В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ




ПРОБЛЕМЫРАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА В КРЫМУ

В статье рассмотрены основные проблемы изучения христианства в Крыму сквозь призму взглядов современных авторов.

Хронологические рамки:1990-2000-е гг.

Большинство современных исследователей полагают, что процесс христианизации населения Крымского полуострова не был единым актом, а растянулся на довольно длительный промежуток времени. Новая религия проникала на полуостров через Боспор и Херсонес, «старые» античные центры, вошедшие в орбиту Римской империи. Соответственно, здесь находили отражение и процессы, протекавшие в религиозной жизни Рима. [1, с. 55–91; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 14; 16; 17].

В свете современных научных представлений можно сделать вывод, что первые христиане появляются на Боспоре во второй половине III–IV вв. [1, с. 55–91; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 14; 17; 18; 6, c.11]. Однако вряд ли их община здесь была многочисленной [17].

В первые века н.э. идеология Боспорского царства меняется: в среде городского населения начинают преобладать частные культы, не связанные с официальной религией [13]. Обширная торговая связь позволяет проникнуть на Боспор богам восточных культов. В это же время из Малой Азии начинает проникать христианство, но до второй половины III века нет каких-либо свидетельств о появлении крупных общин верующих. Этот период ознаменован набегами варваров, спровоцировавших экономический кризис и кризис власти [13].

В этих условиях наблюдается рост приверженцев христианства, за счёт выходцев из Малой Азии, что подтверждают археологические находки (Хршановский, Арсеньева, Зубарь, Хворостяный, Айбабин, Диатропотов) [13].

Важными источниками являются росписи склепов. В первые века нашей эры христиане пользовались условными выражениями, словами, буквам, привлекая и знаки-символы, отдельные изображения (треугольники, виноградная лоза, птицы, якоря) (Уваров 2001, 80с.) [13]. С конца III века на территории Боспорского царства начинают свою постоянную деятельность христианские общины, которые погребают своих единоверцев на определённых участках некрополя и устанавливают погребальные стелы с изображением креста – об этом говорили ещё дореволюционные авторы (Ростовцев 1914; Кулаковский 1891) [13]. Вкупе эти данные подтверждают наличие христианской общины на Боспоре.

Число последователей новой религии постепенно увеличивается с конца IV – начала V вв. Материалы некрополя Пантикапея показывают, что ко второй половине V в. политическая элита Боспора большей частью приняла христианство, однако значительное число населения, связанного с пришедшими сюда гуннами, оставалось еще языческим [19]. Боспорский епископ Евдоксий участвовал в трёх поместных соборах середины V в. – Константинопольском (448 г.), Эфесском (449 г.) и Константинопольском (459 г)[18]. Вероятно, новая религия была представлена, в основном, среди греческого населения, при этом, её широкому распространению способствовала политическая ориентация местных правителей на власти Константинополя [17]. Однако о полной победе христианства на Боспоре можно говорить только в период правления императора Юстиниана I (527–565 гг.) [17].

Одним из факторов роста христианства была политика Юстиниана I. Византийский император Юстиниан I мечтал возродить империю в границах ромеев, с чем и пришёл в Таврику. Боспор стал оплотом Византийской империи и ещё одним опорным пунктом христианской веры на полуострове [10].

Второй центр распространения христианства – Херсонес. В Херсонесе продолжалось поклонение богам греко-римского пантеона. Проживали там и иудеи [17]. По мнению ряда учёных, Херсонесский епископ уже участвовал в заседаниях I Вселенского собора 325 г. (Синайский и Арабский списки отцов I Вселенского собора; оригиналы VII–VIII вв.). Несомненно участие епископа Херсонского Эферия во II Вселенском соборе (382 г.) [4, с. 97-100]. В V–VI веках в Херсонесе началось строительство христианских храмов. [11 c. 133].

Относительная моноэтничность городского населения при генетической и культурно-религиозной преемственности поколений способствовала сохранению приверженности традиционным верованиям. Взгляды изменялись медленно, на протяжении столетий, и этот процесс едва ли четко осознавался самими херсонеситами. Ими воспринимались и переосмысливались новые, синкретические идеи, однако последние вовсе не противопоставлялись традиционным отеческим культам, а скорее, восполняли их. Христианские же представления, враждебные языческим обрядам, должны были быть глубоко антипатичны херсонеситам, жизнь которых органически связывалась с родной землей и местными традициями. Христианский космополитизм, вырабатывавшийся в полиэтнической среде обездоленных масс больших средиземноморских городов, едва ли был совместим с устойчиво сохранявшимся в Херсонесе полисным патриотизмом [10].

Немалую роль сыграло в распространении христианства в Крыму то, что в этом были заинтересованы власти. После признания императором Константином в 324 году христианства в качестве государственной религии. В 392 году был издан закон, согласно которому отправление языческих обрядов считалось оскорблением императора [13; 16].

Насаждение христианства среди населения было необходимо для укрепления византийского господства в Крыму. Для этого на полуострове было учреждено 5 самостоятельных христианских епархий – Херсонская, Боспорская, Готская, Сугдейская и Фульская [3, c. 66-68; 6; 10; 11; 17].

Актуальным вопросом является проблема иконоборчества в Крыму.

Дореволюционные авторы (В.Г. Васильевский, Ю.А. Кулаковский, А.А. Васильев.), говоря об иконоборчестве в Крыму указывали на пещерные монастыри, как на подтверждение своей гипотезы, датируя их появление VIII-X вв., и доказывая, что их построили беглые иконопочитатели [18].

Значительный вклад в исследование данного вопроса внесли А.Г. Герцен, Ю.М. Могаричёв своей работой: «К вопросу о церковном населении Таврики в VIII в.» [7]. Из статей следует, что позиции христианства были недостаточно сильны, чтобы принять участие в иконоборчестве.

Новую лепту в разрешение этого вопроса внесли Могаричёв, Сорочан, Сазанов своей работой «Крым в Хазарское время» [18], где авторы, аргументировано доказывают, что иконоборчество обошло Крым стороной, а развитие монастырей началось с укреплением позиций иконопочитателей [18, с. 430-453].

Приведённые данные свидетельствуют о неугасимом интересе исследователей к теме христианизации полуострова, о долгом и сложном пути в утверждении религии в Крыму. Широкая христианизация местного населения началась здесь не ранее VI в. и была связана с активизацией византийской политики в Таврике в период правления Юстиниана I (527 — 565 гг.). Распространение христианства было политически выгодно Византии, что послужило толчком для дальнейшего распространения христианства, уже сложившегося в фундаменте местных верований, и способствовало закреплению религии на полуострове.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма / А. И. Айбабин. – Симферополь: «ДАР», 1999. – 352 с. (259, 276-277)

2. Байер Г.-В. Митрополии Херсона, Сугдеи, Готии и Зихии по данным просопографического лексикона времени Палеологов. / Г.-В. Байер // Античная древность и средние века. - Симферополь: Таврия, 1995. - Вып. 27. С. 65-76.

3. Булгаков М. П. История Русской Церкви / М. П. Булгаков / К.: Киевская Духовная Академия, 2012. –1341 с.

4. Виноградов А. Ю. ««Миновала уже зима языческого безумия..» Церковь и церкви Херсона в IV веке по данным литературных источников и эпиграфики» / А. Ю. Виноградов. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 224 с.

5. Виноградов А. Ю. Греческие предания о святом апостоле Андрее / А. Ю. Виноградов - СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2005. — Т. 1. 352 с.

6. Герцен А.Г. Раннесредневековый Дорос: от язычества к христианству / А.Г. Герцен // Византия – Русь. Тезисы докладов и сообщений - Севастополь, 2013. – 11 с.

7. Герцен А. Г., К вопросу о церковной истории Таврики в VIII веке. / А.Г. Герцен, Ю.М. Могаричев // Античная древность и средние века - М.: 1999 - Вып. 30. 386 с.

8. Диатроптов П. Д. Некоторые дискуссионные моменты начального этапа христианизации Северного Причерноморья / П. Д. Диатроптов // Материалы, 16-22 сентября / Сугдея, Сурож, Солдайа в истории и культуре Руси-Украины - научная конференция - Киев–Судак, 2002. – 297 с.

9. Завадская И. А. Христианизация ранневизантийского Херсонеса (IV–VI вв.) / И. А. Завадская // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии - Симферополь: МАИЭТ, 2003. Вып. Х 402—428 с.

10. Зубарь В. М. Проникновение и утверждение христианства / В. М. Зубарь // Херсонес Таврический в середине I в. до н.э. – VI в. н.э. - Харьков, 2003. – 627 с.

11. Зубарь В. М. От язычества к христианству // В.М. Зубарь, А. И. Хворостяный - Киев: НАНУ, 2000. — 180 с.

12. Зубарь В. М., Сорочан С. Б. У истоков христианства в Юго-Западной Таврике: эпоха и вера - Киев: «Стилос», 2005. – 182 с.

13. Зинько Е.А. Процесс христианизации Боспорского царства. / Крымское отделение Института востоковедения НАН Украины // Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. Симферополь. №23. 2010 г. С.424-433.

14. Катунин Ю. А. Христианство в истории и культуре народов Крыма в I – XVIII веках / Ю. А. Катунин // «Философия. Культурология. Политология. Социология» - Симферополь: Ученые записки ТНУ, 2013. - Том 24. № 3. - С. 130-141.

15. Коваленко И. М. Православие и природа Крыма / И. М. Коваленко - Симферополь: «Крымское время», 2007. - 48 с.

16. Мещеряков В. Ф. О времени появления христианства в Херсонесе Таврическом / В.Ф. Мещеряков // Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма - Л.: Вестник ХДУ, 1978г. – Вып. 9. 121-144 с.

17. Могаричев Ю. М. «Начальная история христианства в Тавриде: проблемы и гипотезы» / Ю. М. Могаричев // Православие в истории и культуре Северного Кавказа: Материалы VI Международных Свято-Игнатиевских чтений - Ставрополь: Дизайн-студия Б, 2014. – 344 с.; цв. ил.

18. Могаричев Ю.М., Сазанов А.В., Сорочан С.Б. Крым в «хазарское» время (VIII – середина X вв.): вопросы истории и археологии / Ю.М. Могаричев, А.В. Сазанов, С.Б. Сорочан. —М.: Неолит, 2017. — 744 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: