Задание 1. Тестовые задания с одним правильным ответом(2балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 6).
1.1. Первый орден советской России, учрежденный 16 сентября 1918 г, назывался:
1) орден Красного Знамени;
2) орден Ленина;
3) орден Красной Звезды;
4) орден Славы.
1.2. О ком А.И. Герцен писал: «Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия»?
1) об анархистах; 2) о славянофилах;
3) о народниках; 4) о декабристах.
1.3. Храм Вознесения Господня в Коломенском был построен в правление:
1) Ивана III; 2) Ивана IV;
3) Василия III; 4) Федора Ивановича.
1.1. | 1.2 | 1.3. |
Задание 2. Тестовые задания с несколькими правильными ответами (3балла за каждый полный правильный ответ, максимальный балл – 6). В случае отсутствия полного правильного ответа каждая правильно названная позиция оценивается в 1 балл.
2.1.До нашествия Батыя существовали следующие русские города:
1) Великий Новгород;
2) Нижний Новгород;
3) Белгород;
4) Чернигов;
5) Тамбов.
2.2. До Октябрьской революции 1917 года были построены железные дороги:
1) Транссибирская магистраль;
2) Туркестано-Сибирская магистраль;
3) Китайско-Восточная железная дорога;
4) Байкало-Амурская магистраль;
5) Мурманская железная дорога.
2.1. | 2.2. |
Задание 3. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ, приведя не менее двух оснований образования ряда (3балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 6; в случае приведения только одного основания ответ оценивается в 0 баллов).
3.1) Купцы – меценаты и коллекционеры (допустимы ответы «купцы и меценаты», «предприниматели – покровители искусства», «предприниматели – коллекционеры»).
3.2) Города России, в которых при Александре I существовали университеты (допустимы ответы «города, в которых в начале XIX века были университеты»; «города, где были университеты после реформы образования Александра I»; «города – центры учебных округов в России начала XIX века» и другие близкие по смыслу. Ответ «университеты, открытые при Александре I», не принимается как ошибочный).
Задание 4. Исключите лишнюю позицию, дайте объяснение своего выбора (3балла за правильный ответ, 1 балл – за правильно названную лишнюю позицию без объяснения или с неправильным объяснением).
6) кистень, так как все остальные термины в ряду обозначают виды огнестрельного оружия (допустимые ответы «это не огнестрельное оружие», «это холодное оружие» и др. правильные по смыслу формулировки).
Задание 5. Перед Вами отрывки из различных исторических источников, содержащие условия международных договоров, заключенных нашим государством в разные годы. Расположите их в хронологической последовательности. Ответ оформите в виде таблицы (за правильную последовательность – 15 баллов).
В | Г | А | Д | Б |
Задание 6. Соотнесите имена отечественных и зарубежных исторических деятелей, связанных со сходными историческими процессами. В перечне справа есть лишний элемент (максимальный балл – 8). За каждую правильно подобранную пару – 2 балла.
Д | В | А | Б |
Задание 7. Заполните пробелы в тексте. Ответы внесите в таблицу под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 8).
1. | Петсамо | 5. | В. И. Щербаков (отсутствие инициалов не является ошибкой) |
2. | Киркенес (возможно указание этих двух названий в обратном порядке) | 6. | Титовка |
3. | К. А. Мерецков(а) (отсутствие инициалов не является ошибкой) | 7. | Муста-Тунтури |
4. | А. Г. Головко (отсутствие инициалов не является ошибкой) | 8. | 2 ноября 1944 года (1 балл дается только за полную правильную дату) |
Задание 8. Внимательно рассмотрите иллюстрации и выполните задания (максимальный балл – 6).
1. Передвижники/Товарищество передвижных художественных выставок (1 балл).
2. Учащаяся молодежь была активной участницей революционного движения, студенты и курсистки создавали народнические кружки и организации, осуществляли террористическую деятельность (1 балл, ответ принимается в любой формулировке, верной по смыслу, т. е. отражающей связь учащейся молодежи с революционным движением).
3. Убийство членами «Народной воли» императора Александра II. 1 марта 1881 года. (1 балл за верно указанное событие (вместо названия организации может быть приведено название революционного течения – народников), 1 балл за верно названную полную дату, всего 2 балла).
4. Могут быть названы: ограничение автономии университетов, повышение платы за обучение в университетах и других вузах, закрытие некоторых женских курсов, ужесточение цензуры, циркуляр «о кухаркиных детях» и другие мероприятия власти, ограничившие доступ к среднему и высшему образованию (если правильно названо 1 мероприятие – 1 балл, если правильно названы два или более мероприятий – 2 балла; наличие неправильно названных мероприятий наряду с правильными не ведет к снижению балла за ответ).
Задание 9. Внимательно рассмотрите карту и выполните задания (максимальный балл – 12).
9.1. Назовите событие, изображенное на карте, и укажите год(ы), когда оно произошло.
Ответ: Осада Троице-Сергиева монастыря (за правильный ответ – 2 балла); 1608–1610 гг. (за правильный ответ – 2 балла, в случае указания десятилетия – 1 балл. Всего до 4 баллов).
9.2. Укажите противоборствующие стороны, принимавшие участие в данном событии.
Ответ: Польско-литовские интервенты, войска Лжедмитрия II;
Монахи Троице-Сергиева монастыря, жители окрестных сел, войска Василия Шуйского. (За полностью правильный ответ – 3 балла, в случае указания только польских и русских войск – 1 балл, при указании любых трех групп участников – 2 балла.)
9.3. Определите, каков был исход данного события и его историческое значение, то есть объясните, почему оно относится к важнейшим эпизодам Смутного времени?
Ответ: Осада закончилась для осаждавших безрезультатно. Героическая оборона монастыря имела огромное моральное значение для населения и поддержания боевого духа правительственных войск. Захват монастыря позволил бы осаждавшим блокировать Москву с востока и открыл путь в северо-восточные районы страны. (До 3-х баллов в зависимости от полноты ответа.)
9.4. Какое отношение к данному событию имел Авраамий Палицын, памятник которому был установлен в г. Сергиев Посад в 2010 году?
Ответ: Авраамий Палицын, келарь Троице-Сергиева монастыря, автор знаменитого «Сказания» об осаде Троицкого монастыря. (За правильный полный ответ – 2 балла, если указано, что Авраамий Палицын был келарем Троице-Сергиева монастыря или автором «Сказания» - 1 балл.)
Задание 10. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы (2балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 10).
- С. Ю. Витте (1 балл), 1892–1903 гг. (1 балл), всего 2 балла за полный правильный ответ.
- Автор поддерживает идею привлечения иностранных капиталов в Россию (1 балл, ответ может быть дан в любой верной по смыслу формулировке). Аргумент: «Пополнение скудного резервуара народных сбережений иностранными капиталами дает возможность всем капиталам в стране свободнее разливаться по более широкому полю и заполнять не только обильные, но и менее глубокие источники прибыли» (1 балл, цитата может быть полной или сокращенной без искажения смысла).
- И.А. Вышнеградский (1 балл), повышение косвенных налогов, взыскание недоимок по подушной подати, уже отмененной, повышение акциза на алкоголь, повышение таможенных пошлин, пересмотр железнодорожных тарифов в сторону увеличения и т.д., могут быть приведены другие верные позиции (1 балл).
- Угольная промышленность, сталелитейная промышленность, нефтедобывающая промышленность, химическая промышленность, электротехническая промышленность, добыча золота, машиностроение, производство цемента и др. (2 балла за указание любых двух правильных позиций, 1 балл – за указание 1 правильной позиции).
- А.Г. Зверев. Денежная реформа 1947 года, обмен денежных купюр по курсу 10:1 (2 балла за полный правильный ответ, по 1 баллу за каждую правильную позицию).
Задание 11. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (эссе, до 20 баллов).
При оценке эссе следует исходить из следующих критериев:
1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
4. Четкость и доказательность основных положений работы.
5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.
Итого – 100 баллов
Участники, набравшие более 50% от максимально возможного количества баллов, объявляются призерами. Участник, набравший абсолютное большинство баллов, объявляется победителем. В случае, когда более одного участника набрали одинаковое абсолютное большинство баллов, победителей может быть более одного.