Практическое занятие 5. Оценка конкурентоспособности рынка




Лекция 4. Конкуренция

Контрольный тест № 4

к теме «Конкуренция»

1. Совершенная конкуренция более эффективна по сравнению с рыночными структурами несовершенной конкуренции, потому что …

1) объем производства монополизированных фирм меньше общественной потребности;

2) объем производства монополизированных фирм превышает общественную потребность;

3) в условиях несовершенной конкуренции качество товара ниже;

4) в условиях несовершенной конкуренции ниже цена товара.

 

2. Рыночная конкуренция развивается…

1) только среди покупателей;

2) только среди продавцов;

3) как среди продавцов, так и среди покупателей;

4) между продавцом и покупателем.

 

3. Понятие «совершенная конкуренция» предполагает, что:

1) значительное число фирм в отрасли выпускает стандартные товары;

2) имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене;

3) все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке

4) имеет место свободный вход на этот рынок и выход из него;

5) все предыдущие ответы верны.

 

4. Какой из следующих рынков больше всего соответствует совершенной конкуренции:

1) стали;

2) автомобилей;

3) бензина;

4) услуг парикмахерских?

 

5. Методом неценовой конкуренции не является…

1) применение системы скидок к цене товара;

2) совершенствование внешнего вида продукции;

3) внедрение системы послепродажного обслуживания;

4) проведение агрессивной рекламной компании.

 

6. Какая из ситуаций, приведенных ниже, имеет тип рыночной структуры – монополистическая конкуренция:

1) на рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг;

2) большое количество фермеров предлагают на рынке картофель по одинаковым ценам;

3) несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобильных шин.

4) на рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам.

 

7. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

1) производятся дифференцированные товары;

2) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;

3) выпускаются однородные товары;

4) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.

8. Долгосрочное равновесие на рынках монополистической конкуренции означает что:

1) рыночные цены равны минимальным значениям долгосрочных средних издержек;

2) цены уравниваются с предельными издержками;

3) фирмы не получают экономической прибыли;

4) все имеющиеся производственные мощности задействованы.

 

9. Сторонники точки зрения, состоящей в том, что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям, утверждают, что:

1) фирмы производят эффективный с точки зрения рынка объем продукции;

2) дифференциация продукции благоприятствует лучшей реализации разнородных вкусов потребителей;

3) совершенная конкуренция ведет к ожесточенной ценовой войне между фирмами;

4) достигается эффективное с точки зрения общества использование ресурсов.

10. Олигополия – это рыночная структура, где оперирует:

1) небольшое количество конкурирующих фирм;

2) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородную продукцию;

3) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированную продукцию;

4) только одна крупная фирма.

 

11. Олигополистический рынок схож с рынком монополистической конкуренции в том, что:

1) отсутствуют любые барьеры для проникновения в отрасль;

2) действует незначительное количество продавцов;

3) фирмы обладают рыночной властью;

4) для фирм характерно стратегическое поведение.

12. Допустим, что в отрасли существуют 4 фирмы, т.е. представлен олигополистический рынок. Каким путем фирма - олигополист предпочтет максимизировать прибыль:

1) повышением цен на свою продукцию;

2) улучшением качества своих товаров;

3) активной рекламной политикой;

4) снижением цен на свою продукцию;

5) разработкой явного или неявного соглашения о современной ценовой политике с другими фирмами этой же отрасли;

6) снижением издержек.

 

13. Тип рыночной структуры, при которой существует единственный покупатель определенного товара, называется …

1) олигопсонией;

2) монопсонией;

3) полиполией;

4) олигополией.

 

14. В небольшом городе функционирует одно предприятие по добыче угля. На рынке труда шахтеров оно является…

1) монополистом;

2) олигополистом;

3) монопсонистом;

4) олигопсонистом.

 

15. На рынке совершенной конкуренции фирмы предлагают более разнообразные товары, чем при монополистической конкуренции:

Да Нет

16. Соперничество олигополистов сопровождается в большей степени ценовой, чем неценовой конкуренцией:

Да Нет

 

17. Наиболее точной моделью рыночного поведения фирмы в условиях олигополии считается модель ломаной кривой спроса:

Да Нет

 

18.В условиях монополистической конкуренции фирма всегда получает положительную экономическую прибыль:

Да Нет

 


Практическое занятие 5. Оценка конкурентоспособности рынка

Практическая часть

Задание 1. Определите, какое минимальное количество одинаковых по объемам производства фирм должно функционировать в отрасли, чтобы индекс Херфиндаля-Хиршмана не превысил 1000:

1. одна;

2. две;

3. десять;

4. двадцать;

5. отсутствует информация для расчета.

 

Ответ №3=10

Задание 2. На рынке работают двадцать одинаковых фирм, производящих всю продукцию отрасли. Определите, сколько фирм может присоединить к себе одна из них, если допустимый уровень концентрации производства в отрасли, измеренный с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана, составляет 1000:

1. две;

2. три;

3. четыре;

4. пять;

5. шесть.

 

 

Ответ №3= компания может еще присоединить 4 фирмы.

Задание 3. Оцените при помощи индекса Херфиндаля-Хиршмана уровень концентрации рынка в случае, когда доля одной фирмы составляет 80% от всего объема продаж данной продукции, а остальные 20% распределяются между другими четырьмя одинаковыми по объемам производства фирмами:

1. Н = 6100;

2. Н = 6200;

3. Н = 6300;

4. Н = 6400;

5. Н = 6500.

 

5% распределяются между четырьмя одинаковыми по объемам производства фирмами.

Ответ №5=6500

Задание 4. Определите, на какое минимальное количество равных по объемам производства фирм должна быть разделена монополия, чтобы данная отрасль не считалась высококонцентрированной (для случая высококонцентрированных отраслей индекс Херфиндаля-Хиршмана Н > 1800).

1. две;

2. три;

3. четыре;

4. пять;

5. шесть;

6. отсутствует информация для принятия решения.

 

Следовательно, монополия должна быть разбита на 6 равных по объемам производства фирм.

 

Задание 5. В условной отрасли функционируют пять фирм, производящих следующие объемы продукции (в процентах):

А – 5; В – 10; с – 15; D – 20; Е – 50.

С целью повышения уровня конкуренции в отрасли антимонопольный комитет страны принимает решение о разделении фирмы Е на несколько самостоятельных предприятий. Установите, на какое минимальное количество одинаковых по объемам выпуска предприятий необходимо разделить данную фирму, чтобы в результате индекс Херфиндаля-Хиршмана не превысил 1800:

1. две;

2. три;

3. четыре;

4. пять.

 

Следовательно фирму Е нужно разбить на 3 одинаковых по объемам выпуска предприятия.

 

Задание 6. Отрасль представлена мелкими фирмами, каждая из которых дает 5% от общеотраслевого объема продаж. При слиянии двух фирм уровень концентрации производства, измеренный и помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана:

1. не изменится;

2. возрастет на 30 ед.;

3. возрастет на 40 ед.;

4. возрастет на 50 ед.;

5. возрастет на 60 ед.

 

 

Контрольные вопросы.

1. Какой принцип максимизации прибыли является единым для различных рыночных структур?

 

метод сравнения валового дохода и валовых издержек (метод совокупных показателей);

 

2. Для какой рыночной структуры кривая предельного дохода совпадает с кривой совершенно эластичного спроса и почему?

 

При совершенной конкуренции.

3. В каком случае при оценке конкурентоспособности рынка индекс рыночной концентрации равен 10000?

При 100% заполненном рынке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: