Занятие № 17
МИКРОФЛОРА ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Цель занятия:
Изучить микрофлору организма человека, ее функции. Причины и условия формирования дисбактериозов.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- Нормальную микрофлору организма человека, ее функции.
- Факторы, оказывающие влияние на количественный и качественный состав нормальной микрофлоры организма человека.
- Методы изучения качественного и количественного состава нормальной микрофлоры, критерии оценки.
- Причины и условия возникновения дисбактериозов.
- Препараты для восстановления нормальной микрофлоры организма человека.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- проводить взятие материала для исследования микрофлоры организма человека;
- проводить оценку качественного и количественного состава микрофлоры.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
- об особенностях взаимоотношений между отдельными микроорганизмами в различных биотопах организма человека (синергизм, антагонизм и др.).
Методические указания
Работа № 1. Микрофлора кожи
Цель: оценить результаты посевов с кожи рук методом отпечатков на МПА и среде Эндо.
а) Среда МПА
Описать культуральные свойства колоний, выросших на МПА. Результаты внести в таблицу.
Тесты | Колонии № 1 № 2 | |
Размер | ||
Форма | ||
Характер края | ||
Поверхность | ||
Цвет | ||
Структура | ||
Прозрачность | ||
Вязкость |
· из описанных колоний приготовить мазки, окрасить по Граму. Зарисовать.
№ 1
Результат_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 2
Результат_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Среда Эндо
Изучить посевы на среде Эндо с целью выявления кишечной палочки (lac + колонии).
Отметить наличие или отсутствие фекального загрязнения.
Результат:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа № 2. Микрофлора ротовой полости
Цель: изучить микрофлору зубного налета.
Ход исследования:
а) стерильной палочкой взять материал из межзубного пространства;
б) приготовить препарат-мазок; окрасить по Граму (препарат № 1);
в) приготовить препарат- мазок, окрасить по Бурри – Гинсу, отметить наличие капсулы (препарат № 2);
г) микроскопировать;
д) результаты внести в таблицу.
Препарат | Морфология | Окраска |
№ 1 | ||
№ 2 | Капсула +, - |
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа № 3. Микрофлора желудочно-кишечного тракта
Цель: изучить микрофлору толстого кишечника (см. теоретическую справку)
Задача:
В бактериологическую лабораторию доставили материал (кал) для исследования на дисбактериоз. Сделаны посевы на дифференциально-диагностические среды: Эндо, Калины, Блоурокка. Сделать вывод о качественном и количественном составе микрофлоры толстого кишечника. Рекомендовать эубиотики при выявлении дисбактериоза.
а) Описать культуральные свойства колоний.
Среда Эндо
Результат:__________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Среда Калины
Результат: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Среда Блоурокка
Результат:________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
б) По готовым мазкам, приготовленным из выросших колоний описать морфологические и тинкториальные свойства микроорганизмов. Окраска по Граму.
Результат:____________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Со среды Эндо
Результат:____________________________________
______________________________________________
_____________________________________________
Результат:____________________________________
______________________________________________
______________________________________________
Со среды Блоурокка
Результаты микробиологического исследования кала:
ГОУ ВПО ТюмГМА, Многопрофильная клиника
Бактериологическая лаборатория
Микробиологическое исследование фекалий
на дисбактериоз
(ост 91500. 11. 0004-2003)
№ пробы_____________ первичный, повторный (подчеркнуть)
от «_____»_________________20_____г.
Ф.И.О. пациента____Петров П.П.________________________________
возраст___24 года_____________________________________________
Диагноз______________________________________________________
Откуда направлен______________________________________________
Микроорганизмы | Количество микроорганизмов в 1 гр. фекалий | |||
норма до 1 г | Норма от 1г до 60л | норма старше 60л | у пациента | |
Патогенные энтеробактерии | нет | нет | нет | |
E. coli с нормальной ферментативной активностью | 107 - 108 | 107 - 108 | 107 - 108 | 106 |
E. coli лактозонегативные | < 105 | < 105 | < 105 | |
E. coli гемолитические | нет | нет | нет | 103 |
Другие условно-патогенные энтеробактерии: а) б) в) | < 104 | < 104 | < 104 | < 104 |
Неферментирующие бактерии | ≤ 103 | ≤ 104 | ≤ 104 | |
Энтерококки | 105 - 107 | 105 - 108 | 106 - 107 | 105 |
Стафилококк золотистый | нет | Нет | нет | |
Стафилококки (сапрофитный, эпидермальный) негемолизирующие | ≤ 104 | ≤ 104 | ≤ 104 | ≤ 103 |
Бифидобактерии | 1010 -1011 | 109 - 1010 | 108 - 109 | 107 |
Лактобактерии | 106 - 107 | 107 - 108 | 106 - 107 | 106 |
Лактострептококки | 107 - 108 | 107 - 108 | 107 - 108 | 108 |
Грибы | ≤ 103 | ≤ 104 | ≤ 104 | ≤ 104 |
Клостридии | ≤ 103 | ≤ 105 | ≤ 106 | ≤ 105 |
Прочие микроорганизмы |
Заключение:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
«____»_____________20____г. Врач _________________
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________