Основные подходы к пониманию социальной работы в России




Пискунович Евгения Анатольевна

_________

(подпись)

«_____» __________201_ г.

 

Оценка ___________________

Руководитель:

Ст.преподаватель П.Л.. Полежаев ________

(подпись)

«_____» __________201_ г.

 

 

Красноярск 2018

 


Реферат


Курсовая работа состоит из 37 страниц, списка используемой литературы, который состоит из 25 источников.

Ключевые слова: государство, общество, помощь, Россия социальная защита, социальная работа.

Целью курсовой работы является изучение основных тенденций развития практики социальной работы в России.

Объектом курсовой работы является практика социальной работы в России. Предметом курсовой работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма социальной работы в различные исторические периоды. Методы исследования в работе были использованы как систематизация исследовательского материала, так и анализ.

В первой главе раскрыта сущность тенденций развития практики социальной работы в России.

Во второй главе сделан практический анализ развития социальной работы в России.

 


 

Содержание

 

Введение. 5

1 Сущность тенденций развития практики социальной работы.. 7

1.1 Основные подходы к пониманию социальной работы в России. 7

1.2 Новый этап развития практики социальной работы в России. 18

2 Практический анализ развития социальной работы России. 25

2.1 Анализ идей социальной работы и ее значение в современной России. 25

2.2 Проблемы развития социальной работы в России и современном мире. 30

Заключение. 34

Список использованных источнков. 36

 


 

Введение

 

Проблемы социальной защиты населения являются наиболее значимыми в любом государстве и становятся в один ряд с экономическими, политическими, экологическими и др. Россия не является исключением. Решению социально-экономических проблем в России, в текущий период времени, отводится одно из первоочередных мест. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, определены высокие стандарты благосостояния человека, приняты ориентиры на социальное благополучие и согласие. Сегодня Россия ищет свой путь к социальному процветанию. Этот процесс осложняется рядом условий, присущих историческому этапу развития государства.

Стремясь осмыслить происходящие социально-экономические изменения, многие исследователи обращаются к историческому опыту построения социальной работы в России и за рубежом. Существует несколько этапов исторического развития социально-экономической работы в России. Исследователи имеют различные точки зрения на периодизацию этого процесса. Одна из наиболее детальных классификаций представлена в работах Фирсова М.В. Таким образом, можно выделить следующие периоды:

1. Архаический период. Родоплеменные и общинные виды помощи и взаимопомощи у славян до Х века.

2. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с Х по ХIII век.

3. Период церковно-государственной помощи с ХIV по ХVII век.

4. Период государственного призрения со второй половины ХVII века по вторую половину ХIХ века.

5. Период общественного и частного призрения с конца ХIХ века до начала ХХ.

6. Период государственного обеспечения с 1917 года по 1991 год.

7. Период социальной работы с начала 1990-х годов по настоящее время.

В изучении отдельных правлений социальной помощи можно выделить работы конца XIX - ХХ в., посвященные церковно-приходскому, городскому призрению, общественной помощи, частной благотворительности. Изучается как само направление в контексте истории России, так и история приходского призрения отдельных местностей и городов. В церковно-приходском призрении ученые видят первооснову современных форм общественной благотворительности, отмечают преемственность идеологии помощи, ее влияние на становление гуманистических общественных отношений.

Целью курсовой работы является изучение основных тенденций развития практики социальной работы в России.

Объектом курсовой работы является практика социальной работы в России.

Предметом курсовой работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма социальной работы в различные исторические периоды.

Задачами курсовой работы является:

1) изучение исторических аспектов зарождения и развития практики социальной работы;

2) анализ практики социальной работы в настоящее время;

3) рассмотрение разновидностей социальной работы;

4) исследование основных тенденций развития социальной работы в государственном и негосударственном секторах.


 

Сущность тенденций развития практики социальной работы в России

 

Основные подходы к пониманию социальной работы в России

 

Радикальный вариант социально-экономических преобразований, предполагавший переход от командно-плановой к рыночной экономике в относительно короткий период времени (по неоднократным заявлениям «реформаторов», – два-три года), растянулся вот уже на восемь лет. «Реформаторы» привели к обвальному спаду промышленного производства, упадку сельского хозяйства и науки, массовой безработице, усилению социального расслоения общества, резкому снижению уровня жизни большинства населения.

Сегодня десятки миллионов людей (прежде всего, пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.

О серьезном социальном неблагополучии свидетельствуют многочисленные и неоспоримые факты. Последние пять лет в результате снижения рождаемости и роста смертности наблюдается естественная убыль населения. Уровень рождаемости стал одним из самых низких в Европе и почти на 40% меньше необходимого для численного замещения поколения родителей их детьми. Серьезные проблемы связаны и с состоянием здоровья россиян, состоянием человеческого генофонда как основы развития общества и государства. Анализ специалистов показывает, что состояние здоровья населения России сегодня можно назвать катастрофическим. Угрожающие темпы роста смертности привели к резкому сокращению продолжительности жизни, прежде всего, из-за причин обусловленных чисто социальными факторами.

В настоящее время, по данным официальной статистики, половина населения страны относится к малообеспеченным. Большинство трудящихся не может содержать даже одного иждивенца. Численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума (т.е. за чертой бедности) в 1995-1998 гг. находилась на отметке 30-35 миллионов человек (в ноябре 1998 г. – 42 млн., или примерно 29% всего населения России). Пороговое значение этого показателя с позиций национальной безопасности считается 8-10% (1).

Продолжает увеличиваться и без того чрезмерная дифференциация в уровне доходов различных групп населения; растет имущественное расслоение а с ним еще больше усиливается социальная напряженность. Растут преступность, алкоголизм, наркомания, проституция.

Не меньшую тревогу вызывает и угроза «нравственному здоровью» россиян, состояние трудовой морали; явственно обозначилась проблема кризиса системы социальных ценностей и ценностных ориентаций, падения нравов и крушения моральных устоев. С использованием электронных и других средств массовой информации, изощренной рекламы настойчиво навязываются, мягко говоря, далеко не лучшие стандарты «массовой культуры», в первую очередь – американской; подлинная культура с ее гуманистической ориентацией оттесняется на задворки под наглым напором слащавой многосерийной мелодрамы («мыльной оперы»), или кровавых боевиков (равно в кино и в литературе), откровенной порнографии, проповеди насилия, проституции, погони за наживой и успехе любой ценой.

Все сказанное свидетельствует о необходимости корректив осуществляемых реформ, усиления их социальной направленности в интересах большинства населения России.

Одновременно необходим более ответственный и согласованный подход всех ветвей власти к разработке и осуществлению социальной политики в целом и ее специального «защитного» направления, в реализации которого особая роль принадлежит институту социальной работы.

Эти требования полностью согласуются с обязательствами государства (т.е. всех ветвей власти на всех уровнях) перед гражданами России.

Начнем с того, что Россия как член международного сообщества согласилась с тем, что каждое государство должно:

1) трансформироваться в социальном направлении;

2) бороться с нищетой, безработицей и дезинтеграцией в обществе;

3) заботиться о процветании и благосостоянии своего народа.

Самое же главное, что соответствующие обязательства зафиксированы в Конституции Российской Федерации (Статья 7).

Российская Федерация – Социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты

В этой статье Конституции, в сущности, очерчены цели и задачи социальной работы в России.

Социальная работа относится к одному из разнообразных и важных видов деятельности, который имеет как общие с другими видами черты, так и определенные отличия.

Отличительные признаки, превращающие социальную работу в особый вид деятельности, позволяют определить ее следующим образом:

Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, неспособным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Для более глубокого понимания сущности социальной работы следует обратиться и к другим ее определениям, в которых раскрываются (уточняются) дополнительные характерные признаки.

Социальная работа – это деятельность по обеспечению социальных прав человека, семьи, группы, или по компенсации определенного социального, физического или психического ущерба, который мешает индивиду, группе пользоваться своими социальными правами.

Социальная работа – совокупность различных видов социальной деятельности работников специализированных социальных служб (государственных и гражданских) с целью социального обеспечения, защиты, помощи и поддержки соответствующих категорий населения, в том числе безработных.

Важные аспекты в содержании социальной работы подчеркивают преподаватели Манчестерского университета Ш. Рамон и Т. Шанин.

Социальную работу можно определить как организацию личностной службы помощи людям. Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также по возможности кардинально разрешить их проблемы. Кроме того, социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством

В свое определение социальной работы эти авторы вводят подробное указание на ее цели. К основным целям социальной работы, по их мнению, можно отнести:

1) создание условий, в которых каждый человек может в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что ему положено по закону;

2) увеличение степени самостоятельности клиентов, обратившихся к социальному работнику, способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

3) адаптация или реадаптация людей в обществе;

4) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;

5) и как конечная цель – достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

Более конкретным, охватывающим цель, направления и средства социальной работы, является определение А.И. Ляшенко: “Социальная работа – это профессиональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их помощниками и направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье и группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через информирование, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, социальную реадаптацию, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных ситуаций и помогающих им в этом”.

Заметим, что в самом общем виде цель социальной работы всегда состоит в регуляции правовых, экономических и социальных отношений человека с обществом и оказаний ему помощи и поддержки в преодолении возникших проблем.

Как профессиональная деятельность социальная работа носит многопрофильный, комплексный характер. Социальная работа имеет свою структуру, в которой органически связаны и взаимодействуют относительно самостоятельные, но в то же время зависимые друг от друга компоненты. Это – субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое (систему) средства, функции и цели. Схематически это выглядит следующим образом:

Объектом социальной работы является любой человек, добровольно обратившийся за помощью и нуждающийся в ней. В качестве объекта может выступать отдельное лицо, семья, группа людей независимо от каких-либо различий. Сегодня в России нуждающихся в посторонней помощи несколько десятков миллионов человек. Это: старики и пожилые люди; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию – беду; подростки, вовлеченные в дурную компанию; беженцы и вынужденные переселенцы; осужденные и отбывшие наказание и др.

Даже далеко неполная социально-демографическая (и, соответственно, социально-психологическая) характеристика объекта социальной работы в современной России говорит об исключительной сложности и многообразии функциональных задач, которые должен решать социальный работник.

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы.

Субъектами социальной работы могут быть работники государственной социальной службы помощи и их добровольные помощники, все те люди и организации, которые ведут социальную работу, организуют ее и управляют ею, т.е. органы управления и должностные лица соответствующих структур государственной власти и местного самоуправления.

Субъектами также могут быть работники фондов и ассоциаций, светских и религиозных организаций и объединений, осуществляющих благотворительную помощь и поддержку.

Субъектами, представляющими помощь, становятся и сами нуждающиеся в помощи, когда осуществляют взаимопомощь другим людям.

Субъектами помощи являются и все клиенты социального работника, осуществляющие самопомощь.

Но главным субъектом социальной работы являются, конечно, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах. Безусловно, основной фигурой в социальной работе является социальный работник, прошедший специальную подготовку для осуществления различных функций, начиная от «линейной» работы с клиентом и кончая организацией социальной работы и управления ею.

Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий, которая предъявляет к специалисту высокие требования как в деловом, так и в личностном плане, в том числе – в духовно-нравственном.

Подробнее об этом см.: Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. С. 15-25; Основы социальной работы: Учебник. С. 321-330; Макаров В.В. Общение – важнейший инструмент в технологии социальной работы. – М., 1998.

На теоретическом уровне социальной работы как междисциплинарной научной дисциплины выделяются две группы методологических принципов:

1) общефилософские – детерминизм, отражение, развитие, единство сознания и деятельности;

2) общие принципы социальных наук – историзм, социальная обусловленность, социальная значимость, личностный и деятельностный подход.

На операциональном уровне социальной работы как универсального вида деятельности выделяют четыре группы специфических принципов:

1) содержательные – демократизм, гуманизм, социальная справедливость, альтруизм, гармонизация общественных, групповых и личностных интересов, самообеспечение;

2) психолого-педагогические – модальность, эмпатия, доверие, аттракция, социально-психологическая компетентность;

3) методические – дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность;

4) организационные – всеобщность, комплексность, определение главных (основных) задач, единство полномочий и ответственности, посредничество, контроль и проверка исполнения, стимулирование, солидарность, субсидарность (вспоможение), своевременность.

Кроме этих четырех групп, в законодательных актах и других нормативных документах сформулированы некоторые дополнительные принципы, в том числе учитывающие специфику переходного периода. Это следующие принципы: соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания; равные возможности для граждан при изучении социальных услуг; добровольное согласие граждан на получение услуг; доступность социального обслуживания; соблюдение конфиденциальности в работе; адресность; территориальная организация социальной службы; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; профилактическая направленность.

Содержание социальной работы непосредственно вытекает из ее функций. Структурно-функциональный анализ позволяет в достаточно обобщенной форме выделить следующие функции социальной работы:

1) нравственно-гуманистическая – в ней находит свое выражение гуманное отношение человека к человеку, приоритетное внимание к тем, кто в наибольшей степени нуждается в социальной защите;

2) информационно-коммуникативная – выявление (поиск), сбор и обобщение информации о людях, нуждающихся в социальной помощи, о фактах, требующих вмешательства социальных служб; создание банков данных о семьях и отдельных лицах нуждающихся в социальном патронаже; своевременное представление релевантной информации соответствующим субъектам социальной работы;

3) прогнозно-аналитическая – изучаются тенденции социальной напряженности в обществе, демографические и миграционные ситуации, причины социального неблагополучия, общественное мнение о состоянии социальной помощи и защиты, потребностей в социальном обслуживании; программируются и прогнозируются некоторые социальные процессы;

4) диагностическая – на основе собранной информации (сведений о будущих клиентах) ставится «диагноз» состояния «объекта» социальной помощи (защиты), оцениваются объемы и виды работ, возможные трудности, формы и методы взаимодействия, планируются ожидаемые затраты;

5) организационно-методическая – содействие созданию центров социальных услуг, социальных служб, изучение инновационных форм их работы, обобщение и распространение их деятельности; систематизация информационных и нормативных материалов, организация их изучения;

6) управленческая – деятельность организаторов социальной работы и «линейных» работников, связанная с выработкой и реализацией управленческих решений;

7) рекламно-пропагандистская – организация рекламы социальных услуг, пропаганда в средствах массовой информации идей социальной помощи и защиты, развития гуманистических традиций и т.п.;

8) регуляционно-профилактическая – активизация социально-правовых, юридических, психолого-педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных сведений; регуляция поведения личности в социуме;

9) аффектно-коммуникативная – регулирование уровня эмоциональной напряженности в обществе, социальных связей и отношений, в том числе коммуникативных (культуры общения); формирование способности личности к самоконтролю, самоорганизации и т.п.;

10) социоинтегративная – объединение различных областей знания и деятельности на решение проблем социальной сферы, создание объективной, всесторонней и полной характеристики социальной поддержки, помощи и защиты населения.

Следует подчеркнуть, что функции социальной работы, все ее содержание, основные направления деятельности социальных служб в конечном счете обусловлены социальной политикой государства. 1.

Все функции социальной работы реализуются через конкретные направления и виды специализированной деятельности (функции) социальных работников, имеющих дело непосредственно с клиентами. Деятельность социальных работников носит организованный характер и осуществляется в рамках организации, в системе организационно-управленческих отношений. Социальные работники реально выполняют определенные виды работ, действия по оказанию клиенту социальной службы помощи, предусмотренной действующим в России законодательством.

Именно социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, представляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица и выступают как институциональная основа профессиональной социальной работы.

Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

13) геронтологические центры;

14) иные учреждения, представляющие социальные услуги.

К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.
Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.
В системе социальных служб России выделяются четыре компонента:

1) государственная система социальных служб федерального уровня – совокупность предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти;

2) государственная система социальных служб регионального уровня – предприятия и учреждения социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

3) муниципальная система социальных служб – муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления;

4) совокупность предприятий и учреждений иных форм собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Чтобы более отчетливо представить взаимосвязь социальной работы, социального обслуживания и социальной службы, тенденции и перспективы их развития, необходимо уточнить содержание ряда основных операциональных понятий социальной работы (кроме ранее уже рассмотренных – «социальная работа», «социальные службы», «объект и субъект социальной работы»).


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: