Общая характеристика учебного предмета




«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.

Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.

Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоцентрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедли­вости и несправедливости. Основой содержания являются мо­ральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориен­тиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно про­педевтический характер, связанный с проблемами социали­зации младших подростков. На этом этапе необходимо обе­спечить преемственность по отношению к курсу «Окружаю­щий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социаль­ные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человече­ской жизни в теме «Труд» до самого общественно значимо­го — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их обществен­ном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое пред­ставление о личности и её социальных качествах, о челове­ческой деятельности, включая познавательную. Проблеме ка­честв, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего соци­ального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответ­ственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже соци­ализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рас­считанных на формирование первоначальных и в определён­ной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюже­ты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения зако­на, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Спе­циальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в эко­номических отношениях» — даёт представление о таких про­явлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реа­лизуется её важнейшая роль в обществе — создание матери­альных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскры­тии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

На втором этапе курса для старших подростков (8—9 клас­сы) все его содержательные компоненты (социально-психо­логические, морально-этические, социологические, экономи­ческие, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного обще­ства и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность по­знакомиться с функционированием в обществе системы обра­зования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических по­нятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообраз­ных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимуще­ство отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — эко­номическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специ­альное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безра­ботицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, меж­национальные отношения. На их основе характеризуются со­циальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении де­лами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — от­раслям права. Особое внимание уделено элементам конститу­ционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в опреде­лённой мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушени­ям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учеб­ным содержанием данного предмета предполагают использова­ние разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществозна­нию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие рас­крытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положе­ний, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдени­ями детей и с их уже сложившимися представлениями (а воз­можно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.

Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одо­бряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с по­зиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном про­цессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы при­звана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

Место предмета «Обществознание» в учебном плане.

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) и с учетом примерной основой образовательной программы основного общего образования (одобрено решением федерального учебно-методического объединения; протокол № 1/15 от 08.04.2015 года), общее количество времени на пять лет обучения составляет 169 часа. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводиться 75% учебного времени.

Структуризация представленной программы осуществлена в соответствии с базисным учебным планом.

Межпредметные связи:

история - формирование единой системы понятий, структуры общественных связей;

литература – общая ориентация целей на формирование у учеников образа мира через

достижения человеческой культуры;

география – закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура

географических названий;

биология – представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания

мира.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1) мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

2) заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;

3) наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, на любви и уважении к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

 

4) стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признание равноправия народов, единства разнообразных культур; осознание необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

5) убежденность в важности для общества семьи и семейных традиций; уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

6) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни.

Метапредметные результаты:

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс (выпускник)
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;   самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;   выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;   составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи; составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи; составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи; составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи (проблемы, выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);   работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;   в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;   в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
Познавательные УУД:
проводить наблюдение под руководством учителя;   проводить наблюдение под руководством учителя; проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты; проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты; проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;   осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
давать определения понятиям. анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления; анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления; анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления;
  давать определения понятий.   давать определения понятий. давать определения понятий; давать определения понятий;
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.); самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.); самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.); самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвигать аргументы и контраргументы; в дискуссии уметь выдвигать аргументы и контраргументы; правильно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты; правильно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты; в дискуссии уметь выдвигать аргументы и контраргументы, сравнивать различные точкизрения;
учиться критично относиться к своему мнению; правильно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение (точку зрения) и доказательство (аргументы), факты; критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимать позицию другого; критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;   уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей. оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей. понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей.   оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей.       оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
        определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
         

Предметные результаты:

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс (выпускник)
относительно целостное представление об обществе и человеке; понимать смысл обществоведческих терминов, понятий; понимать смысл обществоведческих терминов, понятий; понимать смысл обществоведческих терминов и понятий, уметь объяснять с их позиций явлений социальной действительности; понимать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; уметь объяснять с их позиций явлений социальной действительности;
знание ряда ключевых базовых понятий; характеризовать явления общественной жизни; характеризовать явления общественной жизни; характеризовать явления общественной жизни характеризовать явления общественно-политической жизни;
понимание роли мотивов в деятельности, места ценностей, их значения в жизни человека и общества; иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей; иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей; иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей; иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм, понимание их роли, умение применять эти нормы к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
приверженность гуманистическим, демократическим ценностям, патриотизму, гражданственности; знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни; осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значение в жизни человека и развитии общества; знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни;
понимания трудовой деятельности для личности и общества; понимать значение коммуникации в межличностном общении; знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни; знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни; осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значение в жизни человека и развитии общества;
понимания значения коммуникации в межличностном общении; анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков; понимать значение коммуникации в межличностном общении; понимать значение коммуникации в межличностном общении; знать и уметь применять ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов. демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию; анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков; знать новые возможности для коммуникации в современном обществе, уметь использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; понимать значение коммуникации в межличностном общении;
  уметь преодолевать разногласия с помощью приемов и техник преодоления конфликтов; демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию; анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков; знать определяющие признаки коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности, а также новые возможности для коммуникации в современном обществе, уметь использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной и общественно-политической информации;
  осознавать значение трудовой деятельности для личности и для общества.   уметь преодолевать разногласия с помощью приемов и техник преодоления конфликтов;   демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию;   понимать язык массовой социально-политической коммуникации, позволяющий осознанно воспринимать соответствующую информацию;
    осознавать значения трудовой деятельности для личности и для общества.   уметь преодолевать разногласия с помощью приемов и техник преодоления конфликтов;   уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
          осознавать значение трудовой деятельности для личности и для общества.   анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков;
        демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию;  
        уметь преодолевать разногласия с помощью приемов и техник преодоления конфликтов;  
        осознавать значение трудовой деятельности для личности и для общества;  
        оценивать значение труда как одного из основных видов деятельности человека, знать основные требования трудовой этики в современном обществе, правовые нормы, регулирующие трудовую деятельность несовершеннолетних.

 

Содержание программы.

Модули Разделы Количество часов
    всего к/р Защита проекта
1. Социальная сущность личности (28 ч). 1.1. Человек в социальном измерении.      
1.2. Ближайшее социальное окружение    
2. Современное общество (27 ч). 2.1. Общество – большой дом для человечества.      
2.2. Общество, в котором мы живём.      
3. Социальные нормы (36 ч). 3.1. Регулирование поведения людей в обществе.        
3.2. Основы российского законодательства.    
4. Экономика и социальные отношения (36 ч). 4.1. Мир экономики.      
4.2. Человек в экономических отношениях.    
4.3. Мир социальных отношений.     -
5. Политика. Культура (30 ч). 5.1. Политическая жизнь общества.        
5.2. Культурно-информационная среда общественной жизни.    
5.3. Человек в меняющемся обществе.   - -
Вводные уроки     -  
Уроки итогового повторения и обобщения        
Итого      
  1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (28 ч)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: