Лекция 4. Конкуренция
Контрольный тест № 4
к теме «Конкуренция»
1. Совершенная конкуренция более эффективна по сравнению с рыночными структурами несовершенной конкуренции, потому что …
1) объем производства монополизированных фирм меньше общественной потребности;
2) объем производства монополизированных фирм превышает общественную потребность;
3) в условиях несовершенной конкуренции качество товара ниже;
4) в условиях несовершенной конкуренции ниже цена товара.
2. Рыночная конкуренция развивается…
1) только среди покупателей;
2) только среди продавцов;
3) как среди продавцов, так и среди покупателей;
4) между продавцом и покупателем.
3. Понятие «совершенная конкуренция» предполагает, что:
1) значительное число фирм в отрасли выпускает стандартные товары;
2) имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене;
3) все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке
4) имеет место свободный вход на этот рынок и выход из него;
5) все предыдущие ответы верны.
4. Какой из следующих рынков больше всего соответствует совершенной конкуренции:
1) стали;
2) автомобилей;
3) бензина;
4) услуг парикмахерских?
5. Методом неценовой конкуренции не является…
1) применение системы скидок к цене товара;
2) совершенствование внешнего вида продукции;
3) внедрение системы послепродажного обслуживания;
4) проведение агрессивной рекламной компании.
6. Какая из ситуаций, приведенных ниже, имеет тип рыночной структуры – монополистическая конкуренция:
1) на рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг;
2) большое количество фермеров предлагают на рынке картофель по одинаковым ценам;
|
3) несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобильных шин.
4) на рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам.
7. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:
1) производятся дифференцированные товары;
2) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;
3) выпускаются однородные товары;
4) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.
8. Долгосрочное равновесие на рынках монополистической конкуренции означает что:
1) рыночные цены равны минимальным значениям долгосрочных средних издержек;
2) цены уравниваются с предельными издержками;
3) фирмы не получают экономической прибыли;
4) все имеющиеся производственные мощности задействованы.
9. Сторонники точки зрения, состоящей в том, что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям, утверждают, что:
1) фирмы производят эффективный с точки зрения рынка объем продукции;
2) дифференциация продукции благоприятствует лучшей реализации разнородных вкусов потребителей;
3) совершенная конкуренция ведет к ожесточенной ценовой войне между фирмами;
4) достигается эффективное с точки зрения общества использование ресурсов.
10. Олигополия – это рыночная структура, где оперирует:
1) небольшое количество конкурирующих фирм;
2) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородную продукцию;
3) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированную продукцию;
|
4) только одна крупная фирма.
11. Олигополистический рынок схож с рынком монополистической конкуренции в том, что:
1) отсутствуют любые барьеры для проникновения в отрасль;
2) действует незначительное количество продавцов;
3) фирмы обладают рыночной властью;
4) для фирм характерно стратегическое поведение.
12. Допустим, что в отрасли существуют 4 фирмы, т.е. представлен олигополистический рынок. Каким путем фирма - олигополист предпочтет максимизировать прибыль:
1) повышением цен на свою продукцию;
2) улучшением качества своих товаров;
3) активной рекламной политикой;
4) снижением цен на свою продукцию;
5) разработкой явного или неявного соглашения о современной ценовой политике с другими фирмами этой же отрасли;
6) снижением издержек.
13. Тип рыночной структуры, при которой существует единственный покупатель определенного товара, называется …
1) олигопсонией;
2) монопсонией;
3) полиполией;
4) олигополией.
14. В небольшом городе функционирует одно предприятие по добыче угля. На рынке труда шахтеров оно является…
1) монополистом;
2) олигополистом;
3) монопсонистом;
4) олигопсонистом.
15. На рынке совершенной конкуренции фирмы предлагают более разнообразные товары, чем при монополистической конкуренции:
Да Нет
16. Соперничество олигополистов сопровождается в большей степени ценовой, чем неценовой конкуренцией:
Да Нет
17. Наиболее точной моделью рыночного поведения фирмы в условиях олигополии считается модель ломаной кривой спроса:
Да Нет
18.В условиях монополистической конкуренции фирма всегда получает положительную экономическую прибыль:
|
Да Нет
Практическое занятие 5. Оценка конкурентоспособности рынка
Практическая часть
Задание 1. Определите, какое минимальное количество одинаковых по объемам производства фирм должно функционировать в отрасли, чтобы индекс Херфиндаля-Хиршмана не превысил 1000:
1. одна;
2. две;
3. десять;
4. двадцать;
5. отсутствует информация для расчета.
Ответ №3=10
Задание 2. На рынке работают двадцать одинаковых фирм, производящих всю продукцию отрасли. Определите, сколько фирм может присоединить к себе одна из них, если допустимый уровень концентрации производства в отрасли, измеренный с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана, составляет 1000:
1. две;
2. три;
3. четыре;
4. пять;
5. шесть.
Ответ №3= компания может еще присоединить 4 фирмы.
Задание 3. Оцените при помощи индекса Херфиндаля-Хиршмана уровень концентрации рынка в случае, когда доля одной фирмы составляет 80% от всего объема продаж данной продукции, а остальные 20% распределяются между другими четырьмя одинаковыми по объемам производства фирмами:
1. Н = 6100;
2. Н = 6200;
3. Н = 6300;
4. Н = 6400;
5. Н = 6500.
5% распределяются между четырьмя одинаковыми по объемам производства фирмами.
Ответ №5=6500
Задание 4. Определите, на какое минимальное количество равных по объемам производства фирм должна быть разделена монополия, чтобы данная отрасль не считалась высококонцентрированной (для случая высококонцентрированных отраслей индекс Херфиндаля-Хиршмана Н > 1800).
1. две;
2. три;
3. четыре;
4. пять;
5. шесть;
6. отсутствует информация для принятия решения.
Следовательно, монополия должна быть разбита на 6 равных по объемам производства фирм.
Задание 5. В условной отрасли функционируют пять фирм, производящих следующие объемы продукции (в процентах):
А – 5; В – 10; с – 15; D – 20; Е – 50.
С целью повышения уровня конкуренции в отрасли антимонопольный комитет страны принимает решение о разделении фирмы Е на несколько самостоятельных предприятий. Установите, на какое минимальное количество одинаковых по объемам выпуска предприятий необходимо разделить данную фирму, чтобы в результате индекс Херфиндаля-Хиршмана не превысил 1800:
1. две;
2. три;
3. четыре;
4. пять.
Следовательно фирму Е нужно разбить на 3 одинаковых по объемам выпуска предприятия.
Задание 6. Отрасль представлена мелкими фирмами, каждая из которых дает 5% от общеотраслевого объема продаж. При слиянии двух фирм уровень концентрации производства, измеренный и помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана:
1. не изменится;
2. возрастет на 30 ед.;
3. возрастет на 40 ед.;
4. возрастет на 50 ед.;
5. возрастет на 60 ед.
Контрольные вопросы.
1. Какой принцип максимизации прибыли является единым для различных рыночных структур?
метод сравнения валового дохода и валовых издержек (метод совокупных показателей);
2. Для какой рыночной структуры кривая предельного дохода совпадает с кривой совершенно эластичного спроса и почему?
При совершенной конкуренции.
3. В каком случае при оценке конкурентоспособности рынка индекс рыночной концентрации равен 10000?
При 100% заполненном рынке.