Формирование зрительской культуры у студентов творческой направленности.




УДК 37.036.5

О.В. Крючкова

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы связанные с перенасыщением окружающего пространства визуальной информацией. Раскрывается сущность понятий зрительской и визуальной культур. Ставиться вопрос о необходимости формирования зрительской культуры студентов-художников, как необходимой части профессиональных компетентностей.

Ключевые слова: визуальная культура, зрительская культура,профессиональные компетенции, художник, искусство.

Человека каждый день окружает множество визуальных образов, которые оказывают огромное влияние на его сознание, причем это влияние не всегда положительное. Обширный объем информации не способствует развитию личности, поскольку количество не всегда означает качество.

Способность адекватно воспринимать такую информацию и выбирать качественный материал становиться актуальным для современного общества потребления, где мало места процессу интеллектуального восприятия окружающего пространства с точки зрения эстетики.

Современные условия преимущественно домашних контактов с кинематографом, театральным искусством, концертной деятельностью при посредничестве телевидения и компьютера сформировали особый тип зрителя: невнимательного, неэмпатийного, отличающегося низким уровнем развития не только этической, эстетической, но и общей культуры.

В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов пишут в своей работе «Человек развивающийся»: «Современная наука, техника требуют от человека все большей и большей визуальной культуры. Эти требования скоро станут такими же, как требования к культуре речи. Визуальная культура становится существенной составной частью профессионального облика многих видов человеческой деятельности» [2, с. 245].

Поэтому формирование визуальной культуры общества в целом необходимо, но особенно это важно для людей, которые сами в будущем будут создавать предметы визуального искусства, т.е. для художников.

Здесь, мы должны разграничить два понятия: визуальной и зрительской культур.

Многие исследователи определяют визуальную культуру как отдельный аспект культуры в целом, формирующий у людей способность к восприятию, анализу, интерпретации, оценке визуальных образов [1, с. 9].

Понятие «зрительская культура» является производным от перцептивной культуры и в то же самое время представляет собой некоторую, довольно важную составляющую аудиовизуальной художественной культуры.

Зрительская культура, как отмечает А. В. Толстых, зависит от двух факторов: объективно — от силы визуального действия и субъективно — от характера и качественного состояния зрелищности, что в значительной степени сказывается на духовном развитии личности. Со зрительской культурой связываются ситуации зрелищного общения как формы невербальной специфической коммуникации, совместного восприятия искусства и переживания сопричастности к нему [5].

Зрительская культура или культура зрителя - культура восприятия подготовленным зрителем произведений различных видов искусства, общение с автором произведения. Культура зрителя формируется в процессе художественного общения с произведением искусства разных видов – пространственных, временных, пространственно-временных [4].

Мы рассматриваем понятие зрителя в широком смысле, не только как потребителя конкретного визуального продукта, такого как фильм или спектакль. Зритель, владеющий творческой профессией – это главным образом наблюдатель, который способен воспринимать действительность, в первую очередь продукты искусства, как фактор вдохновения для создания своего произведения.

Актуальность темы определена важностью и необходимостью педагогического обеспечения процесса формирования зрительской культуры у студентов творческих специальностей на фоне низкой визуальной культуры.

Дефицит личного общения студентов с изобразительным искусством, поверхностное восприятие пространственных видов искусства, таких как архитектура и дизайн среды, приводит к низкому уровню сформированности профессиональных компетентностей.

Профессиональная компетентность студента-художника (в широком смысле этого слова) – это система профессиональных компетенций, ценностей и идеалов, в которой происходит осознание своей субъектной роли в профессионально-творческой среде. В процессе присвоения студентом профессиональных компетенций формируются: познавательный интерес, ключевые и функциональные художественные умения и навыки, ценностные ориентации [3].

Студенты должны научиться проектировать и контролировать свою творческую деятельность на основе полученного объема визуальной информации. Стремиться к постоянному поиску зрительных образов, которые способны стимулировать переход на новый творческий уровень мастерства, что в свою очередь ведет к преобразованию личности творца.

Искусство развивает в человеке способность свободного творчества, зарождает в нем самые высокие идеалы, чувства и стремления, побуждает любить. Искусство, раскрывает красоту и неповторимость бытия, помогает извлекать радость из каждого мгновения жизни, побеждает самого большого врага.

Человечество нуждается в искусстве, так как оно пробуждает творца жизни. Художники несут благородную миссию – это чувство ответственности перед миром и людьми – это одно из высоких достоинств искусства.

Поэтому стоит важная задача - создать условия для перехода из потребительского отношения к искусству в эстетическое.

Эстетическийаспект зрительской культуры акцентирует наше внимание на важнейшей стороне формирования личности — ее эстетическом развитии. Здесь немалую роль сыграли высказывания О. Ф. Нечай, В. А. Шапинского, Ю. Н. Усова, А. В. Толстых, С. Н. Пензина, И. В. Вайсфельда, С. М. Даниэля.

Задача педагогов в этом аспекте в первую очередь, научить, не просто смотреть, но и видеть в окружающем пространстве и предметах искусства источник вдохновения.

Из выше сказанного следует, что зрительская культура – это не только восприятие визуальной информации, и ее обработка и преобразование, то за что отвечает визуальная культура человека, а сколько, целенаправленная работа по выявлению нужного визуального набора образов, который способствует формированию собственной художественной позиции. Особенно это касается будущих художников, архитекторов, дизайнеров и других специалистов, занимающихся визуализацией своего творчества.

Создание своего творческого продукта напрямую зависит от количества и качества полученной визуальной информации. Мы не говорим о прямом копировании или подражании манере автора, а говорим о переосмыслении накопленной информации.

Самостоятельное приобретение и переработка новых знаний, а не репродуктивное «поглощение» - вот залог успеха. Если этого не будет, то теряется смысл обучения, особенно такого, который касается творческих специальностей. Поскольку творчество – есть процесс создания чего-то абсолютно нового, а не маскировка уже существующего.

Таким образом, зрительская культура, является неотъемлемой частью общехудожественной культуры студентов, обучающихся на любых творческих специальностях.

Безусловно, необходимо говорить и о качестве визуальной информации: высокие образцы профессионального искусства, объекты культурного наследия региона и страны в целом, должны стать главным транслятором визуальных сообщений, приводя­щих к формированию целостной картины мира будущих художников.

Визуальное образование подразумевает переход от перцептивно-интуитивных к рефлексивным и аналитико-синтетическим механизмам использования визуальных ис­кусств.

Из выше сказанного можно сделать вывод - зрительская культура актуализирует творческий потенциал студентов, способствует развитию тонкого чувства восприятия эстетического начала искусства.

Зрительская культура однозначно должна стать частью профессионально-творческой компетенции будущих художников, архитекторов, дизайнеров. Поэтому необходимо создать педагогическую систему, направленную на формирование зрительской культуры студентов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: