Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий




Задание 1. Тестовые задания с одним правильным ответом(2балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 6).

1.1. Первый орден советской России, учрежденный 16 сентября 1918 г, назывался:

1) орден Красного Знамени;

2) орден Ленина;

3) орден Красной Звезды;

4) орден Славы.

 

1.2. О ком А.И. Герцен писал: «Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия»?

1) об анархистах; 2) о славянофилах;

3) о народниках; 4) о декабристах.

 

1.3. Храм Вознесения Господня в Коломенском был построен в правление:

1) Ивана III; 2) Ивана IV;

3) Василия III; 4) Федора Ивановича.

1.1. 1.2 1.3.
     

Задание 2. Тестовые задания с несколькими правильными ответами (3балла за каждый полный правильный ответ, максимальный балл – 6). В случае отсутствия полного правильного ответа каждая правильно названная позиция оценивается в 1 балл.

2.1.До нашествия Батыя существовали следующие русские города:

1) Великий Новгород;

2) Нижний Новгород;

3) Белгород;

4) Чернигов;

5) Тамбов.

 

2.2. До Октябрьской революции 1917 года были построены железные дороги:

1) Транссибирская магистраль;

2) Туркестано-Сибирская магистраль;

3) Китайско-Восточная железная дорога;

4) Байкало-Амурская магистраль;

5) Мурманская железная дорога.

2.1. 2.2.
   

 

Задание 3. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ, приведя не менее двух оснований образования ряда (3балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 6; в случае приведения только одного основания ответ оценивается в 0 баллов).

3.1) Купцы – меценаты и коллекционеры (допустимы ответы «купцы и меценаты», «предприниматели – покровители искусства», «предприниматели – коллекционеры»).

3.2) Города России, в которых при Александре I существовали университеты (допустимы ответы «города, в которых в начале XIX века были университеты»; «города, где были университеты после реформы образования Александра I»; «города – центры учебных округов в России начала XIX века» и другие близкие по смыслу. Ответ «университеты, открытые при Александре I», не принимается как ошибочный).

 

Задание 4. Исключите лишнюю позицию, дайте объяснение своего выбора (3балла за правильный ответ, 1 балл – за правильно названную лишнюю позицию без объяснения или с неправильным объяснением).

6) кистень, так как все остальные термины в ряду обозначают виды огнестрельного оружия (допустимые ответы «это не огнестрельное оружие», «это холодное оружие» и др. правильные по смыслу формулировки).

 

Задание 5. Перед Вами отрывки из различных исторических источников, содержащие условия международных договоров, заключенных нашим государством в разные годы. Расположите их в хронологической последовательности. Ответ оформите в виде таблицы (за правильную последовательность – 15 баллов).

         
В Г А Д Б

Задание 6. Соотнесите имена отечественных и зарубежных исторических деятелей, связанных со сходными историческими процессами. В перечне справа есть лишний элемент (максимальный балл – 8). За каждую правильно подобранную пару – 2 балла.

       
Д В А Б

Задание 7. Заполните пробелы в тексте. Ответы внесите в таблицу под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 8).

1. Петсамо 5. В. И. Щербаков (отсутствие инициалов не является ошибкой)
2. Киркенес (возможно указание этих двух названий в обратном порядке) 6. Титовка
3. К. А. Мерецков(а) (отсутствие инициалов не является ошибкой) 7. Муста-Тунтури
4. А. Г. Головко (отсутствие инициалов не является ошибкой) 8. 2 ноября 1944 года (1 балл дается только за полную правильную дату)

 

Задание 8. Внимательно рассмотрите иллюстрации и выполните задания (максимальный балл – 6).

1. Передвижники/Товарищество передвижных художественных выставок (1 балл).

2. Учащаяся молодежь была активной участницей революционного движения, студенты и курсистки создавали народнические кружки и организации, осуществляли террористическую деятельность (1 балл, ответ принимается в любой формулировке, верной по смыслу, т. е. отражающей связь учащейся молодежи с революционным движением).

3. Убийство членами «Народной воли» императора Александра II. 1 марта 1881 года. (1 балл за верно указанное событие (вместо названия организации может быть приведено название революционного течения – народников), 1 балл за верно названную полную дату, всего 2 балла).

4. Могут быть названы: ограничение автономии университетов, повышение платы за обучение в университетах и других вузах, закрытие некоторых женских курсов, ужесточение цензуры, циркуляр «о кухаркиных детях» и другие мероприятия власти, ограничившие доступ к среднему и высшему образованию (если правильно названо 1 мероприятие – 1 балл, если правильно названы два или более мероприятий – 2 балла; наличие неправильно названных мероприятий наряду с правильными не ведет к снижению балла за ответ).

Задание 9. Внимательно рассмотрите карту и выполните задания (максимальный балл – 12).

9.1. Назовите событие, изображенное на карте, и укажите год(ы), когда оно произошло.

Ответ: Осада Троице-Сергиева монастыря (за правильный ответ – 2 балла); 1608–1610 гг. (за правильный ответ – 2 балла, в случае указания десятилетия – 1 балл. Всего до 4 баллов).

9.2. Укажите противоборствующие стороны, принимавшие участие в данном событии.

Ответ: Польско-литовские интервенты, войска Лжедмитрия II;

Монахи Троице-Сергиева монастыря, жители окрестных сел, войска Василия Шуйского. (За полностью правильный ответ 3 балла, в случае указания только польских и русских войск – 1 балл, при указании любых трех групп участников – 2 балла.)

9.3. Определите, каков был исход данного события и его историческое значение, то есть объясните, почему оно относится к важнейшим эпизодам Смутного времени?

Ответ: Осада закончилась для осаждавших безрезультатно. Героическая оборона монастыря имела огромное моральное значение для населения и поддержания боевого духа правительственных войск. Захват монастыря позволил бы осаждавшим блокировать Москву с востока и открыл путь в северо-восточные районы страны. (До 3-х баллов в зависимости от полноты ответа.)

9.4. Какое отношение к данному событию имел Авраамий Палицын, памятник которому был установлен в г. Сергиев Посад в 2010 году?

Ответ: Авраамий Палицын, келарь Троице-Сергиева монастыря, автор знаменитого «Сказания» об осаде Троицкого монастыря. (За правильный полный ответ – 2 балла, если указано, что Авраамий Палицын был келарем Троице-Сергиева монастыря или автором «Сказания» - 1 балл.)

 

 


Задание 10. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы (2балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 10).

  1. С. Ю. Витте (1 балл), 1892–1903 гг. (1 балл), всего 2 балла за полный правильный ответ.
  1. Автор поддерживает идею привлечения иностранных капиталов в Россию (1 балл, ответ может быть дан в любой верной по смыслу формулировке). Аргумент: «Пополнение скудного резервуара народных сбережений иностранными капиталами дает возможность всем капиталам в стране свободнее разливаться по более широкому полю и заполнять не только обильные, но и менее глубокие источники прибыли» (1 балл, цитата может быть полной или сокращенной без искажения смысла).
  1. И.А. Вышнеградский (1 балл), повышение косвенных налогов, взыскание недоимок по подушной подати, уже отмененной, повышение акциза на алкоголь, повышение таможенных пошлин, пересмотр железнодорожных тарифов в сторону увеличения и т.д., могут быть приведены другие верные позиции (1 балл).
  1. Угольная промышленность, сталелитейная промышленность, нефтедобывающая промышленность, химическая промышленность, электротехническая промышленность, добыча золота, машиностроение, производство цемента и др. (2 балла за указание любых двух правильных позиций, 1 балл – за указание 1 правильной позиции).
  1. А.Г. Зверев. Денежная реформа 1947 года, обмен денежных купюр по курсу 10:1 (2 балла за полный правильный ответ, по 1 баллу за каждую правильную позицию).

Задание 11. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (эссе, до 20 баллов).

 

При оценке эссе следует исходить из следующих критериев:

 

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Итого – 100 баллов

Участники, набравшие более 50% от максимально возможного количества баллов, объявляются призерами. Участник, набравший абсолютное большинство баллов, объявляется победителем. В случае, когда более одного участника набрали одинаковое абсолютное большинство баллов, победителей может быть более одного.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: