Вариант 3
Содержание
1. Прогнозирование уровня жизни населения Республики Беларусь. 3
2. Социальная политика Республики Беларусь на современном этапе. 8
Задача. 15
Список использованных источников. 16
Прогнозирование уровня жизни населения Республики Беларусь.
Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения. Эта характеристика — историческая категория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами.
Если под уровнем жизни традиционно понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального характера, то качество жизни характеризуется степенью достижения высших ценностей человеческого бытия как в личностном, так и в социальном аспектах. Они включают морально-психологические качества, уровень образованности и культуры, здоровья, условия труда и проживания, отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др. Качественным оценкам подвергаются и количественно измеряемые материальные компоненты по критериям соответствия мировым стандартам [1, c. 134].
Организация Объединенных Наций, обобщая характерные черты национальных концепций уровня жизни в разных странах мира, указывает на общие существенные компоненты этих концепций: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и организация труда, жизненные удобства, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.
В самом широком смысле понятие качества жизни населения включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды (рис. 1) [4, c. 177].
Блок I включает демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образованности и профессиональной квалификации.
Блок II охватывает как качественные, так и количественные характеристики. В первую группу входят показатели состояния здоровья, качества питания, состояния образования и культуры, качества жилья, условий и характера труда, качества проведения свободного времени и условий отдыха, благополучия семейной жизни. Во вторую группу входят характеристики реальных доходов и расходов населения; экономической активности, обеспеченности населения услугами здравоохранения, образования, культуры и искусства, отдыха, инфраструктуры; обеспеченности населения жильем и другой собственностью; социального обеспечения.
Блок III включает характеристики уровня физической и имущественной безопасности, качества морально-политического здоровья общества и государства.
Блок IV охватывает показатели антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов.
Указанная совокупность показателей уровня и качества жизни населения в основном включена в систему национальной статистики Беларуси (за исключением качественных характеристик). Так, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь в группу основных социально-экономических показателей уровня жизни населения включает следующие: денежные доходы населения, реальные располагаемые денежные доходы населения, денежные доходы на душу населения, среднемесячную начисленную заработную плату одного работника, реальную начисленную заработную плату, средний размер назначенной месячной пенсии, реальный размер назначенной месячной пенсии.
Рисунок 1 – Качество жизни населения по структурным элементам (по результатам исследований НИЭИ Минэкономики РБ)
Кроме указанных, статистика отслеживает также показатели структуры и динамики потребления населением основных продуктов питания.
Важной составляющей статистического изучения уровня жизни являются выборочные обследования домашних хозяйств, результаты которых используются для оценки благосостояния населения и степени его экономической дифференциации, а также для разработки социальной политики государства и первоочередных направлений социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения.
Изучение общества как социального организма, его состояний и процессов, тенденций и перспектив развития является важной частью социально-экономического прогнозирования, так как социальный аспект тесно взаимодействует с экономическим. В социально-экономическом прогнозировании, кроме демографического, относительно слабы исходные информационные массивы, необходимые для построения динамических рядов, значительно ниже уровень математизации исследований и существенно сложнее сами процессы. Это приводит к уменьшению периода упреждения и к преобладанию здесь преимущественно качественных оценок. Прогнозисты пытаются компенсировать сужение возможности экстраполяции и моделирования расширением практики анкетирования, в частности совершенствованием методик опросов экспертов и развитием опросов населения специально в целях прогнозирования.
Сфера социально-экономического прогнозирования, включающая уровень государства и регионов, охватывает прогнозы: социальные, ресурсные, общественных и личных потребностей. Для указанных прогнозов характерны следующие группы показателей:
1) населения, в том числе трудовых ресурсов страны (региона);
2) денежных доходов населения;
3) уровня жизни населения.
Третья группа социально-экономических показателей отражает уровень жизни населения:
¾ состояние здоровья населения;
¾ обеспеченность объектами здравоохранения, медицинским персоналом, врачебной помощью и медикаментами;
¾ заболеваемость среди различных групп населения;
¾ уровень образования, в том числе сеть высших и средних специальных учебных заведений, общеобразовательных школ и дошкольных учреждений;
¾ наличие объектов художественной культуры: театров, каналов телевидения, музеев, дворцов культуры, пунктов проката видеокассет и др.;
¾ уровень жилищных условий;
¾ объем, структура и динамика социального обеспечения;
¾ обеспеченность сетью торговых, бытовых и жилищно-коммунальных объектов;
¾ обеспеченность спортивными и туристическими объектами;
¾ состояние экологии в обществе и др.
Социально-экономический аспект жизни общества в экономических расчетах может иметь следующие цели развития:
1. Благосостояние людей.
2. Обогащение людей.
3. Занятость.
4. Могущество.
5. Долголетие и здоровье.
6. Культура и знания.
7. Число жителей [6, c. 17, 19].
Прогнозирование показателей третьей группы социально-экономической сферы, связанных с уровнем жизни населения, включает, как уже отмечалось, показатели медицины, образования, культуры, искусства и экологии.
Прогнозирование развития медицины и здравоохранения требует подхода к ним как к сложным динамическим системам социально-биологического комплекса, развивающегося в условиях многообразных связей и зависимостей от социально-экономических и экологических факторов. Моделирование может основываться на медико-социальных механизмах, определяющих состояние здравоохранения с учетом влияния на состояние здоровья таких факторов, как труд, жилище, питание, почва, воздух, вода, материальная обеспеченность, образование и др. Задачи развития медицины, как правило, решаются методами поискового и нормативного прогнозирования.
Особенностью прогнозирования образовательно-педагогических показателей является период упреждения не более 20 лет. В качестве исходных данных используются:
¾ степень соответствия спроса и предложения на рабочую силу;
¾ показатели валового внутреннего продукта и уровня жизни населения при соответствующем уровне качества обучения;
¾ показатели стабильности семьи и др.
Применяется три основных метода прогнозирования:
1) моделирование развития отдельных подсистем (типов учреждений, сроков обучения, кадрового состава, контингента учащихся);
2) опытно-экспериментальное моделирование (с проверкой модели на практике);
3) корректировка прогнозов с позиции смежных наук:
психологии, социологии, педагогики.
Кроме того, в педагогике проводится общее стратегическое прогнозирование.
Прогнозирование в области культуры и искусства также основано на поисковом и нормативном прогнозах. Здесь чаще всего используется поисковая модель, представляющая собой "социальный эталон", которая иначе называется методом "опережающих групп". Метод характеризуется ориентацией на определенную группу людей, в жизнедеятельности которых наиболее ярко проявляются перспективные типовые черты познавательных, ценностно-ориентационных, эстетических и коммуникативных воззрений. Эта группа людей рассматривается как определенный эталон для отдельного слоя населения, например, для школьников, деловых женщин, мужчин-предпринимателей. Прогноз строится на использовании этого эталона в соответствующем масштабе.
В прогнозировании показателей культуры и искусства важную роль играет анализ существующих тенденций, а также разработка поисковых моделей.
К основным методам прогнозирования относят:
1) экстраполяцию, в том числе с анализом факторов влияния, что необходимо для поиска направлений изменений;
2) экспертный опрос;
3) сценарий;
4) построение "дерева целей" и "дерева проблем";
5) социальный эксперимент;
6) моделирование и др.
Проводится поиск мер усиления или ослабления факторов, воздействующих на тенденции [6, c. 34].
Таким образом, прогнозирование социально-экономических показателей страны и регионов охватывает различные стороны жизни общества и использует разнообразные методы, учитывающие специфику расчетов. Социальные параметры оказывают влияние на экономическую среду хозяйствования, а экономические показатели в свою очередь применяются при прогнозировании социально-экономической сферы жизнедеятельности общества.