Глава 2. ПОЛОЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ




Совет по правам человека

Повестка дня комитета:

«Укрепление международного сотрудничества по борьбе с вовлечением детей в вооруженные конфликты»

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей истории, мир сотрясали войны. Некоторые носили местный характер, некоторые охватывали почти всю территорию земного шара. Но неизбежным оставалось и остается одно - во всех этих войнах гибли люди… Однако, самыми незащищенными всегда были дети.

Дети являются наиболее незащищенной категорией, наиболее уязвимой. Юридическая наука дает свое определение уязвимости, как полное или частичное отсутствие специальной защиты несовершеннолетних граждан, чье существование и жизнедеятельность подвергаются определенной опасности.

Конвенция по правам ребенка (CRC) ратифицирована почти повсеместно, но применяется она отнюдь не повсюду. В обстановке вооруженного конфликта дети страдают совершенно непропорционально, причем эти страдания разнообразны и имеют долговременные последствия. Воздействие вооруженного конфликта на будущие поколения может посеять семена для продолжения конфликтов или их повторного возрождения. На преодоление этой ситуации направлен Дополнительный протокол к CRC по вовлечению детей в вооруженный конфликт.

Согласно статистике, приводимой ООН, на сегодняшний момент, по всему миру в вооруженных конфликтах задействовано от 300 до 500 тысяч несовершеннолетних.

За последние 10-15 лет только во внутренних вооруженных конфликтах погибло более двух миллионов детей, многие стали сиротами, получили серьезные ранения, подверглись психологическому насилию.

Дети участвовали в боевых действиях с древности. Так, в Средние века, начиная с возраста четырнадцати лет, дети становились оруженосцами, которые оказывали помощь рыцарям, к примеру, несли ночной караул и чистили оружие.

В восемнадцатом и девятнадцатом веках мальчики, которых называли «пороховыми обезьянками» и которые часто были не старше восьми лет, перезаряжали орудия на военных кораблях. До девятнадцатого века включительно мальчики в возрасте от 10 лет служили барабанщиками в армиях разных стран.

В конце Второй мировой войны нацистский режим позволял четырнадцатилетним детям служить добровольцами в частях фольксштурма. Из добровольцев из гитлерюгенда формировались отряды, которым поручалось прикрытие отхода частей вермахта, совершение диверсионных актов в тылу войск антигитлеровской коалиции.

Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., относящийся к защите жертв международных вооружённых конфликтов, и Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., относящийся к защите жертв немеждународных вооружённых конфликтов, принятые в июне 1977 года, запрещают участвовать в вооружённых конфликтах лицам моложе пятнадцати лет. В 1995 году Генеральный Секретарь ООН вместе с разными правительственными и неправительственными институтами призвал к «запрещению любых форм привлечения к военной службе и участия в конфликтах детей моложе восемнадцати лет», что получило название позиции «Строго после 18 лет».

Глава 1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

СПЧ - (Совет по правам человека) международный правозащитный орган в системе ООН, заменивший Комиссию по правам человека. Является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. Первое заседание Совета прошло 19 июня 2006 года.

Междунаро́дный комите́т Кра́сного Креста́ (сокращённо МККК, англ. International Committee of the Red Cross; ICRC, фр. Comité international de la Croix-Rouge) гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире, исходя из принципа нейтральности и беспристрастности. Она предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках, является составной частью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

ЮНИСЕФ-- (англ. United Nations International Children's Emergency Fund; аббр.: офиц. рус. ЮНИСЕФ; англ. UNICEF) — международная организация, действующая под эгидой Организации Объединённых Наций.

Глава 2. ПОЛОЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Нормы Конвенции базируются на одном из основополагающих принципов международного права, зафиксированном в Уставе ООН, - принципе уважения прав и свобод человека и гражданина. Следует напомнить, что данный принцип распространяется на всех без исключения, вне зависимости от расы, языка, религии, возраста.

Тем не менее, во многих странах мира дети продолжают участвовать в боевых действиях. Особенно это распространено во внутригосударственных вооружённых конфликтах в странах Африки. Журналист Петер Шолл-Латур писал о детях-солдатах как о «наиболее ужасной болезни Африки». Он был свидетелем того, как во время гражданской войны в Сьерра-Леоне во Фритауне около 8 000 человек были изувечены бандой детей-солдат, известной как «вестсайдские мальчики». В 2008 году в Демократической Республике Конго более половины личного состава всех военных формирований (30 000 человек) были несовершеннолетними. В Уганде почти 70 % солдат так называемой «Армии сопротивления Господа» составляют дети и подростки, некоторым из них всего по восемь лет. Их похищают во время набегов на деревни и заставляют сражаться на стороне боевиков, а тех, кто пытается бежать, убивают. С 1980-х годов таким образом стали боевиками около 30 000 детей. По словам вице-председателя Центра по защите прав человека в Могадишо Али Шейха Ясина, в рядах сомалийских правительственных войск количество детей достигает 20 %. В противостоящей ей группировке «Джамаат Аш-Шабааб» доля несовершеннолетних составляет 80 %.

Детей в качестве бойцов используют и различные военизированные исламистские организации, в частности — «Исламское государство».

Хотя международные организации призывают правительства рассматривать детей-солдат как жертв, а не пособников боевиков, многие из тех, кто задерживается правительственными войсками и полицией, часто проводят не один год в предварительном заключении. В программы по реабилитации попадает всего несколько тысяч в год, что составляет ничтожно малую их часть.

Реинтеграция детей-солдат в общество после окончания вооружённого конфликта является сложной задачей. За разоружением боевиков следует этап поиска семей детей-солдат и их воссоединения. Также предпринимаются усилия по восстановлению духовной связи детей с их общинами. Эта задача включает снятие чувства отчуждения, вины и злости, которое дети могут испытывать по отношению к своим семьям, обвиняя родителей в том, что они не смогли их защитить. Программы реинтеграции должны также учитывать проблемы, связанные с готовностью самих общин принять возвращающихся детей в тех случаях, когда дети совершили в своих общинах массовые злодеяния. В докладе ООН указывается, что дети, которых принудили к совершению зверских преступлений, не должны нести ответственность в той же мере, что и взрослые.

В соответствии с пунктом 2 (а) (XXVI) статьи 8 Римского статута Международного уголовного суда набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав национальных вооруженных сил или их использование для активного участия в боевых действиях являются военным преступлением.

Мировое сообщество бьет тревогу, пытаясь сократить участие детей в военных действиях. Напоминая, какие тяжелейшие последствие ложатся на ребенка познавшего войну. Речь, конечно же, идет о реабилитации детей в постконфликтный период. Относительно недавно, в юридической науке появился термин «дети-солдаты».

В последние годы ЮНИСЕФ отмечает увеличение числа детей в вооруженных конфликтах на территории Мали, Чада, Либерии, Конго и это далеко не исчерпывающий список. Считается, что использование такого огромного числа детей в вооруженных конфликтах в данном регионе, непосредственно связано с их национальным менталитетом, отсюда и такое «специфическое» отношение к детям, чуждое, например, европейским странам. Признанно, что в указанных регионах дети взрослеют раньше, чем в других, по статистике, их продолжительность жизни намного ниже, чем в Европе. Во многих странах преобладают древние обычаи, например, обряд инициации, после которого, ребенок официально признаются взрослым человеком. Порой такое положение вещей в отдельных странах, ставит под сомнение само принятие норм международного права, отсюда и озабоченность мирового сообщества.

Глава 3. ОБЩИЕ МЕРЫ

Следовательно, необходимо предпринять некоторые меры, которые способствовали бы уменьшению количества случаев встречи солдат с детьми-солдатами. Так, при угрозе акций со стороны детей - солдат необходимо принять меры по воспрещению их нахождения вблизи караулов или блокпостов. Солдатам следует воздержаться от контактов с детьми и от угощения их. Как показал опыт американских войск в разных регионах мира, необходимо делать акцент не на поражение детей-солдат, а на их запугивание. В этих случаях солдатам рекомендуется применять системы так называемого несмертельного вооружения. Потенциальных малолетних противников можно также испугать звуками выстрелов и взрывов, грохотом пролетающих над их головами вертолетов и самолетов. Однако данная система не всегда будет приносить положительные результаты, поскольку в большинстве случаев детям внушают, что это всего лишь игра, а, следовательно, бояться им нечего. Также в этих целях вооруженные формирования, использующие детей в качестве солдат, открывают специальные лагеря, как по психологической, так и по физической подготовке детей к этой деятельности.

Сотрудничество государств может быть не только в рамках международных договоров или международных правительственных организаций, но также существует и функционирует ряд международных неправительственных движений, показавших эффективность своей деятельности:

Международная амнистия (Amnesty International)

Международная амнистия - это неправительственная организация, глобальное движение, под эгидой которого объединено более 3 миллионов сторонников и активистов в более чем 150 странах и территориях, борющихся за прекращение грубых нарушений прав человека. Организация свободна от каких-либо государственных влияний, политической идеологии, экономических интересов и религиозного влияния, она финансируется за счет своих членов и общественных пожертвований. Одна из важнейших целей Международной амнистии является защита прав детей. К примеру, на сегодняшний день актуальным вопросом Международной амнистии является обеспечение безопасности сирийских беженцев, в том числе вопросов, связанных с защитой прав детей, при пересечении границ любого принимающего иностранного государства. В частности в рамках организации одним из наиболее обсуждаемых проблем является проблема соблюдения

Турцией норм МГП о защите прав детей в области предоставления им безопасного убежища.

Международный комитет Красного Креста (МККК) МККК содействует соблюдению прав детей, предоставляя им помощь в целях уменьшения масштабов последствий вооруженных конфликтов. МККК, имея региональные отделения практически по всему миру, стремится решать такие важнейшие в условиях военных и поствоенных периодов вопросы, как: возвращение в семьи детей, разлученных со своими родными в результате вооруженного конфликта; реабилитация детей, связанных с вооруженными силами или вооруженными группами, а также детей, лишенных свободы; психологическая и социальная помощь. Однако нельзя ограничивать деятельность МККК только этими направлениями, нужно отдельно сказать о разносторонней помощи нуждающимся детям и их семьям. Например, в марте 2016 года МККК доставил 50 тонн строительных материалов для жителей прифронтовых поселков в Луганскую народную республику.

Коалиция за прекращение использования детей в качестве солдат Коалиция была создана в мае 1998 года ведущими международными правозащитными и гуманитарными организациями. Коалиция работает, чтобы предотвратить вербовку и использование детей в качестве солдат, чтобы обеспечить их реабилитацию и реинтеграцию в общество. Основная цель Коалиции заключается в содействии принятию и соблюдению национальных, региональных и международных правовых норм (в том числе Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах), запрещающего военную вербовку и использование в военных действиях любого лица моложе 18 лет, а также признанию и приведению в исполнение этого стандарта всеми вооруженными группами, как правительственных, так и неправительственных сил.

Также в области межгосударственного общения существуют региональные или локальные инициативы, направленные на оказание помощи детям в очень узких сферах. Вот примеры такой инициативы: 10 мая 2011 года немецкий Постоянный представитель ООН по делам детей Питер Виттиг и Специальный представитель ООН по делам детей Радхика Кумарасвами совместно запустили кампанию «Защити свою школу!», которая направлена на более эффективную защиту школ и больниц во время вооруженных конфликтов. В начале кампании, посол Виттиг подчеркнул:

«Когда дети являются жертвами вооруженных конфликтов, они должны получить наилучшую защиту, так же как и места, в которых о них заботятся - школы и больницы. Нападения на эти объекты ужасны. Мы хотим, чтобы инициаторы таких нападений были привлечены к ответственности и их последователи в дальнейшем воздержались бы от последующих нападений».

Радхика Кумарасвами подчеркнула: «Школы должны быть безопасными местами обучения и развития для всех детей и во всех точках Земли. Те же, кто нападают на школы и больницы должны знать, что они будут привлечены к ответственности». На наш взгляд, таких эффективных инициатив должно быть еще больше, так как вопрос о нарушении прав детей в условиях вооруженных конфликтов не решен до сих пор.

Также невозможно обойти вниманием деятельность Организации Объединенных Наций, которая является основной международной организацией, деятельность которой напралена на обчеспечение мира и безопасности во всем мире, и одной из организаций системы ООН - United Nations International Children's Emergency Fund (ЮНИСЕФ).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо отметить следующие выводы и предложения. Мы полагаем необходимым в качестве общей политики включать вопросы защиты детей в мандаты, программы подготовки и доклады международных миссий по поддержанию мира. Необходимо, на наш взгляд, также создать должности и включить в состав миссий советников по вопросам защиты детей.

В своей резолюции 1460 (2003) Совет Безопасности ООН предусмотрел систематическое включение в доклады разделов, посвященных детям. К сожалению, этот призыв еще не в полной мере учтен и внедрен в действие странами, которые больше всего озабочены проблемой детей-жертв вооруженных конфликтов.

Если интересы детей не учтены на самых ранних этапах миростроительства, то во многих случаях в рамках программ постконфликтного восстановления и реабилитации им уделяется недостаточное внимание и на их цели выделяются ограниченные ресурсы. В этой связи полагаем необходимым включение вопросов, затрагивающих детей, в повестку дня мирных переговоров.

В целом, ООН и ее специализированному учреждению - ЮНИСЕФ необходимо усилить контроль за положением детей, затронутых вооруженными конфликтами в разных странах мира и, в частности, осуществлять:

· активную информационно-пропагандистскую кампанию среди широкой общественности и представителей средств массовой информации о положении детей-жертв вооруженных конфликтов;

· поддерживать тесные контакты со средствами массовой информации, включая радио, телевидение и печатные издания и электронные информационные средства и увеличить количество регулярных брифингов для представителей международных средств массовой информации;

· вовлекать неправительственные организации (НПО) и работать в тесном взаимодействии с ними за прекращение использования детей-солдат во всем мире.

На внутригосударственном уровне государствам, чье внутреннее законодательство не в полной мере соответствует нормативным требованиям международного права о защите прав детей в период вооруженных конфликтов, необходимо провести имплементацию в свое национальное законода­тельство норм и принципов, которые содержатся в: Конвенции о правах ребенка; Женевских конвенциях о защите жертв войны; рассмотренном Факультативном протоколе к Конвенции о правах ребенка; Римском статуте Международного уголовного суда; Конвенции МОТ № 182; указанных выше резолюциях Совета Безопасности.

В качестве уголовно-наказуемых в уголовном законодательстве государств, включая и Республику Казахстан, необходимо определить следующие деяния: вербовка детей и использование их в качестве солдат; причинение детям увечий и убийство детей; сексуальное насилие в отношении детей; незаконная эксплуатация природных ресурсов в период вооруженных конфликтов; отказ в доступе к детям, находящимся в тяжелых условиях, особенно среди перемещенных, и в оказании им элементарной помощи; и похищение детей в период вооруженного конфликта.

Сегодня ни одна, даже наиболее мощная, держава не способна в одиночку противостоять таким вызовам современности, как международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения, решать проблемы эпидемии ВИЧ/СПИДа, нищеты, региональных конфликтов и так далее. Эти проблемы трансграничны и интернациональны по сути и потому требуют поиска коллек­тивных решений. Особенно важно это в сфере обеспечения защиты детей в период международных и внутренних вооруженных конфликтов.

Несомненно, что сегодня все важнейшие международные проблемы в таких ключевых областях, как мир и безопасность, устойчивое развитие, разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения, борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и организованнойпреступностью, развитие, а также соблюдение прав человека и, непосредственно, прав детей как в мирное, так и военное время, должны решаться только в рамках международного права под эгидой ООН.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: