психиатрической экспертизы (практическое занятие)




Подготовка следователем материалов для судебно-

При возникновении у следователя потребности в использовании специальных знаний и в области психиатрии, и в области психологии в форме судебной экспертизы, он должен назначить комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу (КСППЭ), которая проводится в отношении обвиняемых, потерпевших и свидетелей. Важным моментом в данной работе является постановка вопросов, которые входят в компетенцию экспертов психологов и психиатра.

Вопрос, который следует задавать Типичная ошибка
1. Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта? 2. Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого? Оказали ли они существенное влияние на поведение во время совершения, инкриминируемого ему деяния? 3. Находилась ли обвиняемая во время со- вершения инкриминируемого ей деяния в состоянии повышенной эмоциональной на- пряженности, вызванной психо- травмирующей ситуацией? 4. Имеется ли у несовершеннолетнего от- ставание в психическом развитии, не свя- занное с психическим расстройством? При наличии у несовершеннолетнего отстава- ния в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, можно ли заключить, что во время совершения обще- ственно опасного деяния он не мог в пол- ной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? 5. С учетом уровня психического развития, индивидуально-психологических особен- ностей и (или) эмоционального состояния подэкспертного, а также конкретных усло- вий ситуации, правонарушения, мог ли 1. Вопросы об индивидуально-психологических особенностях обвиняемого с использованием таких понятий, как «черты личности», «особенности характера», «особенности темперамента», «тип высшей нервной деятельности» и т.п. 2. Какие индивидуаль- но-психологические особенности обвиняемо- го способствовали со- вершению преступле- ния?» 3. Каковы мотивы ин- криминируемого обви- няемому деяния? 4. Вопрос следователей «о наличии у обвиняе- мого в момент соверше- ния правонарушения со- стояния аффекта или иного эмоционального состояния, оказавшего существенное влияние на его сознание и пове- дение»

подэкспертный правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для де- ла, и может ли давать о них показания?

6. С учетом психического состояния, уровня психического развития, индивидуально- психологических особенностей и (или) эмо- ционального состояния подэкспертного, а также конкретных условий ситуации право- нарушения мог ли подэкспертный правиль- но воспринимать обстоятельств имеющие значение для дела, может ли давать о них показания?

7. С учетом уровня психического развития, индивидуально-психологических особенно- стей и (или) эмоционального состояния по- дэкспертного мог ли подэкспертный пони- мать характер и значение совершаемых с ним действий или оказывать сопротивление виновному?

8. С учетом психического состояния, уров- ня психического развития, индивидуально- психологических особенностей и (или) эмоционального состояния подэкспертного мог ли подэкспертный понимать характер и значение совершаемых с ним преступных действий или оказывать сопротивление ви- новному?

9. В каком психическом состоянии нахо- дился подэкспертный в период, предшест- вовавший самоубийству? Существует ли причинно-следственная связь между дейст- виями обвиняемого (указать: изнасилова- ние, насильственные действия сексуального характера или такие действия, которые ква- лифицируются как угрозы, жестокое обра- щение или систематическое унижение че- ловеческого достоинства) и возникновени- ем и развитием психического состояния по- дэкспертного в период, предшествовавший самоубийству?

 

5. Соответствует ли уро- вень психического раз- вития несовершеннолет- него обвиняемого его паспортному (календар- ному) возрасту? (вариан- ты: «Достиг ли несовер- шеннолетний по своему психическому развитию 14-16-летнего возрас- та?»; «Если психическое развитие несовершенно- летнего не соответствует его календарному воз- расту, то какому возрас- ту оно соответствует?»).

6. Мог ли потерпевший в момент совершения са- моубийства осознавать значение своих действий либо руководить ими?

 

Задание. Постановка вопроса эксперту-психологу.

 

1. Проанализируйте типичные вопросы следователя для судеб- но-психиатрической экспертизы и типичные ошибки.

2. Обсудите и дайте объяснение причин ошибочных вопросов:

· с позиции психологии и компетенций эксперта-психолога;

· точки зрения компетенций следственных органов, суда и зако- нодательства.

Для выполнения задания следует обратиться к: ч. 2 ст. 73 УПК РФ («Обстоятельства, подлежащие доказыванию») (п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК РФ), (п. «з» ст. 61 УК РФ, ч. 3 ст. 20 УК РФ, а также практиче-

скому пособию [16].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: