Об определенных наблюдениях, производящих удивительные свойства




 

Говорят, что некие действия и наблюдения имеют определенную силу естественных вещей; считается, что они могут вызывать и лечить различные болезни. Например, четырехдневную лихорадку лечат, привязывая обрезки ногтей больного холщовой тряпочкой к шее живого угря, которого выпускают обратно в воду. А Плиний утверждает, что если обрезки ногтей ног и рук больного четырехдневной, трехдневной или ежедневной лихорадкой, смешанные с воском, привязывать до восхода солнца к чьим-либо воротам, то они излечат от тех же недугов. Подобным же образом можно победить болезнь, если обрезки ногтей положить в муравьиную кучу, а затем привязать больному на шею.

Известно также: если взять кусок дерева, опаленного молнией и держать его у себя за спиной обеими руками, это избавит от всякой хвори; четырехдневная лихорадка лечится гвоздем от виселицы, завернутым в шерсть и повешенным на шею. Или с помощью веревки висельника, если ее закопать в землю так, чтобы до нее не мог добраться свет солнца. Тот, у кого трудности с глотанием или абсцесс, вылечивается прикосновением руки умершего прежде срока. Считается, что при трудных родах можно помочь женщине, положив к ней в постель камень или дротик, при помощи которого одним ударом был убит человек, кабан или медведь. При родах помогает копье, извлеченное из тела человека, если только оно еще не коснулось земли. Стрелы же, вынутые из тела и еще не коснувшиеся земли, будучи положенными под обольщаемого, возбуждают любовь.

Эпилепсию лечат мясом дикого животного, убитого тем же оружием, которым прежде был убит какой-нибудь человек. А человеческие глаза предохраняются от слепоты тройным промыванием водой, в которой мыли ноги. Также говорят, что лечить болезни паха можно ниткой, вытащенной из ткацкого станка, завязанной в девять или семь узлов с упоминанием при этом каждый раз имени какой-нибудь вдовы.

Если взять селезенку от домашнего скота и положить ее на селезенку больного, сказав тому, что это лекарство от его недуга, а затем запереть того в спальне, запечатать дверь кольцом и девятнадцать раз повторить некое стихотворение, он выздоровеет. Моча зеленой ящерицы, налитая в горшок, повешенный перед спальней больного так, чтобы он каждый раз, выходя и входя, касался его рукой, вылечивает болезни мочевого пузыря. Если же утопить ящерицу в моче быка и потом дать ее проглотить быку, это избавит его от похоти. Но если кто смешает свою мочу с мочой собаки, тот станет вялым в любовных актах и почувствует безволие в своих чреслах. Говорят, что если каждое утро капать своей мочой на ступню, защитишь себя против всех дурных сглазов.

Есть и такой способ избавиться от кашля – нужно плюнуть в рот лягушонку, забравшемуся на дерево, а затем отпустить его. Еще об одной замечательной и простой в исполнении вещи говорит Плиний: когда чувствуют боль в руке от какого-нибудь удара, нужно плюнуть в середину руки, нанесшей удар, – боль тотчас прекратится. Это же средство помогает и тяжело поврежденным четвероногим животным. Подобно этому плюют также в руку или в туфлю правой ноги, – это хорошо для тех, кому предстоит пройти через опасное место.

Также считается: чтобы волки не приходили на поле, надо поймать одного из них, проколоть ему ножом несломанную ногу и, позволяя крови сочиться по капле, обойти поле по периметру, самого же волка зарыть на том месте, где его поймали. У мантунианцев Тризена[152]есть рецепт сохранения винограда от южных ветров, наносящих ему зачастую сильный урон: пока дует ветер, два человека должны разорвать на куски белого петуха, а затем каждый, держа свою часть, обойти виноградник кругом, после чего им нужно похоронить петуха на том месте, где они его разорвали. Говорят еще, что, если кто-нибудь будет держать змею на палке над испарениями, он обретет дар пророчества, а сама палка, после того как змея умрет, хорошо помогает от болезней беременным женщинам; об этом упоминает Плиний.

Полагают, что, собирая корни и травы, следует трижды обойти их кругом, причем первый раз с мечом, затем выкопать в нужное время, копая против ветра. Говорят также, что если кто-нибудь измерит мертвеца веревкой сначала от локтя до большого пальца, затем от плеча до того же пальца, а после этого с головы до ног и так сделает трижды, затем возьмет эту веревку и измерит в том же порядке другого человека, то еще живущий никогда не будет процветающим – он станет несчастным и впадет в нищету и печаль. А Альберт, ссылаясь на Кираниды,[153]сообщает: если какая-нибудь женщина соблазняет тебя, возьми сорочку, в которой она спала, помочись наружу через ее ворот и правый рукав на пороге, и чары рассеются.

Плиний рассказывает о следующем способе колдовства: сесть рядом с беременной женщиной, когда у нее трудные роды, и сплести пальцы, как зубья гребенки. Это известно по опыту Алкмены, выносившей Геракла. Еще более сильное колдовство – сидеть скрестив ноги; потому это и запрещено во всех советах князей и правителей. Также если встать перед дверью и позвать человека, лежащего с женщиной, по имени и он отзовется, а затем к этой двери прикрепить нож или иголку и сломать их, то лежащий в постели не сможет совокупиться с женщиной, пока эту вещь не извлекут из двери.

 

Глава пятьдесят вторая

Об облике, жестах, привычках и фигурах тел, а также о том, какие звезды ими управляют; а также о том, на чем зиждутся физиогномика, метопоскопия, хиромантия и искусство гадания

 

Облик, жесты, движения, положение и фигуры тел, которые привходящи, помогают получать небесные дары, производя в нас определенные эффекты. Точно также, когда собираешь морозник, если тянешь его лист вверх, он возбуждает жидкости организма, что причиняет рвоту, а если вниз, то понос, поскольку все жидкости также идут вниз. Всем известно, как влияют на человека и животных облик и жесты. А большинство совокупляющихся пар стремится запечатлеть свой облик в детях, передав им свое обличье.

Мягкое и приветливое лицо правителя радует горожан, грубое же и грустное пугает их; жест и лицо человека, который жалуется, легко возбуждают сочувствие, а приятного человека – любовь.

Жесты и движения тела становятся действенными благодаря влияниям небесных тел, запахов, лекарственного духа и внутренних страстей. Влияют также лекарства и захватывающие сознание страсти при определенном расположении небес. Так, меланхолия, печаль, биение себя в грудь и по голове соотносятся с Сатурном, еще и религиозные действия – преклонение колен, опущенный долу, молитвенный взгляд, рыдания и т. п. Они чаще всего используются аскетами и людьми Сатурна, как это написано в «Сатирах»:

 

Верю, что в царстве Сатурна Стыдливость с людьми пребывала:

Видели долго ее на земле…[154]

 

Приветливый и честный облик, жесты почтительные, аплодисменты, одобрения, коленопреклонение и взгляд, обращенный ввысь, как при обожании, соотносятся с Юпитером. С Марсом же – обличия и жесты гордые, свирепые, жестокие, гневные и грубые. Люди Солнца благородны, их отличают мужественные обличия и жесты, с Солнцем связаны к тому же дальние прогулки и преклонение колен, словно бы перед королем. Люди, соответствующие Венере, обладают радостным обличьем, а движениями Венеры являются танцы, объятия и смех. Жесты Меркурия непостоянны, быстры, разнообразны – таковы и обличья. К Луне относятся подвижность, ядовитость и детскость.

Поговорив о жестах, скажем и о том, как различать внешний вид людей. Так, Сатурн отмечает человека цветом черным и желтоватым, худобой, сутулостью, грубой кожей с толстыми венами, волосатостью по всему телу, маленькими глазами, нахмуренным лбом, жидкой бородкой, большими губами, глазами, опущенными к земле, заплетанием ног при ходьбе, силой, острым умом, соблазнительностью и склонностью к убийству. Юпитер – бледными и темно-красными цветами, красивым телом, хорошей статью, отвагой, большими, но не совсем черными глазами с крупным зрачком, небольшими ноздрями, крупными передними зубами, курчавыми волосами, добросердечием и добронравием. Марс делает человека красным и дает ему рыжие волосы, круглое лицо, желтоватые глаза с ужасным пронизывающим взглядом, живость, смелость, гордость и силу. Солнце наделяет человека смесью цветов черного и желтого с оттенком красного, непритязательной фигурой, но красивым телом с необильной растительностью, желтыми глазами, мудростью, верностью, любовью к похвалам. Венера отмечает тенденцией к черноте с преобладающей белизной и с оттенком красного, дает красивое тело, милое, круглое лицо, черные глаза, темные волосы, хорошие манеры, честную любовь, а также делает человека добрым, спокойным и подвижным. Меркурий дарит небольшое количество белого или черного, вытянутое лицо, высокий лоб, красивые, но не черные глаза, прямой длинный нос, жидкую бороду и длинные пальцы, остроумие, изобретательность, склонность к предательству и авантюрам. Луна же – белый, слегка смешанный с красным цвет, хорошую стать, круглое с родинками лицо, не совсем темные глаза, нахмуренный лоб, а также доброту, учтивость и общительность.

Знаки Зодиака и подчиненные им лица имеют свои фигуры и формы, о которых можно узнать в книгах по астрологии. От этих фигур и жестов зависят физиогномика, метопоскопия и искусство гадания. Хиромантия предсказывает будущие события исходя не из причин, а также согласно знакам. И хотя виды предсказаний, казалось бы, совершаются на основе лишь внешних и слабых знаков, однако вынесенные при этом суждения вовсе не поверхностны, поскольку сделанный прогноз зиждется не на предрассудках, а на гармоническом соответствии всех частей тела. Стало быть, наиболее точно подражающий небесным телам в их природе, движениях, жестах, обличьях, страстях больше всех им уподобляется и может получать наибольшие дары.

 

Глава пятьдесят третья

О дивинации и ее видах

 

Существуют и другие виды дивинации,[155]основывающиеся на природных причинах и хорошо известные всем из личного опыта. Именно благодаря им врачи, земледельцы, моряки и пастухи могут читать приметы будущего. О многих подобных дивинациях упоминает Аристотель в своей «Книге Времен». Главные из них – авгурии и ауспиции,[156]которые в былые времена до того почитались римлянами, что те не предпринимали никаких частных или государственных дел, не посоветовавшись с авгурами. Цицерон в своей книге «О дивинации» прямо заявляет, что народ Тосканы и вовсе ничего не делал без обращения к этому искусству.

Ныне существует много видов ауспиций. Педестрии основываются на четвероногих животных; авгурии – на птицах; целести и на громах и молниях; кадуки производятся в храмах; сакрифиции – на приносимых жертвах; пиакулы – на ускользнувших с алтаря жертвах и убитых уже во время погони; к ним же относятся и экзаугурации, рассматривающие случаи, когда палочка, с помощью которой рассматривали жертву, выпала из руки авгура.

Михаил Шотландец упоминает о двенадцати видах авгурий, шесть – правой руки, называемые: фернова, ферветус, конферт, эмпонентем, соннасарнова и соннасарветус; шесть – левой руки, именуемые: конфернова, конферветус, виарам, херенам, скассарнова и скассарветус. Затем, объясняя эти названия, он говорит, что авгурия фернова заключается в следующем: если кто-нибудь, выходя из дома для совершения какого-либо дела, встречает прохожего или птицу и тот идет либо птица пролетает по левую руку, предзнаменование хорошее. Авгурия ферветус такова: если, выходя из дома для совершения какого-либо дела, встречаешь человека или птицу и они останавливаются со стороны левой руки, предзнаменование плохое. Авгурия виарам – если идущий человек или летящая птица показываются с правой стороны, переходят на левую, а затем исчезают из виду, это хорошее предзнаменование. Авгурия конфернова – если первый встретившийся человек или птица останавливаются по правую руку в пределах видимости, предзнаменование также хорошее. Авгурия конферветус – если первый встретившийся человек (птица) прошел (пролетела) по правую руку, это плохое предзнаменование. Авгурия скимасарнова – если идущий человек или летящая сзади птица обгоняют, но, прежде чем такое случится, останавливаются и ты видишь его (ее) через правое плечо, хороший знак. Авгурия скимасарветус – если вы видите человека или птицу за собой, но, перед тем как приблизиться к вам, они остановятся там, где вы их увидели, предзнаменование хорошее. Авгурия конферт – если человек или птица появятся с левой руки, а затем окажутся с правой и скроются из виду, знак ужасный. Скассарветус – если вы видите человека или птицу, проходящих мимо и остановившихся с левой руки, и это ужасный знак. А скассарнова – то же самое, но если они остановятся со стороны правой руки – предзнаменование хорошее. Эмпонентем – если человек или птица, появившиеся слева, перемещаются на правую сторону и скрываются из виду – это хорошо. Хартена – если человек или птица, появившись справа, перемещаются человеку за спину слева и он увидит их где-либо остановившимися – очень плохой знак. Так говорит Шотландец.

В древности предсказывали также по чиханию, о котором упоминает Гомер в семнадцатой книге «Одиссеи». Раньше считали, что чихание исходит из сакрального места, то есть из головы, в которой сосредоточен ум. Полагают, что все приходящее на ум неожиданно разбуженному утром человеку тоже является предсказанием и, соответственно, авгурией.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: