Местный референдум. Виды собраний




Контрольная работа

Дисциплина: Муниципальное право России

Вариант 3

 

Исполнитель:

 

студент гр. _______

Научный руководитель:

 

Дата защиты: ______________

Оценка: ___________________

Член комиссии______________

 

Абакан – 2018

 

Содержание

 

1. Местный референдум. Виды собраний……………………………………….3

2. Практическое задание………………………………………………………..14

Библиографический список……………………………………………………16

 

Местный референдум. Виды собраний

 

Региональная политика является неотъемлемой частью политики государства, направленной на организацию страны в целом в соответствии с принятой государственной стратегией страны[1].

В целях решения населением вопросов местного значения проводится местный референдум. Местный референдум – это голосование избирателей, место жительства которых расположено в границах муниципального образования, посредством которого принимается решение по вопросам местного значения. Федеральное законодательство устанавливает перечень вопросов, которые запрещено выносить на местный референдум. К таковым относятся следующие вопросы: а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; б) о персональном составе органов местного самоуправления; в) об избрании депутатов и должностных лиц, утверждении, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; г) о принятии или изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения[2].

Уставами муниципальных образований может быть закреплен перечень вопросов, решаемых исключительно на референдуме. Так, например, Устав города Саратова устанавливает, что к таковым относятся вопросы: 1) определения структуры местного самоуправления, в случаях, установленных федеральным законом; 2) введения и использования средств самообложения граждан.

Помимо этого на местный референдум часто выносят следующие вопросы: - об изменении границ муниципального образования; - об изменении статуса муниципального образования; - о принятии муниципальных нормативно - правовых актов; - о строительстве или реконструкции крупных промышленных или инфраструктурных объектов на территории муниципального образования. Вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум по инициативе, выдвинутой гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями могут подлежать проверке.

Так, в соответствии с Уставом г. Сочи: «Вопрос (вопросы), предлагаемые для вынесения на референдум по инициативе, выдвинутой гражданами, 32 избирательными объединениями, иными общественными объединениями, подлежат проверке Городским Собранием Сочи на их соответствие требованиям, установленным статьей 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования: 1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме; 2) инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом; 3) инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно. Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан РФ, имеющие право на участие в соответствующем референдуме. Условием назначения референдума по инициативе граждан и избирательных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять не менее 5 % от числа участников референдума,зарегистрированных на территории муниципального образования.

Существует несколько классификаций референдума.

По способу проведения референдумы подразделяются на обязательные и факультативные.

Обязательный референдум это референдум, проводимый в соответствии с точно установленными в конституции или специальном законе условиями, несоблюдение которых означает принятие нелегитимного решения. Иначе проведение таких референдумов обязательно.

Референдум бывает факультативным, когда народное голосование проводится по требованию определенного количества избирателей по законопроектам или по принятым уже законам, согласно порядку, указанному в конституции. При этом конституции отдельных стран иногда предусматривают, что инициатива такого голосования исходит не только от избирателей, но и от части депутатов парламента или от главы государства (президента).

Факультативные референдумы в современном их значении проводятся, в отличие от обязательных, по тем вопросам, которые считают необходимым вынести на народное голосование государственные органы или сами граждане, в то время как обязательные проводятся в четко определенных законом случаях. Таким образом, факультативные референдумы предполагают избирательность применения этой формы волеизъявления к тем или иным проблемам общественной жизни. В таком виде данный вид референдума закреплен законодательством большинства стран мира, в том числе России. В ряде государств (Швейцария, Испания, Япония и др.) обязательный референдум проводится по вопросу принятия и изменения конституции[3].

Основой для классификации референдумов может являться их инициатор. Референдумы могут быть инициированы государственным органом (главой государства, правительством, парламентом или частью парламента, местными органами власти) и гражданами, обладающими избирательными правами. По предложению избирателей референдум имеет две формы петиционный и отклоняющий, в форме «народного вето».

Петиционный референдум это голосование, проводимое по требованию определенного числа граждан, подписавших петицию по принятию соответствующего закона, или решения определенного вопроса путем референдума. Следовательно, петиционный референдум можно разделить на два вида: законодательный (по принятию соответствующего закона) и обычный (решения определенного вопроса путем референдума).

Существует два вида петиционного референдума: прямой и косвенный. Для прямой инициативы характерно наличие необходимого количества подписей избирателей под «инициативной» петицией, которой достаточно для вынесения вопроса непосредственно на референдум. Косвенная инициатива требует еще и предварительного обсуждения вопросов, выносимых на референдум законодательным органом.

 

Местный референдум (референдум муниципального образования) назначается представительным органом муниципального образования

1) по инициативе, выдвинутой гражданами РФ, имеющими право на участие в местном референдуме;

2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и в сроки, установленные федеральным законом;

3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять не более 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом (п. 3-4 ст. 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[4]).

По предмету (или по содержанию) различают следующие виды референдумов: конституционные, законодательные, международно-правовые и административно-правовые. Эти референдумы отличаются как по кругу субъектов инициативы проведения, так и по процедуре проведения. Цели референдумов определены их названием.

На конституционный референдум выносятся проекты конституции, поправки к ним, изменение статей или положений конституции, а также принятие конституционных законов. Конституционный референдум это наивысшее проявление народовластия. Принятие конституции на референдуме служит одобрением принципов государственного и общественного строя, прав и свобод, а также обязанностей человека и гражданина. Практически во всех конституциях демократических государств закреплены положения о конституционных референдумах.

Вопрос о процедуре принятия новой конституции или внесении в нее изменений имеет принципиальное политическое и правовое значение. Он непосредственно связан с такими основополагающими началами любого демократического государства, как народовластие и верховенство права. Конституция должна быть принята или изменена способом, который не вызывает ни малейшего упрека или сомнения в его легитимности. В то же время государство, как правило, избирает тот способ, который наиболее полно отвечает не только юридическим требованиям, но и конкретной политико-экономической обстановке, историческим или национальным традициям.

Выделяются еще два вида референдума по предмету (или по содержанию). Это административно-территориальные (такой референдум предусмотрен во Франции на уровне коммун, в Испании предусмотрен референдум об одобрении статуса автономии, в Италии при слиянии существующих областей и создании новых, аналогичное положение закреплено в уставах некоторых субъектов РФ) и референдумы по финансовым вопросам (часто проводятся в Швейцарии при выделении кредитов выше определенной суммы).

По территориальному признаку различают общегосударственные, региональные и местные референдумы.

Общегосударственные (общенациональные) референдумы проводятся на всей территории государства, в голосовании принимает участие весь избирательный корпус.

Региональные референдумы это референдумы, проводимые на территории отдельного субъекта федерации (республики, кантона, штата, земли, области, провинции), либо в пределах административно-территориальной единицы верхнего уровня унитарного государства (области, провинции).

Местные референдумы проводятся в границах территорий муниципальных образований.

На общенациональные референдумы могут выноситься вопросы общенационального значения: например, для принятия новой Конституции, если Конституционное Собрание примет решение о вынесении на всенародное голосование ее проекта (ч. 3 ст. 135 Конституции РФ[5]); для утверждения международных договоров, имеющих неопределенную продолжительность действия и не подлежащих денонсированию, предусматривающих вступление в члены международных организаций, влекущих за собой многостороннюю унификацию закона (п. «d» ст. 141 Конституции Швейцарии).

По последствиям (по юридической силе) решений референдумов выделяют императивный и консультативный референдумы. Деление референдумов на императивные и консультативные является одним из важнейших, принципиальных вопросов классификации этой формы непосредственной демократии, в ее основе лежит различие последствий проведения референдума, или, иными словами, правовая сила его решений.

Решение императивного референдума имеет высший, окончательный и конкретный характер. Оно обязательно для исполнения всеми гражданами, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, организациями, общественными объединениями и др. Это означает:

1) решение императивного референдума не только не нуждается в каком-либо утверждении, но даже не предусматривает какого-либо воздействия на него любого из органов государственной власти, органов местного самоуправления, кроме органа, обязанного его опубликовать для всеобщего сведения;

2) решение императивного референдума действует в отношении неограниченного круга лиц.

Как правило, на такой референдум выносится проект нормативного акта, который вступает в силу сразу после окончания референдума. Такой референдум еще называют ратифицирующим. Причем голосование по проекту закона может проводиться в двух вариантах:

- когда на референдум выносится закон, принятый парламентом;

- когда на референдум выносится законопроект, который подготовлен исполнительной властью или группой избирателей и не рассматривался парламентом или иным полномочным органом.

Реализованная в законодательстве РФ модель исключительно императивного референдума не рассчитана на федеративный тип государственного устройства России и необходимость учета мнения населения субъектов Федерации даже при решении вопросов, отнесенных к ведению РФ. Так, утверждение изменения границ между субъектами РФ относится к компетенции Совета Федерации (п. а ст. 102 Конституции РФ), что, по действующему законодательству, исключает возможность предварительного вынесения проекта их изменений на консультативный референдум населения соответствующих субъектов.

Решение, принятое посредством консультативного референдума, носит не обязательный, а рекомендательный характер. Сам термин «консультативный» раскрывает содержание этого вида референдума. Смысл его в том, что орган, уполномоченный принять решение по какому-либо вопросу, советуется с избирателями по вариантам решения и затем учитывает их мнение (как результат консультативного референдума) в своем акте.

Этот вид референдума по характеру близок к опросу населения. Одним из отличий консультативного референдума от опроса общественного мнения граждан является то, что инициатива проведения опроса исходит исключительно от органов государственной власти или местного самоуправления, а инициаторами проведения консультативного референдума могут выступать в том числе и граждане, достигшие избирательного возраста. Кроме того, консультативный референдум отличают более точные и определенные результаты.

Разумеется, при осуществлении консультативного референдума государственным органам предоставляется широкая возможность манипулировать общественным мнением, перекладывать ответственность на плечи граждан, подменять смысл принимаемого решения. Но несмотря на это, консультативный референдум это неотъемлемый элемент демократии, форма обратной связи органов государственной власти и граждан, выявления мнения населения по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Он также является одним из эффективных способов реализации народной инициативы, поскольку от инициативной группы граждан трудно требовать вынесения на референдум готового законопроекта.

В России на федеральном уровне положение о консультативном референдуме отсутствует. Тем не менее законодатель предоставил возможность легитимности этого политико-правового института. В пункте 5 ст. 83 Закона «О референдуме» 2004 г., посвященной юридической силе решения, принятого на референдуме РФ, закреплено следующее положение: «Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, в компетенцию которого входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки этого нормативного правового акта, который не должен превышать три месяца со дня принятия решения на референдуме».

Иными словами, можно предположить, что при соответствующей постановке вопроса, вынесенного на консультативный референдум, народное волеизъявление будет выполнено органом государственной власти. Это выполнение будет выражаться в том, что федеральный орган власти определит срок подготовки правового акта, а в отношении его содержания решение, принятое на референдуме, будет носить не обязательный, а консультативный характер.

По времени проведения референдумы могут быть дозаконодательными и послезаконодательными. В основу данного деления положено расположение этапа проведения голосования до или после рассмотрения парламентом законопроекта. Вопрос о времени проведения голосования связан с правовыми последствиями референдума. Дозаконодательные обычно являются превентивными (консультативными), а послезаконодательные утверждающими.

В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут быть созваны собрания (сходы) граждан. Собрания граждан являются одной из форм непосредственной демократии и одним из самых доступных средств самоорганизации населения небольших муниципальных образований или части территории муниципального образования.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями граждан. В таком случае собрание граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Выделяют несколько видов собраний граждан муниципального образования:

- наделенные функциями представительных органов местного самоуправления;

- проводимые на всей территории муниципального образования для решения наиболее важных вопросов;

- проводимые на части территории муниципального образования (в таком случае они могут рассматриваться как элемент системы территориального общественного самоуправления).

Порядок созыва и проведения собрания граждан, принятия и изменения его решений, а также пределы его компетенции подробно регламентируются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

В настоящее время различные муниципальные образования закрепляют в своих уставах такой пункт: право на участие в собраниях предоставляется гражданам старше 16 лет.

Согласно уставам различных муниципальных образований, инициатива созыва собрания граждан муниципального образования может исходить от: главы муниципального образования, органов территориального общественного самоуправления, депутатов представительного органа местного самоуправления, общественных объединений, органов государственной власти субъекта РФ, территориальных органов государственной власти РФ, граждан.

 

 

2. Городской совет принял решение образовать постоянные комиссии. Для того чтобы комиссии не были малочисленными, было решено ввести в состав каждой комиссии по одному представителю от администрации. На этом же заседании была создана специальная комиссии для проверки жалобы жителей о коррупции среди муниципальных служащих.

Охарактеризуйте принятые решения?

 

Ответ:

1.Решение об образовании постоянных комиссий. Постоянные комиссии городского Совета создаются для предварительного изучения, рассмотрения и анализа вопросов в пределах одного или нескольких смежных направлений деятельности городского Совета, подготовки проектов решений по указанным вопросам.

Постоянные комиссии формируются решением городского Совета в составе председателя, заместителя председателя и членов комиссии.

2. Численный состав определяется решением представительного органа, но не может быть менее 3 человек. В Комиссию могут входить с их согласия любые лица, которых управляющий совет образовательной организации сочтет необходимыми для организации эффективной работы комиссии. Постоянные и временные комиссии городского Совета по вопросам их ведения вправе приглашать на свои заседания заместителей Главы города, руководителей органов администрации города, а также уполномоченных ими лиц.

3. Для организации деятельности городского Совета по исполнению контрольных полномочий, проработки отдельных вопросов в связи с исполнением этой деятельности могут создаваться специальные комиссии. В том числе по вопросам осуществления в государственном органе мер по предупреждению коррупции.

В состав специальной комиссии, кроме депутатов, с правом совещательного голоса могут входить независимые специалисты контрольных органов, представители структурных подразделений администрации города, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций любых организационно-правовых форм, органов территориального общественного самоуправления.

Создание специальной комиссии, определение ее функций, задач, объема полномочий и срока деятельности, утверждение состава и председателя комиссии осуществляется решением городского Совета.

Порядок работы специальной комиссии определяет председатель специальной комиссии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: