховен записывает на обороте завещания: «Итак, я покидаю тебя — и покидаю с печалью. Да, надежда, которую лелеял я, которую принес сюда с собой, надежда исцелиться хотя бы до какой-то степени, окончательно потеряна. Как опали с ветвей и зачахли осенние листья, — так и она для меня увяла. Я удаляюсь отсюда почти в том же состоянии, в каком сюда прибыл. Даже высокое мужество, часто меня вдохновлявшее в прекрасные летние дни,- теперь исчезло.»

В потоке произведений, созданных в 1800–1803 годах, нашло отражение все, что переживал в ту пору Бетховен: мрачная подавленность и неистово пламенный протест, порывы страсти и гордое смирение, поиски покоя, тишины и жажда жизни активной, деятельной. Таковы Третий фортепианный концерт c-moll, op. 37 (1800), соната As-dur, №12 с похоронным маршем и «Лунная» соната (1801), соната d-moll №17 «Буря» (с речитативом) (1802), «Крейцерова» соната для скрипки и фортепиано (1803) и ряд других сочинений.

Но страдание человека сделалось источником силы музыканта. Выходом из кризиса стало творчество: «...Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой», – писал композитор. – «Только оно, искусство, оно меня удержало».

Когда внутренний кризис достиг апогея, и смерть казалась единственным желанным исходом, рождается идея Героической симфонии. Всепобеждающая любовь к искусству, к жизни вытеснила личную боль и отчаяние. Героическая симфония знаменует душевный перелом, с которого начинается самый интенсивный и плодотворный период в творческой жизни Бетховена. Наступает время зрелости и полного расцвета бетховенского гения.

 

Центральный период. Время творческого расцвета. -1802-1812. (18

1802-12 годы – время блестящего расцвета гения Бетховена. Глубоко выстраданные им идеи преодоления страдания силой духа и победы света над мраком после ожесточенной борьбы оказались созвучными идеям Французской революции. Это было бурное время. Революционная Франция стала бонапартистской. Наполеон начал захватнические войны. Когда Бетховену было 34 года, Наполеон презрел идеалы Великой французской революции и объявил себя императором. Поэтому Бетховен отказался от намерения посвятить свою Третью симфонию ему: «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном».

В это время окрепла героико-драматическая тематика в музыке Бетховена. Он воплощал ее с бесконечным разнообразием в Третьей и в Пятой симфониях, в увертюре «Эгмонт» и в Пятом фортепианном концерте, в «Аппассионате» и в опере «Фиделио». Борьбой завоеванная свобода, драматизм жизненных схваток, героика титанических свершений, конфликтность и драматизм воплощения диалектики жизненной борьбы, глубина философских раздумий стихийный порыв масс - вот главные темы в зрелом бетховенском творчестве.

Всего композитором в эти годы было создано: шесть симфоний (с № 3 по № 8), квартеты № 7-11 и другие камерные ансамбли, опера «Фиделио», 4 и 5 фортепианные концерты, Скрипичный концерт, а также Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром.

 

Музыка Бетховена пронизана высокими этическими идеалами. Она призвана пробудить лучшие гуманистические чувства. «Две вещи возвышают нашу душу, - писал философ Кант, которого так чтил творец «Героической» симфонии, - звездное небо над нами и нравственный закон в нас». Эти слова можно отнести к музыке Бетховена, в которой звучат природа и чувства или философские раздумья о судьбе человека. Таковы Четвертая и Шестая («Пасторальная») симфонии. Четвертый фортепианный концерт и скрипичная «Крейцерова» соната, множество «адажио» - лирических, философских частей в бетховенских инструментальных циклах.

Есть и другой Бетховен - безудержно веселый, опьяненный жизнью, преисполненный юмора и моментами, словно разражающийся гомерическим хохотом.

Такова Седьмая симфония – «апофеоз танца», по меткому выражению Вагнера, или Восьмая, полная остроумных находок, которые щедро рассыпал в ней так много испытавший в жизни композитор таковы и многочисленные «скерцо» в его симфонически-сонатных циклах, равно как и некоторые финалы в них.

Но всегда музыка Бетховена действенна, активна, передает напряженное биение мысли, конфликтное противопоставление контрастных образов, которые организованы и соподчинены неумолимой логикой целеустремленного развития.

 

1812-1815 – Переходные годы. (1812-1815)

1812-15 годы – переломные в политической и духовной жизни Европы. За периодом наполеоновских войн и подъемом освободительного движения последовал Венский конгресс (1814-15, подвел итоги двадцатилетних войн в Европе в пользу держав-победительниц - России, Англии и Австрии - и в основном почти на полстолетия (1815-1865 гг.) установил политические границы европейских государств. Монархи России, Австрии, Пруссии в 1815 г. образовали так называемый «Священный союз» для борьбы против революций.), после которого во внутренней и внешней политике европейских стран усилились реакционно-монархические тенденции.

Стиль героического классицизма уступил место романтизму, который стал ведущим направлением в литературе и успел заявить о себе в музыке (Ф. Шуберт). В сочинениях Бетховена 1813–17 годов отразились настойчивые и порой мучительные поиски новых путей. В это время были написаны фортепианные (№ 27, 28) сонаты, несколько десятков обработок песен разных народов для голоса с ансамблем, первый в истории жанра вокальный цикл «К далекой возлюбленной» (1815). Стиль этих сочинений – экспериментальный, со множеством гениальных находок, однако не всегда столь же цельный, как в период «революционного классицизма».

 

1816-1827 – Поздний период. (1816-1827)

Последнее десятилетие жизни Бетховена было омрачено как общей гнетущей политической и духовной атмосферой в Австрии, так и личными невзгодами и потрясениями.

В Австрии, после поражения Наполеона, был установлен полицейский режим. Напуганное революцией правительство пресекало любые «свободные мысли». Многочисленные тайные агенты проникали во все слои общества. В разговорных тетрадях Бетховена то и дело встречаются предупреждения: «Тише! Осторожно, здесь шпион!» И, вероятно, после какого-то особенно смелого высказывания композитора: «Вы кончите на эшафоте!» О днако популярность Бетховена была так велика, что правительство не решалось его тронуть. Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей.

Глухота композитора стала полной; с 1818 года он был вынужден пользоваться «разговорными тетрадями», в которых собеседники писали обращенные к нему вопросы.

Личная жизнь Бетховена так и не удалась. У него было много друзей среди женщин. Вероятно, в 1806-1809 годы завязалась тесная дружба между композитором и Терезой Брунсвик. Отношения эти до сих пор остаются невыясненными, но нет никакого сомнения в том, что эта выдающаяся женщина всю жизнь была предана Бетховену и одно время отвечала на его страстное чувство. Возможно, именно ей адресовано знаменитое письмо «бессмертной возлюбленной». Эта женщина, бесспорно, сыграла в жизни Бетховена большую положительную роль. Их связывали многолетняя дружба и взаимная привязанность.

С годами изменился облик Бетховена. Теперь он сторонится светского общества. Добрый, приветливый, незлобивый, он в гневе не знает пощады, страстно ненавидя фальшь и ложь. Часто, практически ежедневно в любую погоду совершает длительные прогулки по Вене и в пригородах. А то подолгу просиживает с друзьями в «локалях» (небольших трактирах).

В конце 1815 года умер брат Бетховена, Карл Каспар. Отношения между братьями натянутые, но в последние годы болезни Карла композитор проявлял к умирающему самое сердечное внимание и нередко помогал ему деньгами. Карл Каспар завещал опеку над 9-летним сыном не жене, а своему великому брату. Одинокий Бетховен, всегда страстно жаждавший семьи и обожавший своего племянника Карла, с радостью согласился… Немало унижений и волнений пришлось пережить Бетховену в связи с этой злосчастной опекой. Маленький Карл не любил своего дядю, хотя умел ловко подлаживаться к нему. Двуличие и лживость племянника доставляли бесконечно много огорчений Бетховену. Постоянное беспокойство, полная глухота, болезнь глаз, желудка и печени - всё это вместе взятое сделало Бетховена стариком уже в пятидесятилетнем возрасте.

 

Сколь ни трагичной была для Бетховена потеря слуха, она все же не могла пресечь поток вдохновения. Запас его жизненных впечатлений, в том числе и звуковых, был так велик, а воля к творческому созиданию столь огромна, что до последнего своего вздоха он жил новыми, все более дерзновенными художественными замыслами и особенно интенсивно воплощал их в зрелые годы.

В этот период формируется поздний стиль его творчества - еще более возвышенный, нежели прежде, импровизационный, с преобладанием интеллектуального начала над чувственным. Действенность, столь присущая музыкальным образам Бетховена, сохраняется, но главенствующая роль ныне отводится размышлению: бесконечно разматываемый клубок философской мысли приводит к столкновению порой полярных состояний.

К позднему периоду относятся 5 последних фортепианных сонат (№№28-32), 5 последних квартетов (№№ 12-16), «33 вариации на вальс Диабелли», фортепианные Багатели ор. 126, две сонаты для виолончели ор.102, фуга для струнного квартета, Все эти сочинения качественно отличаются от всего предыдущего. Это позволяет говорить о стиле позднего Бетховена, имеющем явное сходство со стилем композиторов-романтиков. Центральная для Бетховена идея борьбы света и мрака обретает в позднем творчестве подчеркнуто философское звучание. Победа над страданием дается уже не через героическое действие, а через движение духа и мысли.

Здесь выковывалось то, что огромным рывком воли Бетховен закрепил в двух своих самых монументальных произведениях - в «Торжественной мессе», которая впервые была исполнена 7 апреля 1824 г. в Петербурге (1818-1823) и в Девятой симфонии (1822-1824) с заключительным хором на слова «Оды к радости» Ф. Шиллера. Девятая симфония с ее финальным призывом – «Обнимитесь, миллионы»! – стала идейным завещанием композитора человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм

Бетховен предстает здесь как великий мыслитель, как строитель небывало масштабной музыкальной формы. Полная революционного оптимизма, величественная симфония венчает творческий путь великого композитора, сумевшего преодолеть личное горе и страдания, сохранить непоколебимую веру в человечество и его прекрасное будущее и пронести эту веру через всю жизнь. Первое исполнение Девятой симфонии в Вене в 1824 году стало триумфом. На этот раз, однако, не светская знать, а демократическая аудитория приветствовала Бетховена. Правда, он не слышал ни своей музыки, ни бурных взрывов аплодисментов...

…26 марта 1827 года Бетховен был ещё жив. День был мрачным. Тяжёлые глыбы облаков скопились на небе. Между четырьмя пятью часами надвинулись такие тучи, что в комнате стало совсем темно. Удар грома потряс комнату. Бетховен открыл глаза, угрожающим жестом поднял к небу правую руку со сжатым кулаком. Выражение его лица было страшно. Казалось, он сейчас крикнет: “Я вызываю вас на бой, враждебные силы!..” Но рука упала. Глаза закрылись… Он пал в бою…

 

ициях

О Бетховене обычно говорят как о композиторе, который, с одной стороны, завершает классицистскую эпоху в музыке, с другой – открывает дорогу романтизму. В целом это верно, однако его музыка не совпадает полностью с требованиями ни того, ни другого стиля. Композитор настолько универсален, что никакие стилистические признаки не охватывают всю полноту его творческого облика. Иногда в один и тот же год он создавал произведения, столь контрастные между собой, что распознать черты общности между ними чрезвычайно сложно (например, 5 и 6 симфонии, которые впервые прозвучали в одном концерте 1808 года). Если же сопоставить произведения, созданные в разные периоды, например, в ранний и зрелый, или зрелый и поздний, то они порой воспринимаются как творения разных художественных эпох.

Вместе с тем, музыка Бетховена, при всей ее новизне, неразрывно связана с предшествующей немецкой культурой. В ней бесспорно влияние философской лирики И.С.Баха, торжественно-героических образов генделевских ораторий, опер Глюка, произведений Гайдна и Моцарта. В формирование бетховенского стиля внесло свой вклад и музыкальное искусство других стран, в первую очередь Франции, ее массовых революционных жанров, столь далеких от галантно-чувствительного стиля XVIII века. Типичные для него орнаментальные украшения, задержания, мягкие окончания уходят в прошлое. Многие фанфарно-маршевые темы бетховенских сочинений близки песням и гимнам Французской революции. Они ярко иллюстрируют строгую, благородную простоту музыки композитора, любившего повторять: «Всегда проще».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: