Рекомендации учителя-логопеда учителям географии при работе со школьниками с ТНР




Основные нарушения речи обучающихся и способы педагогической поддержки обучающихся с подобными проблемами.

Смелянская М.А., логопед-педагог МБОУ «Овсянниковская СОШ» Орловского района

Добрый день, уважаемые коллеги!

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом № 273 ФЗ “об образовании в Российской Федерации” в организациях, осуществляющих образовательную деятельность обучение и воспитание детей с ОВЗ организовывается как в отдельных классах, так и в совместно с другими обучающимися. Основная цель учителя-логопеда – исправление недостатков устной и письменной речи и развитие высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения. С одной стороны, учитель-логопед следует частным профессиональным целям и задачам, оказывая помощь прежде всего детям, испытывающим трудности при освоении общеобразовательных программ (прежде всего по русскому языку), с другой стороны – способствует активизации общеобразовательного процесса.

Основные принципы работы с детьми с ОВЗ:

1. Щадящий режим

2. Максимальное включение анализаторов

3. Тщательное дозирование заданий

4. Формирование у ребёнка желания учиться

5. Гармоничное состояние спокойствия самого педагога

 

1. Щадящий режим (дети с ОВЗ быстро утомляются, поэтому используем разнообразные виды занятий, сочетаем фронтальные индивидуальные и парные формы работы, чтобы каждый ученик был задействован; включаем динамические паузы, необходимо обеспечить комфортный темп работы)

2. Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, игровые упражнения, технические средства обучения). Дифференцированный подход, предполагающий построение работы с учётом развития индивидуальных особенностей ребёнка.

3. Тщательное дозирование заданий (Любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно и то же задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном;

4. Формирование у ребёнка желания учиться (похвала, помощь, стимуляция познавательной деятельности с помощью создания ситуации успеха, т.е. нужно отметить даже маленький успех)

5. Гармоничное состояние спокойствия самого педагога (важно не показывать эмоциональную вовлеченность-не злиться, не ругаться- это будет способствовать устойчивым хорошим результатам).

 

 

Рекомендации учителя-логопеда учителям географии при работе со школьниками с ТНР

Дети этой категории имеют нарушения речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения многообразны и проявляются в нарушениях звукопроизношения, нарушениях лексико-грамматического строя речи, а также в нарушениях письма и чтения.

Здесь хотелось бы предоставить вашему вниманию таблицу, в которой даны рекомендации в зависимости от проявления речевого нарушения.

 

Проявление речевого нарушения Действия учителя, помогающие корректировать проявления ТНР
Отстаёт техника и скорость чтения Чтение должно присутствовать на каждом уроке (хотя бы 3-5 минут). Но по желанию, а не по принуждению. Допущенные при чтении ошибки необходимо исправить, добиться правильного прочтения, можно написать на доске по слогам Эк-ва-то-ри-аль-ные, Ки-ли-манд-жа-ро…
Нарушено звукопроизношение Проявлять максимум такта, можно попросить хором всем классом произнести по слогам сложные слова Предложить письменно ответить на вопрос.
Ограничен словарный запас Найти значение нового слова в тексте учебника, составить предложения с этим словом. Или, подбери 10 слов для составления рассказа о природе тропического леса. Можно использовать тексты художественной литературы, например, «Маугли» Киплинга (сюжет о водяном перемирии) помогает показать смену сухого и влажного сезонов.
Ребёнок не может пересказать текст Важно научить работать с текстом. Для пересказа предлагать логичные повествовательные тексты. (например, 7 класс –об Амазонке) Можно использовать такой приём работы с текстом: 1. Прочитать 2. Подчеркнуть слова, значение которых тебе не ясно 3. Выяснить значение слов и если можно заменить их на слова, значение которых тебе понятно 4. Найти на карте атласа названные в тексте географические обьекты 5. Записать в тетрадь ключевые слова. 6. Подготовить пересказ, используя ключевые слова
Нарушено письмо Больше спрашивать устно. При оценке не учитывать дисграфические ошибки.

 

 

Таким образом дети будут получать необходимую им коррекционную помощь. К сожалению, такие дети, особенно те, которые «не мешают», оказываются в состоянии педагогической запущенности. Поэтому выявление проблемы речевого ребёнка- задача общая, а оказание помощи- дело каждого педагога.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: