История развития страховой деятельности в советский период.




Содержание

Введение. 3

1. Становление страховых рынков стран СНГ. 5

1.1. История развития страховой деятельности в советский период. 5

1.2. Развитие страховых рынков в странах СНГ в постсоветский период. 7

2. Проблемы и рекомендации по усовершенствованию страховых рынков в странах СНГ. 12

3. Анализ страховых рынков стран СНГ. 17

Заключение. 26

Список использованной литературы. 27


Введение.

Актуальность данной работы состоит в том, что страхование сейчас является одной из важнейший сфер экономики и наименее изученной из всех. Несмотря на то, что в странах СНГ страхование находится лишь на этапе своего развития, возникло оно достаточно давно. И с тех пор развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение разнообразных потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей. Задача и цель современных реформ в страховом деле стран постсоветского пространства заключается, главным образом, в укреплении национальных страховых рынков, повышении их авторитета в мире и превращении отечественных страховщиков в полноправных участников глобального распределения рисков. По мнению ряда экспертов, этот процесс займет не один десяток лет и будет сопряжен с решением задач, возникающих в связи с развитием страхования.

Во второй половине прошлого столетия расширение развитых страховых рынков Запада шло в направлении Средней и Восточной Азии, а также Африканского континента. Не менее привлекателен для страховых компаний Запада и рынок стран СНГ, который представляет собой огромный, практически не освоенный страховой рынок. Однако данный процесс (страхование каждого риска) в странах СНГ обходится дороже, чем в развитых страна. Таким образом, емкость перераспределяемого финансового потока в этих развивающихся странах остается еще низкой.

Тема исследования актуальна в теоретическом плане, поскольку отсутствует целостная научно обоснованная концепция развития в странах СНГ законодательной базы, четко регулирующая перестраховочную деятельность.

Изучением тенденций развития страховых рынков в странах СНГ занимались как отечественные ученые, так и зарубежные, такие как Н. Н. Худиев, С. Г. Сухарев, Б. Б. Ашрафханов, М. А. Мирсадыков, Х. Х. Кариев, Н. П. Васильева и др.

Актуальность и недостаточная степень проработанности проблемы обусловили выбор темы, цели и задач исследования. Главной целью настоящей работы является исследование страховых рынков стран СНГ. Цель исследования требуют решения следующих задач:

- определить исторические предпосылки развития страховых рыков в доперестроечный период;

- проследить самостоятельное становление страховых рынков независимых государств бывшего СССР;

- определить проблемы страховых рынков стран СНГ и пути их решения;

- провести анализ страховых рынков стран СНГ.

Теоретической базой исследования послужили научные работы отечественных и зарубежных ученых и практиков в области страхования. Исследование проведено на основе изучения мирового и отечественного опыта появления, развития и функционирования системы страхования.

Объектом исследования выступают страховые рынки стран СНГ, функционирующие на территориях зарубежных стран.

Предметом исследования являются процессы использования и развития системы страхования на международном уровне.

В процессе исследования широко применялись аналитические методы познания - логический и сравнительный анализ, метод экспертных оценок, метод обобщения.

Информационную базу исследования составили, нормативные акты, разработки международных страховых организаций, материалы периодической печати, а также информация, размещенная на страницах Интернета.

 

 


Становление страховых рынков стран СНГ.

История развития страховой деятельности в советский период.

В годы советской власти страхование развивалось неравномерно. Так, с 1921 года страхование имущества государственных предприятий и организаций осуществлялось добровольно. Но уже Постановлением ЦИК и СНК СССР от 4 сентября 1929 года вводилось обязательное страхование в государственной промышленности, которое охватывало практически все имущество, и уже через два года страховые платежи были включены в состав налога с оборота, что обусловило изменение механизма возмещения убытков. Страхование кооперативных и общественных предприятий, в том числе и колхозов, также было переведено на государственную основу. Эту работу выполняли органы Госстраха СССР, которые предоставляли услуги по обязательному и добровольному видам страхования имущества граждан.

В то время не существовало четкой концепции развития личного страхования. С марта 1929 года значительное распространение получило коллективное страхование. Сначала ставилась задача охватить страхованием не менее 75% работающих, однако уже к 1940 году фактический показатель снизился до 30%. Этот вид страхования стал убыточным и его отменили, введя личное смешанное страхование, страхование на случай смерти и потери трудоспособности, страхование от несчастных случаев. Перестрахование в СССР начало развиваться с 1921 года, когда возникла необходимость перестраховывать часть страховых рисков, которые принимались кооперативами и превышали суммы, установленные Госстрахом.

В послевоенные годы был осуществлен ряд важных мероприятий, направленных на усиление роли страхования в развитии экономики, в частности, принято Постановление Совета Министров УССР от 26 ноября 1958 года № 1645 "Об утверждении Положения об органах государственного страхования в Украинской ССР". В период реформ 1960-х годов было много сделано для налаживания механизмов страховой защиты сельскохозяйственных предприятий. Без этого было бы сложно ввести денежную гарантированную оплату работы колхозников, осуществить переход колхозов к прямому банковскому кредитованию, укрепить другие направления хозрасчетных отношений. Условия обязательного страхования имущества колхозов, введенные в 1968 году, основывались на принципе эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователей (их совокупностью). Также был сделан шаг вперед в развитии методологии формирования страховых резервов, увеличена норма страхового покрытия и расширен перечень страховых случаев (в частности, в него была включена засуха). Эффективность этих мероприятий подтверждается тем, что уже через 10 лет правительство признало целесообразным перевести на такие условия страхования и государственные сельскохозяйственные предприятия. Так был опровергнут тезис о том, что "государство не может само себя страховать".

На протяжении 1960-70-х годов были введены новые виды страхования имущества, жизни и здоровья граждан. С 1988 года государственные предприятия получили право на осуществление добровольного страхования имущества и ответственности. Однако, несмотря на серьезные изменения в отношении к страховому делу, уровень его развития еще сильно отставал от уровня стран с рыночной экономикой.

До 1988 года в Украине, как и в республиках бывшего СССР, существовала монополия двух государственных страховых компаний: Госстраха и Ингосстраха, деятельность которых была полностью регулируемой. Это предполагало значительные поступления в бюджет от страховых платежей и, в случае необходимости, выделение из бюджета средств на выплату страховых возмещений. Функции страховщика на территории Украины в то время выполняла система Укргосстраха, в которой работали почти 14 тысяч специалистов и 29 тысяч внештатных страховых агентов[1].

Начало демонополизации страхового дела в бывшем СССР положил Закон "О кооперации", принятый Верховным Советом СССР 26 мая 1988 года, который установил, что кооперативы могут страховать свое имущество и имущественные интересы в органах государственного страхования, а также создавать кооперативные страховые учреждения, определять условия, порядок и виды страхования.

Наиболее весомым импульсом в создании негосударственных страховых организаций стало утвержденное 19 июня 1990 года Советом Министров СССР "Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью" и Постановление Совета Министров СССР "О мероприятиях по демонополизации народного хозяйства", принятое 16 августа 1990 года. Эти нормативные акты разрешали заниматься страховой деятельностью и конкурировать между собой государственным, акционерным, взаимным и кооперативным обществам. Демонополизация произошла и в системе Госстраха, прежде всего она проявилась в предоставлении страховым организациям республик СССР права внедрять региональные виды имущественного и личного страхования, которые не были едиными по стране.

Начиная с 1991 года, после прекращения существования СССР страны, входившие в его состав стали самостоятельно решать все вопросы организации страховой деятельности. С появлением независимости, эти государства сформировали свою страховую рыночную среду, ликвидировали монополию государства и создали систему законодательства по регулированию страховой деятельности[2].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: