Формы проведения библиотечно-библиографических уроков




МБУК ВР «МЦБ» им. М.В. Наумова

МБО

Традиции и инновации

В подготовке и проведении библиотечно-библиографических уроков

Методическое пособие

Ст. Романовская 2016 г.

Эффективной формой при обучении навыкам информационной культуры являются библиотечно-библиографические уроки – комплекс теоретического обучения с последующими практическими упражнениями. Уроки должны строиться таким образом, чтобы они были интересны, эмоциональны, доступны по содержанию, и предполагали активное участие самих пользователей. При проведении занятий могут быть использованы как беседа, лекция, практикум, урок творчества, так и конкурсы, викторины, игры.

Библиотечный урок - известная форма работы с читателями ещё с 30-х годов XX века. Преимущество библиотечных уроков перед другими формами в том, что они позволяют охватить одновременно большое количество пользователей, способствуют приобретению определенной системы знаний.

Совершенно новый подход к проведению библиотечно-библиографических уроков, противопоставляющийся традиционному курсу обучения, предложил американский исследователь Джэйми Маккензи. Суть модели состоит в следующем: формой организации ББУ является самостоятельное информационное исследование учеников под руководством библиографа. В основе этой модели лежит метод открытий, когда, решая поставленную проблему, ученики открывают для себя новые знания и умения. Перед учащимися ставится вопрос, например: «Что произойдет, если погаснет Солнце?», «Докажите или опровергните: все собаки - дальтоники». Тема вопроса может исходить из изучаемого предмета. Из поставленного вопроса развиваются периферийные вопросы: «Как появилась жизнь на Земле?», «Из чего состоит Солнце?», «Какую опасность представляет Солнце для Земли?», «Как видят собаки?», «Особенности зрения у дальтоников» и т.д. После постановки всех вопросов, учащиеся определяют, где и как будут искать информацию, при этом важно распределить намеченные задачи и периферийные вопросы между собой. Этот этап предполагает поддержку библиографа, его консультацию по поиску в справочно-поисковом аппарате (СПА) библиотеки. Итоговым результатом становится развернутый устный или письменный ответ на поставленный вопрос. Проведение таких уроков возможно лишь при предварительном знакомстве учащихся с каталогами, справочными и периодическими изданиями, а эффективность достигается только при тесном сотрудничестве библиотекаря и педагога. Особенностью модели обучения Дж. Маккензи является то, что учащиеся «конструируют» собственное знание, основываясь на вопросах, возникших из жизненного опыта.

Нацеленность на инновации способствует постоянному поиску новых возможностей для создания интеллектуальной среды в библиотеке. Большим многообразием отличаются и занятия по воспитанию информационной культуры у детей и молодежи. Эта работа на сегодняшний день является одним из важнейших направлений деятельности современной библиотеки.

Сегодня в обиход вводятся такие варианты библиотечных уроков, как библио-азбука, мастер-класс, бинарный урок, урок- практикум, урок-игра, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-диалог, информины, викторины, курсы-практикумы, школы, факультативы, классы информационной культуры и т.д.

Во многих библиотеках стали проводиться библиотечные уроки, посвященные компьютерной грамотности: «А я был в компьютерном городе», «Мой друг - компьютер», «Современные носители информации», «Компьютер для проведения библиотечных уроков».

Учиться, веселясь и играя интереснее, поэтому библиотекари все чаще выбирают игровые формы проведения библиографических уроков, например, уроки-сказки или шоу, где музыка, песни, стихи, конкурсы, театрализованные сказки, аукционы, объединены одной целью - распространению библиотечно- библиографических знаний. Главные герои сказок - Каталожная карточка, Алфавит, Книжный дух.

В настоящее время библиотекари творчески перерабатывают, внедряют в библиотечную практику разнообразные телеигры и телешоу: «КВН», «Рулетка», «Поле чудес», «Информационные биржи», «Счастливый поиск», «Кто хочет стать миллионером». Активно проводятся информационно-библиографические мини-игры, ролевые игры связанные с историей книги, историей библиотек.

На первый взгляд игры кажутся самыми простыми формами проведения подобных занятий. Однако игры представляют собой довольно сложную педагогическую технологию, которая требует серьезной подготовки, четко поставленной цели. Все они кроме теоретической части содержат и практическую составляющую, где учащиеся имеют возможность отработать навыки информационного поиска, пользуясь книгой, энциклопедией, СБА.

Увлекательно можно построить занятие по теме «Наши помощники - словари, энциклопедии, справочники». Занятие строится по принципу игры «Что? Где? Когда?». Турнир эрудитов и знатоков «Словари, справочники, энциклопедии». Команды «Энциклопедисты» и «Всезнайки» ищут ответы на непростые задания библиографа. В соревновании участвуют две команды, что повышает интерес участников игры к быстрому и правильному поиску ответов на поставленные вопросы. На игровом поле разложены конверты с вопросами, ответы на которые надо найти, воспользовавшись справочниками и энциклопедиями, заранее подготовленными библиотекарем.

Для старшеклассников и студентов наиболее подходящей игровой формой уроков является Информина - библиотечное соревнование, посвященное определенной теме. Обычно проводится в два тура - индивидуальный конкурс (письменные ответы каждого участника на вопросы) и вечер-конкурс команд (соревнования по библиографическому поиску, викторина).

Одной из очень интересных форм обучения пользователей библиографическому поиску являются настольные библиографические игры. Сегодня каждый настроенный на творческую деятельность библиотекарь может придумать и оформить свою игру или даже комплекты игр. Материалы для изготовления (картон, цветная бумага, фломастеры, клей и т. п.) можно приобрести в магазинах.

Настольно-печатные игры - игры, основанные на подборе картинок по принципу сходства - лото, домино, а также игры типа «Лабиринт» и «Трудное путешествие». Библиографические игры, как и обычные настольные игры, состоят из игрового поля, кубика, фишек.

Если нет времени на оформление игрового поля, нет способностей к рисованию, можно купить готовую настольно-печатную игру и преобразовать ее в игру библиографическую. С этой же целью можно удачно использовать игровые вкладки в детские журналы «Читайка», «Веселые картинки» и др. Ссылки, где можно бесплатно распечатать такие игры: https://www.printplay.ru; https://www.olesya-emelyanova.ru

Однако не следует забывать, что библиографические игры учат, прежде всего, поиску информации. Они не требуют сразу готового ответа. Его нужно найти. Игры можно посвящать творчеству писателей, школьным предметам, историческим и государственным деятелям, любым темам значимым для интеллектуально-творческого и эстетического развития ребенка.

Разработка новых библиографических игр - одно из перспективных направлений творческой деятельности библиотечных специалистов и, самое главное, плодотворных во всех отношениях. Библиографическая игра, как и дидактическая игра в целом, способна развить одно из ценнейших качеств человеческого ума - его подвижность и гибкость.

Одна из новых, современных форм уроков - «Информационная биржа», которая максимально приближена к настоящим торговым биржам. Биржа с экономической точки зрения – это организованный рынок, на котором осуществляется оптовая купля-продажа ценных бумаг, валюты, товаров по образцам. В библиотечной практике товаром в «купле-продаже» выступает библиографическая информация.

Для участия в работе информационной биржи старшеклассники проходят подготовку. С помощью библиотекарей они узнают, что такое информационный поиск, информационно-поисковая система, готовят информацию к торгам, т.е. учатся правилам составления библиографического описания и аннотации документа. «Брокерские конторы» – объединения читателей по интересам – самостоятельно или с помощью педагога отбирают для торгов самую интересную информацию. День для «продажи» информации назначается собранием «брокеров» по согласованию с администрацией школы, библиотекарем. Поскольку торговля осуществляется по образцам, необходимо подготовить выставку литературы по профилю «конторы». Она может включать книги, статьи, библиографические источники. Отдельно можно расставить издания, которые будут предлагать «брокеры». Глава «брокерской конторы» открывает торг рассказом о характере «товара». Таким товаром выступала фантастика; брокеры рассказывали о роли этого жанра в развитии науки, жанровых особенностях и т.д. Затем часть «брокеров» выступают со своими «предложениями»: в течение трех-четырех минут следует интересно, ярко передать содержание рекламируемого издания; в кратком виде обязательно необходимо отметить новизну своей информации, раскрыть смысл, показать доступность, занимательность и полезность предлагаемой публикации.

«Библиографические торги» - это, по существу, конкурс устных отзывов о прочитанном. Подобное мероприятие выявляет умение ясно, образно рассказать о книге, составить о ней мнение, дать оценку не только содержанию, но и авторскому стилю, качеству полиграфического оформления.

Российские библиотекари заимствуют опыт проведения библиотечных уроков у специалистов из других стран. Так в школьных медиацентрах США при проведении уроков используются методы открытий и методы проектов.

Ключевым моментом подобных занятий является обучение целостному процессу информационно-поисковой деятельности, а одной из главных задач - помощь в определении оптимальных путей поиска, оценки и использования информации, собственного алгоритма решения информационных проблем.

Применение компьютерных технологий открывает перед библиотекарями новые творческие возможности для проведения библиотечных уроков.

Активно в работе используются электронные викторины. Викторина, предложенная с экрана монитора, отличается своей яркостью, красочностью, звуковыми и анимационными эффектами, она привлекает внимание наших читателей и является хорошим средством, побуждающим к чтению научно- познавательных и художественных книг, формирующим познавательную мотивацию юных пользователей библиотеки.

Наиболее оптимальный вариант использования компьютерных возможностей при подготовке библиотечно- библиографических уроков - это создание видеофильмов.

В библиотеках при подготовке библиотечно- библиографических уроков широко применяются слайд- фильмы, созданные с помощью программы Microsoft Office PowerPoint. Слайды могут сопровождаться звуком, музыкой, а также содержать кинофрагменты.

На форуме Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» в разделе «Организация школьной библиотеки» размещены библиотечные уроки разнообразной тематики для свободного скачивания. https://festival.1september.ru/articles/subjects/

 

 

 

Формы проведения библиотечно-библиографических уроков

урок-диалог,

урок-семинар,

урок-информация,

урок-конференция,

урок-беседа,

урок-лекция,

урок-поиск,

урок-практикум,

урок-путешествие,

урок-синтез (библиография + искусство),

урок-размышление,

урок-дискуссия,

урок-игра,

урок-память,

урок-консультация,

урок-файл,

урок-обзор,

урок-турнир,

урок-рекомендация,

урок-познание и др.

 

Примерные темы библиотечных уроков:

«Что я вкладываю в понятие «чтение»? (урок-дискуссия);

«Учись искусству чтения» (урок-диалог);

«Книга и чтение в жизни великих людей» (урок-беседа); «Выдающиеся читатели-россияне» (урок-беседа);

«Умеем ли мы читать?» (урок-диспут);

«Как сделать книгу открытием: (чтение как творчество)» (урок-обсуждение);

«Кого мы называем человеком начитанным?» (урок-диспут);

«Книга в моей жизни – что она значит?» (урок-размышление);

«Книга и библиотека: страницы истории» (урок-память);

«Листая памяти страницы…»: История библиотек г. Михайловки» (урок-видео-путешествие);

«Книга и библиотека в жизни человека. Библиотеки России» (урок-беседа);

«Современные сокровищницы книг: Крупнейшие библиотеки мира»

(урок-семинар);

«Практические навыки работы с СБА» (урок-поиск);

«СБА библиотеки – ключ к информации» (урок-практикум);

«СБА библиотеки. Методика поиска нужной информации» (урок-консультация);

«Инструменты поиска библиотечной информации: каталоги, картотеки, индекс» (урок-практикум);

«Путешествие в мир каталогов и картотек» (урок-путешествие);

«Путешествие по лабиринтам СБА библиотеки» (урок-поиск);

«Возможности СБА в помощь деловому чтению» (урок-информация);

«Роль каталогов и картотек в многоаспектном раскрытии фонда библиотеки и выборе литературы» (урок-консультация);

«Справочный аппарат книжных изданий и назначение его

компонентов» (урок-информация);

«Мир книги. Справочный аппарат издания» (урок-беседа);

«Элементы книги. Использование аппарата книги при чтении» (урок-практикум);

«Справочный фонд библиотеки: словари, энциклопедии, справочники. Умение работать с ними» (урок-тренинг);

«К тайнам мысли и слова»: поиск информации в справочных изданиях» (урок-игра);

«Книги, которые должен знать современный человек» (урок-беседа);

«Книга и компьютер. Ресурсы ИНТЕРНЕТ» (урок-файл);

«Поисковые системы ИНТЕРНЕТ» (урок-информация);

«Пути информационного поиска» (урок-практикум);

«Информационное самообслуживание в библиотеке» (урок-практикум)

«Самостоятельный поиск в информационных ресурсах библиотеки»

(урок-практикум);

«Ориентация в информационном пространстве библиотеки» (урок-рекомендация);

«Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества» (урок-лекция);

«Как работать с периодикой. Периодика в помощь студенту» (урок-консультация);

«Культура чтения периодики» (урок-беседа);

«Периодическая печать в учебном процессе» (урок-информация);

«Солнечная светлость книжной премудрости: профессия библиотекарь» (урок-информация);

«Горжусь своей профессией, зову в свою профессию: о профессии библиотекаря» (урок-диалог);

«Профессия, возведённая в ранг творчества» (урок-встреча);

«Такая простая сложная профессия» (урок-презентация);

«Технология подготовки рефератов и докладов» (урок-консультация);

«Основные приёмы интеллектуальной работы с документами»: (план, тезисы, реферат, конспект, доклад) (урок-беседа);

«Методы самостоятельной работы с книгой» (урок-консультация); «Техника интеллектуального труда: Составление плана. Конспектирование. Виды конспектов. Тезисы. Библиографическое оформление цитат и выписок. Оформление реферата, конспекта, доклада» (урок-лекция);

«Методика составления библиографического списка литературы к рефератам, курсовым и дипломным работам» (урок-консультация);

«Искусство быть читателем» (урок-турнир);

«Навигатор в море информации» (урок-конкурс);

«Штурманы книжных морей» (урок-регата);

«Библиографом становится каждый» (урок-деловая игра);

«Тайны раскрывает библиограф» (урок-турнир);

«Что такое библиография, её виды, назначение» (урок-беседа);

«Использование различных типов библиографических пособий при выборе и разыскании литературы» (урок-лекция);

«Что такое ББК? Основы библиографического описания произведений печати (для оформления рефератов, курсовых работ) (урок-практикум);

«Как использовать прикнижную и внутрижурнальную библиографию? Библиография в журналах и газетах» (урок-рекомендация);

«Как научиться быстро читать» (урок-беседа);

«Техника быстрого чтения» (урок-консультация);

«Искусство публичного выступления» (урок-рекомендация);

«Как научиться выступать публично» (урок-консультация);

«Что такое информационная культура человека?» (урок-познание);

«Информационная культура личности: её основы, значение» (урок-лекция);

«Искусство оформления книги: Творчество художников-иллюстраторов» (урок-вернисаж);

«Творцы книг» (урок-синтез);

«Твоя домашняя библиотека. Организация личной картотеки» (урок-практикум) и др.

«Что такое библиография, её виды, назначение» (урок-беседа);

«Использование различных типов библиографических пособий при выборе и разыскании литературы» (урок-лекция);

«Что такое ББК? Основы библиографического описания произведений печати (для оформления рефератов, курсовых работ) (урок-практикум);

«Как использовать прикнижную и внутрижурнальную библиографию? Библиография в журналах и газетах» (урок-рекомендация);

«Как научиться быстро читать» (урок-беседа);

«Техника быстрого чтения» (урок-консультация);

«Искусство публичного выступления» (урок-рекомендация);

«Как научиться выступать публично» (урок-консультация);

«Что такое информационная культура человека?» (урок-познание);

«Информационная культура личности: её основы, значение» (урок-лекция);

«Искусство оформления книги: Творчество художников-иллюстраторов» (урок-вернисаж);

«Творцы книг» (урок-синтез);

«Твоя домашняя библиотека. Организация личной картотеки» (урок-практикум) и др.

 

Литература:

1. Антипова В. Б. Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков // Школьная библиотека.- 2005.- N 4. - С. 32-39.

2. Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.- 160 с.

3. Ганзикова Г. С. Настольные библиографические игры в инновационной деятельности библиотекарей // Школьная библиотека. - 2006.- N 3. - С. 23-29.

4. Кашурникова Т. М. Основы информационно- библиографической грамотности учащихся: методические рекомендации для библиотекарей: учеб. пособие.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.- 128 с.

5. Лесных Л. Библиоград, Библиопанарама, Библиоориентир... // Библиополе.- 2011.- N 9. - С. 23-27.

6. Невежина Т. В. Бинарные уроки как способ успешного освоения предметной среды библиотеки // Школьная библиотека.- 2008.- N 1. - С. 58-5

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: