Речь как основа сознания (физиологические аспекты)




Основное отличие человека от животных. Человек отличается от животного наличием речи, т.е. способности выражать свое внутреннее состояние с помощью слова или совокупности слов. В процессе эволюции произошел революционный скачок, позволивший живой материи перейти на принципиально новый уровень обобщения в виде собранных в определенной последовательности символов – звуков (а на последующих этапах эволюции – букв).

Человек дал себе много определений. Самое распространенное – это Homo sapiens – чело­век разумный. В понимании К. Линнея, это означало, что человек возвышается над животным миром и в своих поступках руководс­твуется разумом, проявляя способность к взаимодействию, предвиде­нию и вообще мудрость, характерную только для этого вида. Homo ludeus – человек игривый. Это определение дошло до нас от древних римлян как выражение той мысли, что идеалом для нашего рода, самым прекрасным, наиболее разумным и желанным заня­тием является игра – даже тогда, когда речь идет о работе. Ho­mo socialis – человек общественный; это определение ближе всего соответствует сути. Оно содержит указание на важную особенность человека, в развитии которого определяющим являются небиологи­ческие факторы, а социальные. Homo culturalis – человек куль­турный; по определению Парнера и Гибсона, это такой вид, который, выделившись из животного мира, создает культуру – нечто такое, что развивается, сохраняется и передается из поколения в поколе­ние. Культура же является результатом речи письменной и устной, а также особого интеллекта. Речь и язык являются настолько харак­терными свойствами человека, что, пожалуй, наиболее точное назва­ние нашего вида было бы человек говорящий – Homo dicеns. В этом определении подчеркиваются различия между высшей нервной деятельностью живот­ных и человека.

Ф. Энгельс так писал о различиях мозга человека и животных: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг». И.П. Павлов отмечал, что «в развивающемся животном мире на фазе человека произошла чрезвы­чайная прибавка к механизмам нервной деятельности – возникла ре­чевая функция, внесшая новый принцип в деятельность больших полушарий». По образному выражению И.П. Павлова, «слово сделало нас людьми».

Две сигнальные системы действительности. Животное воспринимает окружающий мир в результате воздейс­твия на него материальных факторов (раздражителей). На основе этих воздействий у животного формируются безусловные или условные рефлексы. Совокупность этих конкретных сигналов внешнего мира И.П. Павлов предложил называть первой сигнальной системой действительности. Систему нейронов мозга, воспринимающих эти сигналы и формирующих ответные реакции на них, он рассматривал в качестве матери­альной основы первой сигнальной системы. В настоящее время термин «первая сигнальная система» (также как и термин «вторая сигнальная система») трактуется многозначно – это и сами сигналы, и структуры, воспринимающие их, и процессы, происходящие в этих структурах при обработке сенсорных сигналов. Очевидно, целесообразно дифференцировать эти понятия. Можно считать, что первая сигнальная система – это совокупность нейронов коры больших полушарий, принимающих участие в обработке всех конкретных сенсорных сигналов внешней и внутренней среды. Сами эти сигналы можно называть сигналами первой сигнальной системы. Анализ сенсорных сигналов в этой системе – это процессы первой сигнальной системы. В первой сигнальной системе все формы поведе­ния, включая способы и средства взаимного общения, базируются исключительно на непосредственном восприятии действительности и реакции в ответ на непосредственные (натуральные) раздражители. Первая сигнальная система обеспечивает формы конкретно-чувствен­ного отражения.

Человек воспринимает внешний мир так же, как и животные – на основе деятельности первой сигнальной системы. Но, помимо этого, человек воспринимает его и на основе деятельности второй сигнальной системы действительности, специфическим раздра­жителем которой является слово с заложенным в него смыслом, сло­во, которое обозначает предметы и явления окружающего мира. Под второй сигнальной системой действительности И.П. Павлов понимал совокупность словесных раздра­жителей, а также нервные процессы, возникающие в больших полушариях голов­ного мозга в результате сигнализации окружающего мира речевыми обозначениями предметов и явлений природы, раздражающими органы чувств (анализ и синтез слов, обладающих смыслом). В предлагаемой нами трактовке – вторая сигнальная система – это совокупность нейронов, участвующих в восприятии слова как сигнала сигналов, т.е. как сигнала второй сигнальной системы

Значение слова как условного сигнала для животных и человека. Для животного слово представляет собой набор звуковых волн и является раздражителем первой сигнальной системы, на который можно выработать условный рефлекс, однако слово для животного не несет смысловой нагрузки. Например, если выработать условный слюноотделительный рефлекс у собаки и челове­ка на звонок и должным образом закрепить его, а затем звучание звонка заменить словом «звонок», то у человека слюноотделение произойдет, а у собаки нет. Для человека звучание звонка (конк­ретный раздражитель) и слово «звонок» (обозначение конкретного раздражителя или абстракция от реального раздражителя) одинаковы в качестве условных раздражителей. Для собаки слово «звонок» - набор звуковых волн.

У человека слова приобретают смысл в результате возникновения прочной связи в коре больших полушарий между центрами возбуждения, возни­кающими под воздействием конкретных сигналов окружающего мира, и центрами возбуждения, возникающими на слова, обозначающие конк­ретные раздражители. Таким образом, слова приобретают смысл на основе меха­низма установления условно-рефлекторных связей в коре больших по­лушарий головного мозга. В результате образования таких связей слова могут заменить конкретные раздражители окружающей среды, становясь их символами. Таким образом, слово, обладающее смыслом, является абстракцией конкретного раздражителя, его символом, заменителем. И на этот заменитель можно вырабатывать бесконечное количество условных рефлексов.

В речи ис­пользуются слова (для человека) как раздражители второй сигналь­ной системы, обладающие еще очень важной особенностью, – они имеют обобщающее значение.

Различают обобщения по звучанию и по смыслу. Обобщения по звучанию есть и у животных. Например, у собак вырабатываются ус­ловные двигательные рефлексы на словесные раздражители, которые для них служат непосредственными сигналами. Сходные слова по зву­чанию и даже отдельные звуки вызывают у собаки двигательный ус­ловный рефлекс: она ложится не только на слово «ложись», но и на слог «жи» и любое другое слово, в котором акцент делается на звук «ж». Специфическая для человека форма обобщения осуществляется по смысловому значению слова, поэтому испытуемые одинаково реагируют на слово «врач» и «доктор», «дорожка» и «тропинка».

Обобщение может быть разной степени: 1) слово заменяет от­дельный предмет, например, конкретный стол; 2) слово «стол» сим­вол нескольких однородных предметов (письменный, столовый, жур­нальный и т.д.); 3) слово – символ нескольких разнородных предме­тов: мебель – значение этого слова более широкое, оно включает в себя характеристики предшествующих определений, т.е. является абстракцией все возрастающего порядка; 4) в слове может быть и еще более широкое обобщение, включающее ряд предыдущих обобщений, например, слово вещь.

Создание обобщений расширяет границы абстрактного мышления – в количественном отношении словесные раздражители значительно превышают раздражители материальные. В результате этого вторая сигнальная система начинает занимать доминирующее положение над деятельностью первой сигнальной системы у человека. Обе сигнальные системы у человека находятся в органической связи.

Взаимодействие между первой и второй сигнальными системами. С читается, что первая и вторая сигнальные системы функционируют в полном взаимодействии. Его можно проследить на примере выработке условных рефлексов, где в качестве индифферентного сигнала используется конкретный сигнал, либо его словесный заменитель. Так, если у человека выработать условный рефлекс на звучание звонка, то при замене этого сигнала на слово «звонок» рефлекс сразу же, при первом предъявлении слова будет воспроизводится. Это означает, что имеет место иррадиации возбуждения из первой сиг­нальной системы во вторую и обратно. О взаимодействии двух систем говорит и наличие реципрокных (индукционных) отношений между ними. Например, попытка выработать условный рефлекс на звучание звонка во время решения человеком арифметической задачи будет безуспешной, вследствие того, что при активном функционировании второй сиг­нальной системы реципрокно тормозится деятельность пер­вой сигнальной системы. Но в жизни могут встречаться и такие случаи, когда раздражители двух систем – словесный эквивалент и физический объект внешней среды будут оказывать на организм про­тивоположное воздействие. Например, у человека выработан положи­тельный пищевой рефлекс на звонок. После закрепления рефлекса одновременно с включением звонка произносится словесное отрицание звучания звонка – «Нет звонка». В данной ситуации возникает встречная деятельность двух сигнальных систем или, как говорил И.П. Павлов, возникает «сшибка» нервных процессов. В этом случае решение вопроса о реализации ранее выработанного реф­лексазависит от соотношения между двумя сигнальными системами у данного человека: если преобладает первая сигнальная система (образное мышление), то рефлекс будет проявляться; если вторая – (т.е. для человека более значимо слово, чем воздействие конкрет­ного фактора внешней среды), то он не возникнет.

После классических работ И.П. Павлова в физиологии, психологии и психофизиологии были накоплены данные, позволяющие, в определенной степени, понять вопрос о том, что такое речь, каковы физиологические механизмы, лежащие в основе этого сложнейшего психического процесса и составляющего основу сознания.

Речь и язык. Речь – это основная форма сознания людей, которая представляет собой исторически сложивший способ общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, т.е. посредством языка. Можно также сказать, что речь – это практическое применение челове­ком языка в целях общения с другими людьми.

Язык – это система словесных знаков, необходимых для человеческого общения и мышления. В настоящее время в мире насчитывает­ся более 5000 языков. Каждый язык имеет свой набор звуков, букв, слов, словосочетаний, свою структуру и свои законы, что в целом диктует систему фонетических, лексических, грамматических и стилисти­ческих правил. В каждом языке смысл слов, а также правила языка являются структурой и объемом памяти, т.е. инфор­мационным тезаурусом (богатством) индивида, который он приобретает в процессе общения, прежде всего в семье. Смысловая структура языка содержится в семантическом тезаурусе в форме определенного семантического кода.

Функции речи. Речь существенно дополняет способность человека к восприятию окружающего мира на базе первой сигнальной системы, составляя ту «чрезвычайную прибавку» к высшей нервной деятельнос­ти, о которой говорил И.П. Павлов, отмечая принципиально важное различие ВНД человека по сравнению с ВНД животными. Люди используют речь, прежде всего, для обмена мыслями, сообщениями, приказами, переживаниями. Следует, однако, заметить, что в общении люди интенсивно используют мимику и жесты. По неко­торым данным, в процессе общения информация, передаваемая сло­вом, занимает лишь 7 % от общего объема, 38 % приходится на долю интонационных компонентов и 55 % занимают невербальные комму­никативные сигналы.

Среди когнитивных процессов речь занимает особое место, по­скольку, включаясь в разнообразные познавательные акты (мышление, восприятие, ощущение), она способствует «оречевлению» получаемой человеком информа­ции.

Таким образом, в широком понимании, речь выполняет коммуникативную функцию, а также обеспечивает понятийные процессы. Кроме того, благодаря речи человек способен вырабатывать разнообразные условные рефлексы, что также существенно расширяет его адаптивные возможности.

Виды речи. Речь – это разноэлементный и многозвенный психофизиологический процесс. Она включает в себя три основных зве­на: восприятие речи, ее продуцирование и центральное звено, име­нуемое «внутренней речью». Различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю речь.

Внешняя речь бывает устной и письменной. Устная речь является средством непосредс­твенного прямого общения, а письменная речь позволяет накапливать знания и является средством опосредованного общения во времени и в пространстве. Устная (экспрессивная, или моторная), речь в большинстве случаев – диалогическая, реже – монологическая. По сравнению с точной и развернутой формой письменной речи, устная речь характеризуется сокращениями. В ней большое значение имеет интонационная сторона, мимика, жест, которые могут существенно определять смысл произносимых слов. Монолог – это сложная форма речи, которая развивается позднее диалогической речи.

Внутренняя речь («немая речь», «речь для себя», «молчаливое обдумывание») не предназначена для сообщения. Ее рассматривают как результат эволюции эгоцентрической речи ребенка, как следствие постепенного отмирания ее звучащей стороны, вокализации. Внутренняя речь, как отмечал Л.С. Выготский, выражает способность «мыслить слова», представлять их вместо того, чтобы произносить, оперировать образом слова вместо самого слова; внутренняя речь не есть речь минус звук, а своеобразная по строению и способу функционирования речь. Ее характерные особенности – отрывочность, фрагментарность, бессвязность, сокращенность по сравнению с внешней речью. При переводе внутренней речи во внешнюю происходит не просто вокализация, а переконструирование в синтаксически расчлененную, развернутую и понятную для других речь.

Свойства речи. Выделяют четыре основных свойства речи: содержательность, понятийность, выразительность и воздейственность. Содержательность отражает объем выраженных мыслей, чувств и побуждений; с этой точки зрения речь может быть содержательной или поверхностной. Понятийность речи означает умение говорящего использовать крат­кие, синтаксически правильно построенные предложения, умение следить за логикой изложения. Выразительность речи определяется эмо­циональной насыщенностью (речь яркая или тусклая), ясностью и от­четливостью произношения, правильным акцентированием и правильной интонацией, использованием метафор, сравнений, эпитетов, гипер­бол. Воздейственность речи отражает степень влияния речи на мыс­ли, чувства и волю других людей, их убеждения и поведение.

Физическая характеристика устной речи. Нормальная громкость речи – в пределах 40-70 дБ, а средняя частота – 125 Гц. У людей с очень громким голо­сом интенсивность звука достигает 90 дБ, а частота – 152-180 Гц. Крик – это очень интенсивный звук, достигающий 100 дБ и частоты 173-1254 Гц. Считается, что речь слышна в том случае, если она громче окружающего шума на 6 дБ. У мальчиков и девочек постепенно частота звуков голоса снижается с 400 Гц до 125 и 205 Гц соот­ветственно; преимущественно, это снижение происходит в период по­лового созревания. В среднем взрослые произносят до 270 слов в минуту.

Согласно статистике, в среднем человек говорит лишь 10-11 минут в день. Среднее предложение звучит около 2,5 секунд. При этом вербальный (словесный) компонент разговора занимает около 35 %, а невербальный – 65 %. Считают, что с помощью слов передается в основном информация, а с помощью жестов – различное отношение к этой информации, при этом иногда жесты могут заменять слова.

Терминология. В литературе, касающейся вопросов речи, нередко используются слова латинского или греческого происхождения. Приведем некоторые из них: 1) lexis (гр.) – слова, речь; лексика – чтение (слов, предложений);. алексия – нарушение чтения; 2) grahpo (гр.) – писать, изображать; аграфия – нарушение способности писать правильно по смыслу или форме при сохранности двигательной функции руки; сalculo (лат) – считать; калькуляция – оперирование цифрами, арифметический счет; акалькулия – нарушение счета; 4) lalia (гр.) – речь; алалия – нарушение речи у детей, подобно афазии у взрослых; 5) phasis (гр.) – речь; афазия – нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь, или пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей при сохранности функции артикулярного аппарата и слуха. При этом различают моторную (нарушение устной речи), сенсорную (утрата способности понимания речи) и амнестическую (нарушение способности называть предметы при сохранении возможности их охарактеризовать).

Общие представления о механизмах речи. Речь основана на работе различных механизмов, среди которых можно условно выделить мозговые и периферические. К мозговым относят собственно систему речи, или вербальную систему, благодаря которой реализуется суть речевого процесса. Именно работа этой системы до настоящего времени представляет наименее разработанную область физиологии высшей нервной деятельности. Кроме того, к мозговым механизмам следует отнести и сенсорные системы, прежде всего слуховую, зри­тельную, тактильную и двигательную, с помощью которых проис­ходит опознание и порождение речевых сигналов. Кроме того, способность человека к анализу и синтезу звуков речи тесно связа­на с развитием фонематического слуха, т. е. слуха, обеспечивающего восприятие и понимание фонем данного языка.

К периферическим механизмам относят периферические системы обеспечения внешней, в том числе устной и письменной речи. Устная речь – это сложнейший физиологический акт, при котором за счет артикуляции и фонации про­износятся в определенной последовательности звуки – фонемы, слова и предложения, несущие в себе соответствующий смысл. Произношение отдельных звуков, т.е. артикуляция и озвучивание слов, т.е. фонация осуществляется бла­годаря согласованной деятельности мышц языка, губ, мягкого неба, глотки, гортани, дыхательной мускулатуры. Все это составляет ре­чедвигательный аппарат, обеспечивающий звуковую организацию речи. В отдельности каждые из этих мышц выполняют свои самостоятельные функции, например, захват и заглатывание пищи, благодаря функцио­нированию соответствующих центров. Предлагается среди систем, участвующих в фонации, выделять три основных; среди них 1) энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и главная дыхательная мышца – диафрагма); 2) генераторная система – звуковые вибраторы, при колебании ко­торых образуются звуковые волны (голосовые связки гортани как то­новый вибратор, а также щели и затворы, получающиеся во рту при артикуляции); 3) резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и грудная клетка). Устная речь образуется в результате изменения формы и объема надстав­ной трубки, состоящей из полости рта, носа и глотки. В резонаторной системе, отвечающей за тембр голоса, образуются определенные фор­манты, специфические для данного языка. Резонанс возникает в ре­зультате изменения формы и объема надставной трубки.

Артикуляция – это совместная работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Артикуляция регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями. Для правильной арти­куляции необходима определенная система движений органов речи, формирующаяся под влиянием слухового и кинестезического анализаторов.

Таким образом, процесс устной речи можно рассматривать как результат работы перифе­рических органов, основанный на генерации дифференцированных акустических последовательностей (звуков) и являющийся высококоординированной произвольной моторной деятельностью.

Письменная речь обеспечивается работой двигательного аппарата, в том числе мышц кисти ведущей руки (у большинства – правой).

Во всех случаях управление периферическим аппаратом речи осуществляется благодаря работе вербальной мозговой системы.

В отношении работы собственной системы речи, или вербальной системы, существуют различные представления, в том числе концепция о трех уровнях внутренней речи и модель речи Вернике-Гешвинда (в различных вариантах и модификациях).

Концепция о трех уровнях внутренней речи. Т.Н. Ушако­ва предлагает выделять три иерар­хически организованных уровня внутренней речи, разде­ление которых прослеживается в онтогенезе.

Первый уровень связан с механиз­мами действия и владения отдельными словами, обозначающими со­бытия и явления внешнего мира. Этот уровень реализует так называемую номинативную функцию языка и речи и служит в онтогенезе ос­новой для дальнейшего развития механизмов внутренней речи. Действительно, в ряде работ было показано, что следы словесных сигналов в коре мозга ребенка вместе с об­разами воспринимаемых предметов образуют специализированные комплексы временных связей, которые можно рассматривать как ба­зовые элементы внутренней речи.

Второй уровень – это образование множественных связей между базовыми элементами и материализованной лексикой языка, в результате чего формируется вербальная сеть или семантические поля (при активации узла вербальной сети возбуждение распространяется на близлежащие узлы этой сети). Такие вербальные сети оказываются стабильными и со­храняются на протяжении всей жизни. Предполагается, что в структуре вербальной сети материализуется языковой опыт человечества, а сама вербальная сеть составляет основу речевого общения людей. Таким образом, согласно концепции автора, вербальные сети, представляют собой морфофункциональный субстрат второй сигнальной системы.

Третий уровень – это динамический уровень, который «оживляет», индивидуализирует и придает динамичность вербальной сети. Он состоит из быстро сменяющихся активаций отдельных узлов вербальной сети, поэтому каждому произносимому человеком слову предшествует активация соответствующей структуры внутренней речи, переходящая путем пе­рекодирования в команды артикуляционным органам.

Мозговые центры речи. Афазии. Выполнение речевых движений регулируется специализированными центрами, расположенными в коре больших полушарий; они получили название центров речи. Эти центры не только планируют и реализуют внешнюю и внутреннюю речь, но и обеспечивают хранение речевых «образов», звуковых и письменных символов, бла­годаря чему люди накапливают опыт и могут узнавать и понимать об­ращенную к ним устную и письменную речь, а также анализировать собственную речь. Последнее очень важно для того, чтобы речь не утратила четкости и эмоциональной выразительности.

Выделение, или идентификация специализированных структур коры и подкорковых образований, ответственных за способность произносить и понимать речь, основана на клинических данных, полученных при изучении локальных пора­жений мозга и эффектов электростимуляции структур мозга во время операций на головном мозге. В частности, широкую известность получили исследования В. Пенфилда. Во время операций на открытом мозге, которые иногда выполняются под местной анестезией, В. Пенфилд с помощью слабых токов раздражал речевые зоны коры, в том числе центры Брока и Вернике, и по­лучал изменения речевой активности пациентов. Благодаря работам В. Пенфилда и других исследователей было установлено, что с по­мощью электростимуляции можно выделить все зоны и участки коры, включающиеся в выполнение той или иной речевой задачи, и эти уча­стки весьма специализированы по отношению к особенностям рече­вой деятельности. В целом, сегодня нет оснований сомневаться в наличии центров речи, в том числе моторного центра речи Брока, сенсорного центра речи Вернике, которые относят к центральному органу речи, а также центра письма, центра заученных движений, оптического центра речи, центров речевой памяти.

Центр Брока находится в лобной области (поля 44 и 45) у осно­вания (оперкулярная часть) нижней, или третьей, лобной извилины (у правшей – в левом полушарии). Часто его также называют речедвигательным центром, или моторным центром речи, или двигательным центром устной речи. При этом поле 45 предназна­чено для выработки внутренней программы речи, а поле 44 – для организации устной (моторной) речи. Кроме того, в лобной доле находятся центры движения губ и языка, а также центры письма (премоторная область лобной доли, в том числе поле 6 и поле 8). Вместе с полями 44 и 45 они обеспечивают организацию периферических компонентов устной речи (процессы артикуляции и фонации) и письменной речи. При поражении полей 44, 6 и 8 наблюдается моторная афазия, а при поражении поля 45 – синтаксическая афазия, а также вокальная амузия, т.е. неспособность петь. При поражении поля 8 может наблюдаться аграфия, т.е. утрата способности к письменной речи.

При афазии Брока (эфферентной моторной афазии) собст­венная речь нарушается, а понимание чужой речи сохраняется почти полностью. Одним из симптомов афазии Брока является нарушение кинетиче­ской мелодии слов (по причине невозможности плавного переключения с одного элемента высказывания на другой). Больные с афазией Брока осознают большую часть своих речевых ошибок, но могут общаться с большим трудом и лишь незначительное количество времени.

Пора­жение другого отдела передних речевых зон (в нижних отделах премоторной зоны коры) сопровождается так называемой динамической афазией, когда больной теряет способность формулировать высказы­вание, переводить свои мысли в развернутую речь (нарушение про­граммирующей функции речи).

В целом, все виды афазий, возникающие при поражении речевых центров, расположенных в лобной доле, получили название синтагматических афазий. Это название отражает, что афазии связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания.

Центр Вернике находится ввисочной области в задней трети верхней (или первой) височной изви­лины и прилегающей к ней надкраевой извилине (поле 21 и поле 22 по Бродману). Этот центр часто называют также как сенсорный (акустический) центр речи, или как слухоречевая зона коры. Он, преимущественно, развит в левом полу­шарии. Этот центр обеспечивает способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. фонематический слух (речеслуховой гнозис). Благодаря такому слуху человек может воспринимать и понимать фонемы данного языка. При нарушении этого центра воз­никает сенсорная (лексическая, фонологическая) афазия, словесная глухота. Это утрата способности понимать речь (утрата фонематического слуха) при сохранении способности говорить. У таких больных появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку (сенсорная афазия). В тяжелых случаях больные с афазией Вернике воспринимают родной язык как неизвестный им иностранный язык. Речь таких больных достаточно беглая, но обычно бессмысленная, так как больные не замечает своих дефектов. При поражении поля 22 может наступать музыкальная глухота, при которой музыкальные звуки воспринимаются как беспорядочный шум.

Другие центры речи. В височно-затылочной области расположено поле 37, в котором имеется шесть подполей. В правом полушарии эта область выполняет функцию узнавания целого предмета, а в левом полушарии она осуществляет выделение основных признаков, название предметов. При повреждении поля 37 наблюдается амнестическая афазия, т.е. нарушение способности называть предметы при сохранении возможности их охарактеризовать. Такие больные заменяют названия предметов «словами-паразитами» («эта штука»), более общими понятиями («птица» вместо «голубь») или иносказаниями («то, чем пишут» вместо «карандаш»). Кроме того, при повреждении поля 37 наблюдается семантическая (логико­грамматическая) афазия – нарушение понимания логико-грамматических конструк­ций, отражающих пространственные отношения предметов. Это проявляется в нарушении навыков чтения, письма и счета. Иногда такие расстройства выступают в качестве главных симптомов; в этих случаях говорят об алексии, аграфии и акалькулии. Отдельно выделяют акустическо-мнестическую афазию и оптико-мнестическую афазию.

В теменно-затылочной области (нижняя теменная долька) находится поле 39 (угловая из­вилина) и поле 40. В поле 39 расположен оптический центр речи, или центр письменной речи. С его участием осуществляется восприятие прост­ранства и словоформы, т.е. написанное слово. При повреждении поля 39 сохраняется зрение, но теряется способность читать, т.е. анализировать написанные буквы, слагать из них слова и фразы. Это называется алексией, или морфологической афазией. В поле 40 находится центр заученных движений руки. Он функционирует совместно с центром письма, который находится в заднем отделе средней лобной извилины, вблизи моторной зоны (поле 8). При повреждении поля 40 сохраняются все виды движения, но теряется способность тонких движений, необходимых для начертания букв, слов и других знаков, т.е. развивается аграфия. Она также может наблюдаться при поражении центра письма.

В целом, нарушения, возникающие при поражении задних отделов левого полушария, и приводящие к нарушению кодов речи (в частности, фонематического, артикуляционного, семан­тического), получили общее название – парадигматические афазии.

Афазии, как и другие виды нарушения речи, в том числе позднее развитие речи, алалия (недоразвитие речи), непра­вильное формирование артикуляции (дизартрия), косноязычие, гнусавость (носо­вой оттенок голоса), тахилалия (чрезмерно быстрая речь), заикание (расстройство темпа и ритма речи как проявление логоневроза), и афоноия (потеря звонкости голоса) служат важнейшими симптомами нарушения мозговой деятельности.

Афазия как результат постепенного (например, при атеросклерозе головного мозга) или внезапного (например, при инсульте) поражения центров речи приводит к социальной изоляции больного. Он утрачивает способность общаться с окружающими, а те в свою очередь не могут понять, что нарушение речи связано не с измене­нием структуры его личности, а с повреждением его мозговых цент­ров речи. В связи с этим больных с афазией нередко считают психи­чески ненормальными. Это особенно характерно для сенсорной афа­зии, когда неспециалисту трудно уяснить, что явное непонимание речи в сочетании с незаторможенным, но более или менее бессвязным спонтанным разговором не вызвано психическими нарушениями. Такие больные страдают вдвойне или даже втройне: от афазии, от ложного истолкования природы их заболевания и от отсутствия (или неверно назначенного) лечения.

Механизмы восприятия речи и механизмы ответа (модель речи Вернике-Гешвинда и ее модификации). Осмысление акустического речевого сигнала возможно лишь после того, как этот сигнал будет преобразован в последовательность дискретных элементов. Эта последовательность может быть представлена в виде цепочки символов-фонем, число которых в каждом языке очень мало (например, в русском языке их 39). Преобразование речевого сигнала происходит в блоке фонетической интерпретации.

Конкретные психофизиологические механизмы, обеспечи­вающие этот процесс фонетической интерпретации, еще во многом не ясны. Предполагается, что в основе этого процесса лежит принцип детекторного кодирования. Действительно, на всех уровнях слу­ховой системы обнаружена достаточно строгая тонотопическая орга­низация, т.е. нейроны, чувствительные к разным звуковым частотам, расположены в определенном порядке и в подкорковых слуховых центрах, и в первичной слуховой коре. Это означает, что нейроны об­ладают хорошо выраженной частотной избирательностью и реагиру­ют на определенную полосу частот. Образно можно себе представить наличие детекторов соответствующих фонем (в коре больших полушарий имеется своеобразная клавиатура, где каждая клавиша – это нейрон-детектор определенной фонемы). Предполагается также, что в слуховой системе существуют и более сложные типы детекторов, в частности, избира­тельно реагирующие на признаки согласных. При этом остается неясным, за счет каких механизмов происходит формирование фонетиче­ского образа слова и его опознание.

Восприятие письменной речи (текста), согласно модели Д. Мейера и Р. Шваневельдта, начинается в тот момент, когда ряд букв поступают на «анализатор деталей». Получающиеся при этом коды, содержащие информацию о форме букв (прямые ли­нии, кривые, углы), передаются на детекторы слов. При обнаружении этими детекторами достаточных признаков генерируется сигнал, под­тверждающий, что обнаружено некоторое слово. Обнаружение опре­деленного слова активизирует также расположенные рядом слова. На­пример, при обнаружении слова «компьютер» активизируются также слова, расположенные в сети памяти человека близко от него, такие, как «винчестер», «интернет» и т.д. Возбуждение семантически связанных слов облегчает их последующее обнаружение. Эта модель привлекательна также и тем, что от­крывает путь к пониманию структуры семантической памяти.

В целом восприятие речи, так же как и организация речевого ответа, вероятно, опосредуется внутренними кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слова. Причем все перечисленные коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Реальная ситуация, происходя­щая в коре больших полушарий при внешней речи, описывается мо­делью Вернике-Гешвинда. Согласно этой модели, этапы нейронной обработки информации при назывании увиденного предмета можно предс­тавить следующим образом. Сначала зрительная информация передает­ся от сетчатки по зрительным путям к первичной проекционной зрительной коре (поле 17), затем ко вторичной проекционной зоне (поле 18) и, нако­нец, к прилегающей к ним ассоциативной коре (поле 39), где проис­ходит распознавание образа. Информация о нем поступает в центр Вернике (поле 22) для подбора слов. Отсюда сигналы по дугообраз­ному пучку проводятся в центр Брока, где происходит формирование речи. На последнем этапе информация о словоформах, которые должны быть произнесены, передается в центры двигательной коры, отвечаю­щие за вокализацию, где используется для артикуляции и фонации (поля 6 и 8).

Когда чело­век получает звуковой сигнал, требующий речевого ответа, путь обработки информации сходный, только центр Вернике активируется уже не зрительными, а слуховыми центрами.

Модель Вернике-Гешвинда позволяет понять природу сенсорной, моторной и анамнестической афазий. При сенсорной афазии в пораженном центре Вернике нарушается рецептивный подбор слов и возникает дефицит информа­ции, необходимой для формирования речи. При поражении центра Бро­ка сама способность складывать из слов фразы утрачивается. Блока­да дугообразного пучка ведет к проводниковой афазии, напоминающей сенсорную. Если повреждаются одновременно центры Брока и Вернике, то возникает полная, или глобальная, афазия, при которой страдает как образование речи, так и ее восприятие.

Данные, полученные с помощью позитронной эмиссионной томо­графии, показывают, что у праворуких здоровых грамотных взрослых отдельные операции при восприятии слов, действительно, обеспечиваются за счет включения разных зон, главным образом левого полушария.

Действительно, при восприятии написанных слов основные очаги возбуждения находятся в затылке: первичной проекционной и вторичных ассоциа­тивных зонах; при этом охватываются как левое, так и правое полу­шария. Судя по этим данным, зрительный «образ» слова формируется в затылочных областях. Семантический анализ сл



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: