Семинарское занятие 1
Тема. Предметно-методологические основы социологии
План семинара
1 Специфика объекта и предмета социологии в отличие от других социально-гуманитарных наук.
2 Критерии научности социологии.
3 Уровни и отрасли социологического знания.
Контрольные вопросы
1 Как соотносятся понятия объект и предмет социологии? [6; С. 7 – 20]
2 Охарактеризуйте различные подходы к определению предмета социологии [1; С. 16 – 23].
3 Дайте определение понятий «социальная реальность», «социальное» [4; С. 6 – 8].
4 Каковы особенности социологии по сравнению с естественными и другими социально-гуманитарными науками? [2; C. 41 – 49]
5 Чем отличается социальное познание от естественнонаучного? [3; С. 5 – 9]
6 Чем отличаются понятия «уровни социологии» и «отрасли социологии»? [2; С. 49 – 54]
7 Охарактеризуйте различные взгляды на структуру социологического знания [5; С. 54 – 65].
8 Каково значение социологии для общества? [4; С. 22 – 29]
Основная литература
1. Асп, Э. Введение в социологию [Текст] / Э. Асп. – СПб.: Алетейя,1998. – 250 с.
2. Кравченко, А. И. Социология [Текст] / А. И. Кравченко. – М.: Проспект, 2004. – 536 с.
3. Социология [Текст] / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.
4. Тадевосян, Э. Д. Социология [Текст] / Э. В. Тадевосян. – М.: Знание, 1999. – 272 с.
5. Тощенко, Ж. Т. Социология [Текст] / Ж. Т. Тощенко. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 527 с.
6. Фролов, С. С. Социология [Текст] / С. С. Фролов. – М.: Гардарики, 2003. – 344 с.
Дополнительная литература
1 Балог, А. Социология – мультипарадигмальная наука [Текст] / А. Балог // Социс. – 2002. – № 7. – С. 22 – 31.
2 Бороноев, А. О. О предмете социологии как общей науке об обществе [Текст] / А. О. Бараноев // Социс. – 1991. – № 5. – С. 35 – 40.
3 Волков, Ю. Г. Базисные понятия и логика социологической парадигмы [Текст] / Ю. Г. Волков // Социс. – 1997. – № 1. – С. 22 – 34.
4 Култыгин, В. П. Специфика социологического знания: преемственность, традиции и новаторство [Текст] / В. П. Култыгин // Социс. – 2000. – № 8. – С. 3 – 11.
5 Лапин, Н. И. Предмет и методология социологии [Текст] / Н. И. Лапин // Социс. – 2002. – № 8. – С. 106 – 119.
6 Молевич, Е. Ф. К вопросу о структуре современного социологического знания [Текст] / Е. Ф. Молевич // Социс. – 1997. – № 6. – С.3 – 8.
7 Монсон, П. Лодка на аллеях парка [Текст] / П. Монсон // Социс. – 1996. – № 3 – 5. – С. 43 – 45.
8 Сорокин, П. А. Социология как наука [Текст] / П. А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М.: Политиздат, 1992. – С. 156 – 175.
Семинарское занятие 2
Тема. История развития социологии
План семинара
1 Предпосылки возникновения социологии как науки.
2 Взгляды первых социологов О. Конта, Г. Спенсера.
3 Особенности социологии классического периода (Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс).
4 Основные теоретические направления социологии ХХ века: структурный-функционализм, символический интеракционизм, феноменологическая социология.
Контрольные вопросы
1 Каковы были экономические, культурные, научные, философские условия возникновения социологии в ХIX веке? [6; 19 – 26]
2 Почему О. Конт считается основоположником социологии? [5; 19 – 21]
3 Что означает позитивизм и натурализм в социологии? [4; 33 – 56]
4 Что означает метод социологизма Э. Дюркгейма? [4; 132 – 143]
5 Какие виды социальной солидарности выделял Э. Дюркгейм?
6 В чем заключается материалистическое понимание истории и экономический детерминизм К. Маркса? [6; 38 – 43]
7 По какому критерию общество делится на классы согласно К. Марксу?
8 Почему социология М. Вебера называется понимающей? [4; 144 – 167]
9 Назовите признаки и типологию социальных действий по М. Веберу?
10 Что означает плюрализм современных социологических теорий? [5; 40 – 63]
Основная литература
1 Арон, Р. Этапы развития социологической мысли [Текст] / Р. Арон. – М.: Прогресс, 1993. – 219 с.
2 Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии [Текст] / А. Б. Гофман. – М.: Мартис, 1995. – 204 с.
3 История социологии [Текст] / под общ. ред. А. Н. Елсукова и др. – Мн.: Высшая школа, 1997. – 381 с.
4 Социология [Текст] / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.
5 Ритцер, Дж. Современные социологические теории [Текст] / Дж. Ритцер. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.
Дополнительная литература
1 Дюркгейм, Э. Социология и социальные науки [Текст] / Э. Дюркгейм // Теоретическая социология: антология. В 2 ч. Ч 1. / под ред. С. П. Баньковской. – М.: КД «Университет», 2002. – 424 с.
2 Вебер, М. Основные социологические понятия [Текст] / М. Вебер // Теоретическая социология: антология. В 2 ч. Ч 1. / под ред. С. П. Баньковской. – М.: КД «Университет», 2002. – 424 с.
3 Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура [Текст] / Р. Мертон // Социс. – 1992. – № 2. – С. 114 – 117.
4 Парсонс, Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль. Тексты / под ред. В. А. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994 – С. 448 – 464.
5 Щюц, А. Формирование понятия и теории в общественных науках / А. Щюц // Американская социологическая мысль. Тексты / под ред. В. А. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 481 – 495.
Семинарское занятие 3
Тема. Методология социологического исследования.
План семинара.
1 Особенности социологического исследования, виды и функции.
2 Этапы социологического исследования.
3 Количественные и качественные методы сбора информации.
Контрольные вопросы
1 Чем отличается социологическое исследование от журналистского? [4; 31 – 32]
2 Опишите критерии выбора вида исследования [5; 72 – 82].
3 Какой этап социологического исследования является наиболее важным и почему? [3; 79 – 82]
4 Что представляет собой программа социологического исследования? [6; 69 – 122]
5 Что такое рабочий план исследования? [5; 90 – 92]
6 В чем различие количественной и качественной методологии исследования? [6; 387 – 397]
7 Как формируется выборочная совокупность? [2; 442 – 446]
8 Что такое анкета? Назовите правила составления анкеты? [2; 452 – 479]
9 Чем отличаются стандартизированное и глубинное интервью? [6; 416 – 419]
10 Какие выделяют разновидности социологического наблюдения? [2; 479 – 483]
11 Какова область применения фокус-групп? [6; 402 – 404]
Основная литература
1 Гречихин, В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований [Текст] / В. Г. Гречихин. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 232 с.
2 Кравченко, А. И. Социология [Текст] / А. И. Кравченко. – М.: Проспект, 2004. – 536 с.
3 Социология [Текст] / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.
4 Тадевосян, Э. Д. Социология [Текст] / Э. В. Тадевосян. – М.: Знание, 1999. – 272 с.
5 Тощенко, Ж. Т. Социология [Текст] / Ж. Т. Тощенко. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 527 с.
6 Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования [Текст] / В. А. Ядов. – М.: Добросвет, 2000. – 596 с.
Дополнительная литература
1. Как провести социологическое исследование [Текст] / под ред. М. Г. Горшкова. – М.: Политиздат, 1990. – 290 с.
2 Ноэль, Э. Массовые опросы [Текст] / Э. Ноэль. – М.: АВА-ЭСТРА, 1996. – 272 с.
3 Рабочая книга социолога [Текст] / под ред. Г. В. Осипова.– М.: УРСС, 2003. – 476 с.
4 Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы [Текст] / В. А. Ядов. – М.: Наука, 1987. – 254 с.
Семинарское занятие 4