Прогнозирование уровня жизни населения Республики Беларусь.




Вариант 3

Содержание

1. Прогнозирование уровня жизни населения Республики Беларусь. 3

2. Социальная политика Республики Беларусь на современном этапе. 8

Задача. 15

Список использованных источников. 16

 

Прогнозирование уровня жизни населения Республики Беларусь.

 

Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения. Эта ха­рактеристика — историческая категория, отражающая на каж­дом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами.

Если под уровнем жизни традиционно понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального ха­рактера, то качество жизни характеризуется степенью дости­жения высших ценностей человеческого бытия как в личност­ном, так и в социальном аспектах. Они включают морально-психологические качества, уровень образованности и культу­ры, здоровья, условия труда и проживания, отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др. Качественным оценкам под­вергаются и количественно измеряемые материальные компо­ненты по критериям соответствия мировым стандартам [1, c. 134].

Организация Объединенных Наций, обобщая характерные черты национальных концепций уровня жизни в разных стра­нах мира, указывает на общие существенные компоненты этих концепций: здоровье, потребление продуктов питания, образо­вание, занятость и организация труда, жизненные удобства, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.

В самом широком смысле понятие качества жизни населе­ния включает четыре блока характеристик: качество населе­ния, уровень жизни населения, социальная безопасность, ка­чество окружающей среды (рис. 1) [4, c. 177].

Блок I включает демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образо­ванности и профессиональной квалификации.

Блок II охватывает как качественные, так и количествен­ные характеристики. В первую группу входят показатели со­стояния здоровья, качества питания, состояния образования и культуры, качества жилья, условий и характера труда, качест­ва проведения свободного времени и условий отдыха, благопо­лучия семейной жизни. Во вторую группу входят характерис­тики реальных доходов и расходов населения; экономической активности, обеспеченности населения услугами здравоохране­ния, образования, культуры и искусства, отдыха, инфраструк­туры; обеспеченности населения жильем и другой собственнос­тью; социального обеспечения.

Блок III включает характеристики уровня физической и имущественной безопасности, качества морально-политическо­го здоровья общества и государства.

Блок IV охватывает показатели антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов.

Указанная совокупность показателей уровня и качества жизни населения в основном включена в систему национальной статистики Беларуси (за исключением качественных характе­ристик). Так, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь в группу основных социально-экономических показа­телей уровня жизни населения включает следующие: денеж­ные доходы населения, реальные располагаемые денежные до­ходы населения, денежные доходы на душу населения, средне­месячную начисленную заработную плату одного работника, реальную начисленную заработную плату, средний размер на­значенной месячной пенсии, реальный размер назначенной ме­сячной пенсии.

Рисунок 1Качество жизни населения по структурным элементам (по результатам исследований НИЭИ Минэкономики РБ)

Кроме указанных, статистика отслеживает также показате­ли структуры и динамики потребления населением основных продуктов питания.

Важной составляющей статистического изучения уровня жизни являются выборочные обследования домашних хозяйств, результаты которых используются для оценки благосостояния населения и степени его экономической дифференциации, а также для разработки социальной политики государства и пер­воочередных направлений социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения.

Изучение общества как социального организма, его со­стояний и процессов, тенденций и перспектив развития яв­ляется важной частью социально-экономического прогно­зирования, так как социальный аспект тесно взаимодей­ствует с экономическим. В социально-экономическом прогнозировании, кроме демографического, относительно слабы исходные информационные массивы, необходимые для построения динамических рядов, значительно ниже уро­вень математизации исследований и существенно сложнее сами процессы. Это приводит к уменьшению периода уп­реждения и к преобладанию здесь преимущественно каче­ственных оценок. Прогнозисты пытаются компенсировать сужение возможности экстраполяции и моделирования рас­ширением практики анкетирования, в частности совершен­ствованием методик опросов экспертов и развитием опро­сов населения специально в целях прогнозирования.

Сфера социально-экономического прогнозирования, включающая уровень государства и регионов, охватывает прогнозы: социальные, ресурсные, общественных и личных потребностей. Для указанных прогнозов характерны следу­ющие группы показателей:

1) населения, в том числе трудовых ресурсов страны (региона);

2) денежных доходов населения;

3) уровня жизни населения.

Третья группа социально-экономических показателей отражает уровень жизни населения:

¾ состояние здоровья населения;

¾ обеспеченность объектами здравоохранения, медицинским персоналом, врачебной помощью и медикаментами;

¾ заболеваемость среди различных групп населения;

¾ уровень образования, в том числе сеть высших и сред­них специальных учебных заведений, общеобразо­вательных школ и дошкольных учреждений;

¾ наличие объектов художественной культуры: теат­ров, каналов телевидения, музеев, дворцов культу­ры, пунктов проката видеокассет и др.;

¾ уровень жилищных условий;

¾ объем, структура и динамика социального обеспечения;

¾ обеспеченность сетью торговых, бытовых и жилищно-коммунальных объектов;

¾ обеспеченность спортивными и туристическими объек­тами;

¾ состояние экологии в обществе и др.

Социально-экономический аспект жизни общества в эконо­мических расчетах может иметь следующие цели развития:

1. Благосостояние людей.

2. Обогащение людей.

3. Занятость.

4. Могущество.

5. Долголетие и здоровье.

6. Культура и знания.

7. Число жителей [6, c. 17, 19].

Прогнозирование показателей третьей группы социаль­но-экономической сферы, связанных с уровнем жизни населения, включает, как уже отмечалось, показатели меди­цины, образования, культуры, искусства и экологии.

Прогнозирование развития медицины и здравоохране­ния требует подхода к ним как к сложным динамическим системам социально-биологического комплекса, развиваю­щегося в условиях многообразных связей и зависимостей от социально-экономических и экологических факторов. Моде­лирование может основываться на медико-социальных ме­ханизмах, определяющих состояние здравоохранения с уче­том влияния на состояние здоровья таких факторов, как труд, жилище, питание, почва, воздух, вода, материаль­ная обеспеченность, образование и др. Задачи развития ме­дицины, как правило, решаются методами поискового и нор­мативного прогнозирования.

Особенностью прогнозирования образовательно-педаго­гических показателей является период упреждения не бо­лее 20 лет. В качестве исходных данных используются:

¾ степень соответствия спроса и предложения на ра­бочую силу;

¾ показатели валового внутреннего продукта и уров­ня жизни населения при соответствующем уровне ка­чества обучения;

¾ показатели стабильности семьи и др.

Применяется три основных метода прогнозирования:

1) моделирование развития отдельных подсистем (ти­пов учреждений, сроков обучения, кадрового состава, кон­тингента учащихся);

2) опытно-экспериментальное моделирование (с провер­кой модели на практике);

3) корректировка прогнозов с позиции смежных наук:

психологии, социологии, педагогики.

Кроме того, в педагогике проводится общее стратеги­ческое прогнозирование.

Прогнозирование в области культуры и искусства так­же основано на поисковом и нормативном прогнозах. Здесь чаще всего используется поисковая модель, представляю­щая собой "социальный эталон", которая иначе называется методом "опережающих групп". Метод характеризуется ори­ентацией на определенную группу людей, в жизнедеятель­ности которых наиболее ярко проявляются перспективные типовые черты познавательных, ценностно-ориентационных, эстетических и коммуникативных воззрений. Эта группа людей рассматривается как определенный эталон для от­дельного слоя населения, например, для школьников, де­ловых женщин, мужчин-предпринимателей. Прогноз стро­ится на использовании этого эталона в соответствующем масштабе.

В прогнозировании показателей культуры и искусства важную роль играет анализ существующих тенденций, а также разработка поисковых моделей.

К основным методам прогнозирования относят:

1) экстраполяцию, в том числе с анализом факторов влияния, что необходимо для поиска направлений из­менений;

2) экспертный опрос;

3) сценарий;

4) построение "дерева целей" и "дерева проблем";

5) социальный эксперимент;

6) моделирование и др.

Проводится поиск мер усиления или ослабления фак­торов, воздействующих на тенденции [6, c. 34].

Таким образом, прогнозирование социально-эконо­мических показателей страны и регионов охватывает различные стороны жизни общества и использует разно­образные методы, учитывающие специфику расчетов. Со­циальные параметры оказывают влияние на экономичес­кую среду хозяйствования, а экономические показате­ли в свою очередь применяются при прогнозировании социально-экономической сферы жизнедеятельности об­щества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: