Функции музыкального искусства




Функции музыки в жизни общества


Оглавление:

Введение…………………………………………………………….......3

1. Функции музыкального искусства…………...…………..…........4

Заключение…………………………………………………………......9

Список литературы…………………………………………………..10

Введение

 

Первый вопрос, возникающий при обращении к музыкальному искусству, - какова роль музыки в жизни общества. В сущности, она совпадает с ролью художественной культуры в целом. Связь музыкального искусства с жизнью общества осуществляется в трех взаимосвязанных аспектах. Во-первых, оно отражает реальную действительность, во-вторых, дает ей художественную оценку и, в-третьих, осуществляет творческую функцию, преобразуя социальную жизнь человека. Музыка, как и любой другой вид искусства, одухотворяет человеческую жизнь, активизирует в ней эстетическое начало. Она не только обогащает повседневное существование человека, но возвышает его над бытом, способствуя созданию высшего слоя духовной жизни человека и общества.

Рассмотрев в принципиальном плане вопрос о роли музыки в жизни общества, мы можем теперь конкретизировать это положение, остановившись на различных функциях музыкального искусства в жизни человека и общества. Решающий момент в понимании музыки — выявление ее специфики, определяемой прежде всего теми функциями, которые она выполняет в жизни общества.

 

Функции музыкального искусства

Прежде всего, следует отметить, что функции музыки как вида искусства представляют собой разветвленную систему. Музыкальная культура, как и культура вообще, выполняет важную социально-психологическую роль. Она направлена как на общество в целом. Так и на отдельного человека, являясь инструментом формирования человека. В зависимости от того, каким общественным силам служит музыкальное искусство, какие художественные тенденции развивает, оно может служить мощным средством очеловечивания человека или, напротив, средством, подавляющим в нем человеческое начало.

Из высказанного выше положения об отражательной природе музыкального искусства вытекает, прежде всего, познавательная функция музыки. Музыку можно рассматривать как одну из форм познания, как форму отражения действительности в сознании человека. Человек же является и главным объектом музыкального отражения, поскольку музыка способна передавать богатое и разнообразное психологическое содержание, прежде всего эмоциональные переживания и манеру мышления человека. Но музыка также отражает общественную жизнь, окружающую нас действительность. Ведь фиксируемое ею психологическое содержание имеет общественную и историческую обусловленность, выражает дух времени, особенности национального мироощущения. Не следует также забывать о том, что музыка, художественный язык которой формируется в постоянных контактах с человеческой повседневностью, может ассоциативно вызывать образы, связанные с жизнью и бытом людей, обрисовывать соответствующие стороны предметной реальности. Как и другие виды искусства (особенно в связанных с ними синтетических жанрах), музыка способна выражать и идеологическое содержание.

Прежде всего, следует еще раз обратить внимание на то обстоятельство, что зависимость музыкального искусства от общественной жизни не носит одностороннего характера. Музыка активно воздействует на общество, играет в его жизни активную роль, выполняет разнообразные социально-психологические функции. Она направлена и на общество в целом, и на его различные слои, и на отдельного человека, выступает как инструмент его формирования, как одно из средств "очеловечивания человека".

Одна из важнейших функций музыки - воспитательная. Музыка участвует в формировании духовного мира человека, его мыслей и чувств, его представлений о действительности и отношения к ней. Воспитательное действие музыки осуществляется не прямолинейно и не назойливо, а путем развития в человеке чувства красоты, внушения ему определенного душевного состояния, соотносимого с теми или иными сторонами действительности. Надо также заметить, что воспитательная функция музыки осуществляется через различные жанры, как через произведения высокого искусства, так и через музыку, звучащую в быту, связанную с повседневной жизнью человека (песня, танцевальная музыка и пр.). Воспитательное воздействие этого пласта музыкальной культуры особенно существенно для общества, поскольку он обращен к широким слоям населения.

В той мере, в которой музыка может быть связана с выражением идеологической позиции того или иного общественного класса или группы людей, она способна взять на себя и идеологическую функцию. Эта функция музыкального искусства реализуется, прежде всего, в произведениях, связанных со словом, со сценическим действием, то есть в тех случаях, которые дают возможность конкретизировать художественный образ, отразить в нем социальные реалии. Но и инструментальная музыка, особенно программная, также способна порою выполнять идеологическую функцию путем формирования социально направленных эмоций. Таковы, например, "Торжественная увертюра 1812 год" П. Чайковского, выражающая высокую патриотическую идею величия русского народа, 11-я и 12-я симфонии Д. Шостаковича, посвященные революционным событиям 1905 и 1917 годов. В арсенал выразительных средств такого рода произведений входят нередко музыкальные темы-символы, раскрывающие определенную идею, соотносимые с той или иной общественной силой и пр. (гимн "Боже, царя храни" в увертюре П. Чайковского, революционные песни в симфониях Д. Шостаковича).

Музыка может выполнять организующую и мобилизующую функции, призывать человека к определенному действию. Пример тому - народная трудовая песня, не только облегчавшая, но и украшавшая процесс труда. С аналогичными целями используется функциональная музыка на современных предприятиях. С одной стороны, она задает ритм совместной деятельности, с другой - способствует созданию комфортных с психологической точки зрения условий труда. В период Великой отечественной войны мощным мобилизующим средством была массовая песня, звавшая людей на подвиги, помогавшая им перенести тяготы войны.

Важнейшая, более того - родовая функция любого вида искусства, в частности музыки - эстетическая. Музыка доставляет человеку удовольствие, является предметом его наслаждения и развлечения, активизирует его жизненный тонус. Эти чувства переживаются на разных психологических уровнях. Прежде всего, имеет место непосредственное чувственное удовольствие - такая форма оценки музыки, которая корреспондирует с перцептивным уровнем психики, с восприятием звукового материала и способов его организации. Над этим возвышается уровень эмоциональный - более духовный, но все еще связанный с непосредственно звуковыми структурами музыки. Наконец, высшая форма художественно-эстетической оценки - как бы очищенная от чувственности духовная радость, соотносящаяся с восприятием и усвоением воплощенных в музыке образов, идей и настроений. Всё это в совокупности способствует эстетизации действительности средствами музыки.

Существенный признак музыкального искусства отражается в его компенсирующей функции. Это вытекает из его основного эстетического назначения. Ранее мы отмечали, что искусство вообще и музыка в частности не просто отражают жизнь как таковую. Они дополняют ее художественными переживаниями, усиливают в ней эстетический момент, интенсифицируют и обогащают содержание духовной жизни человека. Компенсирующую функцию музыки можно понимать в том смысле, что человек восполняет с ее помощью определенные недостатки своего существования. Прежде всего, можно говорить о возмещении недостатка впечатлений, переживаний. Наша жизнь порою отличается определенной сухостью, заземленностью, излишней "материализованностью". Это отрицательно воздействует на социальное самочувствие человека. Искусство и, в частности, музыка дают человеку пищу для размышлений и переживаний, обеспечивают ему смену впечатлений, эмоциональную насыщенность жизни. Это не обязательно должны быть приятные переживания (хотя они, может быть, и предпочтительны). Главное, чтобы было ощущение полноты жизни.

Значение компенсирующего воздействия музыки особенно возросло в наше время. Человеческая жизнь автоматизируются, в ней очень много обязательности, подчиненности обстоятельствам, прозаическому ходу событий. В этой связи можно, например, указать на компенсирующую роль рок-музыки. Общественная скованность современного человека, необходимость постоянно сдерживать свои реакции, получает разрядку в атмосфере эмоционального разгула, экспансивности, даже агрессивности, которые нередко связаны с восприятием и сопереживанием произведений рок-искусства. Эмоциональная компенсация, которую дает музыка, может проявляться на разных уровнях культуры. Порою она остается в пределах обычных человеческих переживаний и поведения, но иногда выходит за эти пределы и приобретает разрушительный характер (3). Компенсирующая функция музыки проявляется, конечно, и в том, что она доставляет человеку радостные переживания, которых ему может не хватать в повседневной жизни (4). Б. Асафьев формулировал это несколько иначе, он полагал, что искусство есть средство выключения человека из повседневности. В любом случае неоспоримо благотворное воздействие музыкально-прекрасного на человека.

С компенсирующей функцией музыки коррелирует коммуникативная функция. Через музыкальное искусство (при его восприятии и в процессе музицирования) люди во многом компенсируют дефицит общения и взаимопонимания. При этом речь идет о коммуникации особого рода, основным содержанием которой являются эмоциональный контакт и душевное сопереживание.

Очень часто восприятие музыкального произведения приобретает форму автокоммуникации, самопознания, раскрытия внутреннего потенциала личности. Через музыку можно обращаться не к кому-то другому, а к самому себе. Многое в себе мы открываем не столько в повседневной жизни, а обращаясь к искусству, музыке. В этом вновь обнаруживается основная эстетическая функция искусства - возвышение жизни. Человек возвышается при пробуждении в нем художника средствами искусства.

Заключение

Завершая рассмотрение функций музыкального искусства, нужно отметить, что все они тесно переплетаются между собой, выполнение одной из них опосредуется осуществлением других функций. Мы уже видели, например, что реализация компенсирующей функции музыки опирается на проявления эстетической функции, что взаимосвязаны воспитательная и идеологическая функции. Взаимообусловлено выполнение музыкой ее познавательных и коммуникативных функций и пр. Именно разнообразие функций музыкального искусства и их тесная взаимосвязь свидетельствуют о существенной роли музыки в жизни человека и общества.

Не менее важно подчеркнуть, что система функций музыкального искусства исторически подвижна, различные формы воздействия музыки на человека и общество в неравной мере проявляются в тех или иных исторических условиях, неодинаково обнаруживаются в жизни различных социальных слоев. В утонченной аристократической жизни могло иметь место эпикурейское отношение к музыкальному искусству. В периоды общественных потрясений на первый план выдвигается мобилизующая функция музыки. А в условиях мирной и относительно спокойной жизни большой вес приобретает развлекательное использование искусства. Естественно, что разную роль играют в жизни людей те или иные пласты культуры и музыкальные жанры. Одни направлены на удовлетворение относительно простых запросов людей, служат средством заполнения досуга и развлечения (поп-музыка), другие призваны ответить на высшие художественные запросы (серьезная камерная и симфоническая музыка и др.). Но все вместе они обслуживают человека и общество, обогащают и развивают человека, не только украшая жизнь, но составляя её существенную часть.

 

 

Список литературы:

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: