Охрана медиками частной жизни пациента.




Врач и права пациента.

 

Принципы биоэтики:

1. «Не навреди».

2. «Делай благо».

3. Принцип уважения моральной автономии пациента.

4. Принцип справедливости.

Вред не должен превышать благо. Лечение не должно быть страшнее болезни. Вред д.б. минимальным.

Вред может быть намеренным (известны побочные действия), ненамеренный – сложно предвидеть.

Необходимо уважать автономию пациента, если он действует преднамеренно (есть план, замысел); с пониманием того, что он делает; действует без таких внешних влияний, которые бы определяли ход и результат действия. Все три момента должны действовать в единстве. Должно быть уважение к решению пациента.

Автономию нужно ограничивать к психически больным в невменяемом состоянии, детям до 15 лет, людям в наркотическом, алкогольном опьянении, находящимся в шоке, коме, аффекте, в экстремальной ситуации.

Принцип справедливости. «Справедливый» - обоснованный, морально одобряемый, т.е. правильный. Каждый должен получать то, что ему причитается.

 

Профессия медицинского работника накладывает свой определённый отпечаток на личность человека. По определению психологов, впечатление о человеке формируется в течение 18 секунд знакомства. Именно м/с, находясь ближе к пациенту, создаёт атмосферу доброжелательности, настрой и веру в положительный (благоприятный) прогноз и исход заболевания. Личные качества м/с – любовь к людям, способность к состраданию, доброта, собранность, требовательность к себе, сострадание к чужой боли.

Автор книги «Врач, сестра, больной», известный психотерапевт И.Харди (1983 г.), выделил 6 типов медицинских сестёр.

1. Сестра – рутинёр – она тщательно, скрупулёзно, аккуратно выполняет все свои обязанности, действуя строго по инструкциям, но работает механически, не сопереживая, не проявляя сочувствия.

2. Сестра, играющая заученную роль (артистический тип) – старается играть какую-либо роль (например, благодетельницы) или следовать понравившемуся ей идеалу. Постепенно в поведении такой м/с исчезают искренность, непосредственность, и появляются наигранность, искусственность.

3. Тип «нервной» сестры – эмоционально неустойчива, вспыльчивая, раздражительная, склонная обсуждать личные проблемы, считает, что её усилия не оценивают должным образом; часто боится заразиться каким – либо инфекционным заболеванием, в результате может проявлять брезгливость и даже отказываться от каких-либо процедур и манипуляций под благовидным предлогом. С точки зрения профессиональной этики такие м/с не должны работать с пациентами.

4. Сестра с мужеподобной внешностью, сильная личность, сестра-гренадёр – любит порядок, чёткость и дисциплину, может быть прекрасным организатором, хорошим педагогом. При недостатке культуры – может быть резкой и грубой с пациентами, но всегда ответственна и точна в работе.

5. Сестра материнского типа – выполняет свою работу с максимальной заботой и сочувствием к пациенту, успевает повсюду. Работа для неё – неотъемлемое условие жизни, забота о пациентах – жизненное призвание.

6. Сестра –специалист – сестра, проявляющая интерес в определённой сфере профессиональной деятельности и благодаря этому получает специальное назначение. Чаще всего такие сёстры работают в кабинетах физиотерапии, функциональной диагностики, лабораториях.

 

Правила биоэтики:

1. Правдивость.

2. Конфидициальность.

3. Правило информированного согласия.

Правило правдивости – нужно всегда быть правдивым, т.е. сообщать собеседнику то, что с точки зрения самого сообщающего соответствует действительности.

Правило конфидициальности (врачебная тайна). Та информация о пациенте, которую он передаёт врачу или сам врач получает в результате обследования, не может быть передана третьим лицам без разрешения пациента (Ст. 61 РФ «Об охране здоровья граждан).

При соблюдении правила обеспечивается:

· Неприкосновенность к частной жизни человека.

· Условия защиты социального статуса пациента, экономические интересы.

Это правило – условие сохранения доверия врачу и медперсоналу и его соблюдение обеспечивает автономию пациента.

Правило информированного согласия – любое медицинское вмешательство должно как обязательное условие включать специальную процедуру получения добровольного согласия пациента на основе адекватного информирования о целях, продолжительности, ожидаемых положительных последствиях, о возможных неприятных ощущениях, риске для жизни, физическом и психологическом благополучии.

Медицинские работники должны нести ответственность за свои действия.

Стандарты информированного согласия:

· Врачебно-профессиональный стандарт.

· Стандарт рациональной личности (образование, психическое состояние, темперамент, возраст, пол, национальность).

· Субъективный стандарт (на понятном пациенту «языке»).

 

Основные принципы взаимоотношения сестры с врачом:

1. Врач и медсестра – это два союзника.

2. Единая тактика в лечении.

3. Медсестра всегда присутствует на обходах.

4. Строгое соблюдение субординации.

5. Устранение «недоделок».

6. Правильное оформление документации.

7. Обоснованный подход к назначениям.

8. Поддержка авторитета врача.

9. Своевременное информирование врача о вопросах пациента.

Американский врач – биоэтик Роберт Вич (1992 г.) определил четыре модели взаимоотношений медиков с пациентами:

1. Патерналистская ( от лат. отец) – модель родительской заботы врача о своём пациенте. Медики сами принимают важные для пациента решения и при этом берут ответственность на себя.

Эта модель противоречит принципу уважения автономии пациента, на сегодняшний день применима в педиатрии, психиатрии, гериатрии.

2. Инженерная (модель автомеханика) – пациент встречается с врачом или м/с только для «устранения поломок». Межличностный контакт полностью игнорируется. Эта модель применима в физио- и рентгенкабинетах, отделениях функциональной диагностики.

3. Коллегиальная (семейная медицина) – заботу о здоровье пациента берут несколько специалистов – полное взаимное доверие медперсонала и пациентов.

4. Контрактная (договорная) – пациент и медработник заключают контракт, который определяет рамки их взаимоотношений.

Существует несколько этапов установления отношений между сестрой и пациентом:

· Начальный – этап ориентации, знакомство пациента и сестры. Сестра в ходе работы получает представление о поведении пациента.

· Развёрнутый – дальнейшая работа зависит от сформировавшегося контакта между м/с и пациентом. Изменение картины болезни, всё происходящее с пациентом могут вызвать у него появление страха, неуверенности, придирчивости. Всё это можно уменьшить, беседуя с пациентом, выслушивая его проблемы.

· Конечный – пациент должен быть соответствующим образом подготовлен к выписке; трудности обычно возникают при выписке из больницы пациентов с грозными диагнозами (инвалидность, ВИЧ, гепатиты, необходимость трансплантации).

Клинику любого заболевания можно оценить с двух сторон: внешней и внутренней.

Внешняя, или объективная, картина болезни – совокупность клинических данных, полученных медиками при обследовании пациентов: показатели осмотра, перкуссии, пальпации, различных исследований.

Внутренняя картина болезни – определённое состояние пациента в момент болезни.

В структуре внутренней картины болезни различают несколько уровней:

· Чувственный уровень – ощущение пациента в связи с его болезнью (тошнота, головокружение);

· Эмоциональный уровень – переживания пациента по поводу болезни;

· Интеллектуальный уровень – уровень представлений и знании й пациента о болезни;

· Уровень отношения к болезни и мотивация к возвращению и укреплению здоровья.

Сирийский учёный Абуль Фараджа, живший в XIII веке, обращаясь к пациенту, говорил: «Нас трое – ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вас будет двое, а я останусь один. Вы меня одолеете. Если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна, мы её одолеем». Действительно, в борьбе с болезнью, многое зависит от пациента, от его жизнестойкости, готовности сотрудничать с медиками в борьбе против заболевания.

Эгогения – это влияние пациента на самого себя, эгрогогения – влияние пациентов друг на друга.

Ятрогения – это нанесение ущерба здоровью пациента врачом каким-либо действием

Отношение болезни у пациента может быть адекватным и неадекватным с множеством нюансов.

Адекватное (гармоничное) отношение к болезни предполагает осознание пациентом необходимости лечения. Пациент трезво оценивает своё состояние, стремится содействовать успеху лечения, не желает обременять других тяготами ухода за собой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: