КУРСОВАЯ РАБОТА
Задание на курсовую работу
В квадратной матрице размерностью N´N (где N целое число, находящееся в промежутке [5, 15] необходимо:
1. Ввести размерность массива через клавиатуру с контролем вводимых значений.
2. Заполнить массив случайными числами от -100 до +100 и вывести полученную матрицу на экран.
3. Поменять местами, указанные области в массиве (см. рис.) и вывести преобразованную матрицу на экран.
4. Пройтись по указанной траектории (см. рис.) и вывести полученные результаты в виде матрицы строки.
5. Полученную матрицу строку сортировать по возрастанию и убыванию.
6. В матрице, кроме выделенных областей, найти максимальный и минимальный элементы.
7. Выделенные области и траекторию выполнить разным цветом.
Генератор случайных чисел
Генератором случайных чисел называется специальная подпрограмма, входящая в состав языка Паскаль, выдающая выбранные случайным образом числа, которые в зависимости от указанных параметров могут быть как целыми, так и дробными.
Мы рассмотрим вариант работы генератора, когда он выдает целые числа. Для того чтобы использовать генератор случайных чисел, его следует предварительно запустить в работу (инициализировать). Инициализация генератора случайных чисел производится командой
Randomize;
Следующее. Что требуется сделать – это взять некоторое число из созданного ряда случайных чисел. Это действие производится посредством команды
Random (n),
где n – указываемое пользователем целое число или имя целочисленной переменной.
Команда Random будет выбирать числа, которые находятся в диапазоне от 0 до n-1. Полученное командой Random число можно в дальнейшем вывести на экран монитора оператором вывода или использовать в качестве составной части арифметического выражения.
Например, если в программе будет указана команда
Random( 10 );
то она выдаст число из ряда 0, 1, 2, …, 9, то есть первое число ряда равно 0, а последнее будет на единицу меньше, чем указанное в скобках..
Если необходимо, чтобы выводимое на экран компьютера посредством Random, число было однозначно натуральным числом (т.е. принимало значения от 1 до 9), то используем следующий прием
Randomize;
Writeln (Random (9)+ 1);
т.е. к выводимому значению будет добавления единица. Поэтому минимальное из возможных выводимых чисел будет равно 1 (0+1), а максимальное будет равно 9 (8+1).
Цветовое оформление результатов выполнения программы
Окно с результатами работы программы необязательно должно быть «черно-белым». Текст может выводиться различными цветами. Цветным может быть и фон, на котором выводится текст. Для этого необходимо использовать модуль Crt, входящий в состав системы программирования языка Паскаль.
Модулем называется блок, входящий в состав стандартной библиотеки системы Турбо Паскаль и обеспечивающий дополнительные возможности системы при создании программ. По умолчанию при запуске системы в оперативную память загружается только модуль Sistem. Для подключения Других модулей необходимо дать специальную команду. В частности, для подключения модуля Crt первой командой программы, находящейся сразу после заголовка, должна быть команда Uses Crt.
Цвет символов задается с помощью команды ТехtСоlоr. После служебного слова ТехtСоlоr в скобках указывается цвет символов. Всего в Турбо Паскале используется 16 стандартных цветов. Вот их названия:
Black — черный
DarkGrey — темно-серый
Blue — синий
LightBlue — голубой
Green — зеленый
LightGreen — светло-зеленый
Cayn — бирюзовый
LightCayn — светло-бирюзовый
Red — красный
LightRed — светло-красный
Magenta — фиолетовый
LightMagenta — светло-фиолетовый
Brown — коричневый
Yellow — желтый
LightGrey — светло-серый
White — белый
Для задания цвета фона используется команда TextBackground. Формат ее аналогичен команде ТехtСоlоr, но эта команда позволяет использовать только 8 цветов:
Black Green Red Brown
Blue Cayn Magenta LightGrey
Цвета в командах ТехtСоlоr и TextBackground можно обозначать не только вышеуказанными словами, но и числами. В некоторых случаях использование чисел даже удобнее. Для кодирования цветов используются следующие числа:
0 — черный 6 — коричневый 12 — светло-красный
1 — синий 7 — светло-серый 13 — светло-фиолетовый
2 — зеленый 8 — темно-серый 14 — желтый
3 — бирюзовый 9 — голубой 15 — белый
4 — красный 10 — светло-зеленый 128 — мерцание
5 — фиолетовый 11 — светло-бирюзовый
Поясним последний числовой код. Он не используется самостоятельно, а является дополнительным, то есть употребляется вместе с каким-либо числовым значением цвета для создания эффекта мерцания. Для этого число 128 добавляется к основному числовому значению. Поясним вышесказанное следующими примерами: если в тексте программы имеется команда
ТехtСоlоr (LightGreen);
то следующий за ней текст будет выводиться светло-зеленым цветом. Аналогичный результат обеспечит и команда
ТехtСоlоr (10);
если же мы используем команду
ТехtСоlоr (10 + 128);
то текст будет выводиться светло-зеленым цветом и при этом будет мерцать.
ВАРИАНТЫЗАДАНИЙ
Вар | Схема | Вар | Схема | Вар | Схема | Вар | Схема |