Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Наука и постиндустриальный мир.




Генезис науки и ее историческое развитие. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки.

Генезис науки – как своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку.

Версии по поводу возникновения науки:

1) На первичн.стадиях антропо и социогенеза-традиционные цивилизации Египта, Китая, Индии, Месопотамии. Такая точка зрения у позитивистов Конта, Спенсера, Гарнье.

2) Результат духовн. революции в древнегреческой цив-ии. (Бернал, Рассел, Гайденко)

3) Культура абстрактно-теоретич. мышления+ зачатки эксперем.-практич. деят-ти в эпоху позднего средневековья XII – XIV вв.

4) Наиболее популярная версия: Эпоха Нового времени в результате великой интеллект. Революции

Классика: господство объектного и детерминированного стиля исследования; с ХVII начала ХХ в; истоки: Галилей, Лейбниц, Декарт;

Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом. В Классической науке идеалом было получение абсолютно истинных знаний о природе; метод познания сводился к поиску механических причин, детерминирующих наблюдаемые явления; научная картина мира носила механический характер, так как любое знание о природе и человеке редуцировалось к фундаментальным законам механики; классическая наука находила свое обоснование в идеях и принципах материалистической философии, которая рассматривала познание как отражение в разуме познающего субъекта свойств объектов, существующих вне и независимо от субъекта.

Осн. Признаки классической науки:

1) Финалистская интерпретация истины;

2) Однозначное причинно-следственное описание событий и явлений

3) Исключение субъекта из структуры познания

4) Интерпретация любых объектов познания как простых механистич. систем

 

Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.

Возникла соответствующая неклассическому естествознанию картина мира, в которой появилось представление о природе как сложном динамическом и иерархическом единстве саморегулирующихся систем.

Осн. Признаки неклассической науки:

Переход к постклассике предполагал совершение научной революции.

Важнейшее условие неклассики: интегрирование объекта в познание

Объектно-созерцат. парадигма сменяется деятельностной парадигмой.

 

Постнеклассика: с 60 годов 20 века. Революция в средствах и методах получения научного знания

Возрастает роль ценностно-целевых структур познания, относительность к средствам наблюдения, вероятностный и статистический, анализ феноменов становления, развития и самоорганизации явлений познаваемой реальности. Новые проблемы: явления космической эволюции; проблемы взаимодействия человека и биосферы; развитие современных высоких технологий от нано электроники. характерна междисциплинарная ориентация и проблемно ориентированный научный поиск.

 

 

Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Наука и постиндустриальный мир.

 

Развитие западного общества: 50–60 х гг. XX в.: концепция индустриальной цивилизации. 2 варианта концепции:

1) Арон: ведущ. роль техники и технологии в разв. цивилизации; рационально организованная деятельность человека по активному воздействию на природную и социальную реальность определяет рост экономики, политики, культуры, цивилизации в целом. Главное не количественный рост («бег на скорость»), а сбалансированное развитие общества, создание национальной системы экономики со свободной торговлей и общим рынком;

2) Ростоу: 5 типов общества: 1)традиционное (аграрное, иерархичное, власть принадлежит землевладельцам), 2)переходное (интенсифицируется сельское хозяйство и разделение государств по национальному признаку), 3) общество «стадии сдвига» (эпоха промышленной революции), 4) общество «стадии зрелости» (бурное развитие экономики на основе вложений капитала, НТП, всплеск урбанизации),5) «эра высокого массового потребления» (начинает доминировать сфера услуг, развертывается широкое производство товаров массового потребления и т. д.).

Осн. критерии соц.-экон. развития в концепции индустриального общества: динамика техники и технологии, способность использовать машинные технологии для оптимизации развития и снятия напряженности между трудом и капиталом (Д. Белл), размывание границ между буржуазией и рабочим классом и возможность управления социальными конфликтами (Р. Дарендорф), возникновение техноструктуры и возрастание функциональной значимости социальной организации технических, инженерных и управленческих специалистов (Д. Гэлбрейт).

Индустриальная цивилизация исчерпала себя, т.к. осознаются глобальные проблемы современности, несоразмерность научно-технического и социального прогресса, кризис стратегии индустриального развития человечества. В к. 60 х — н. 70 х годов XX в. -концепция «пределы роста» (Дж. Форрестер, М. Медоуз), начала разрабатываться идея грядущего постиндустриального общества.

2 осн. вариантах постиндустриальной концепции: радикальная и либеральная.

1) Радикальный (Ж. Фурастье, А. Турена и Р. Арона): потребность преодолеть недостатки индустриальной цивилизации и возвратиться к ценнностям традицион. общ-ва — пригородный образ жизни, реабилитация религии, ручной или полуручной труд и соот-но «нулевой рост» производства, прекращение интенсификации труда, создание «экономики услуг». Ведущую роль социально-культурных факторов.

2) Либеральный (Г. Кан, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл). Белл «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» (1973) – классика идеологии постиндустриализма.

У Белла 3 основные подсистемы общ-ва: культура, политика и социальная структура (вкл. экономики, технологии и профессиональной системы). Признаки новационности такого общества:

1) доминирующая роль теоретического знания как источника инноваций и политических решений

2) создание экономики услуг (в торговой и транспортной инфраструктуре, здравоохранении, образовании, управлении и т. д.);

3) создание «интеллектуальной» техники и технологий;

4) преобладание в социальной структуре технических специалистов;

5) возможность планирования и контроля за техническим развитием

У Белла доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный этапы - три самост. формы сообществ: естественная (взаимодействие человека с естественной природой), технологическая (взаимодействие человека с преобразованной им же природой) и социальная (взаимодействие между людьми как основной тип взаимодействия).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: