На каждом из 24 рисунков изображены два человека, занятые еще не законченным разговором. Человек слева изображен говорящим. Представьте себе, что будет отвечать другой человек в этой ситуации. Напишите самый первый ответ, который приходит вам на ум. Свои ответы нумеруйте соответственно номерам предъявляемых рисунков. Действовать надо по возможности быстро, не задерживаясь. В среднем на выполнение задания отводится 30 минут.
Обработка и интерпретация результатов тестирования
Ответы испытуемого анализируются в двух аспектах по направлению реакции и по типу реакции.
По направлению реакции или агрессии ответ испытуемого рассматривается: 1) как внешнеобвинительная реакция (В), если он содержит обвинение, упреки, порицание, враждебность в отношении другого человека или объекта; 2) как самообвинительная реакция (С), если в ответе присутствуют чувство собственной вины, угрызения совести, раскаяние, агрессия, направленная на себя; 3) как безобвинительная реакция (Б), если отсутствует реакция обвинения как самого себя, так и окружающих. Происходящее рассматривается как неизбежное, фатальное.
По типу реакции ответ испытуемого может быть:
препятственно-доминантным (ПД), если в ответе подчеркивается наличие препятствий, помех или других фрустраторов;
самозащитным (СЗ), если ответ выражает активность человека в форме порицания, осуждения кого-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека;
разрешающего типа (РТ), если ответ направлен на разрешение фрустрационной ситуации и реакция принимает форму или требования помощи от каких-либо других лиц, или принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, или расчета на то, что время и нормальный ход событий позволят ее разрешить.
Результат анализа ответов испытуемого в буквенном обозначении заносится в таблицу — карту ответов испытуемого (табл. 11).
Таблица 11
КАРТА ОТВЕТОВ ИСПЫТУЕМОГО (ПРИМЕР)
Номер рисунка | Тип реакции | ||
пд | сз | РТ | |
Направление реакции | Направление реакции | Направление реакции | |
С | |||
Б | |||
В | |||
С | |||
В |
Ответы испытуемых анализируются, заполняется итоговая таблица (табл. 12), в которую заносится количество внешнеобвинительных (В), самообвинительных (С) и безобвинительных (Б) реакций по каждой из колонок: ПД (препятственно-доминантных), СЗ (самозащитных), РТ (разрешающих).
Суммарный балл по каждому типу и направлению реакции переводится в проценты по формуле: S = Кх 4,17%, где S — показатель направления или типа реакции в процентах, К — суммарный балл.
Таблица 12
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ТИПА РЕАКЦИЙ (ПРИМЕР)
Направление реакции | Тип реакции | Суммарный балл | Величина показателя направления реакции, % | ||
пд | СЗ | РТ | |||
В | 50,4 | ||||
с | 33,5 | ||||
Б | 16,8 | ||||
Суммарный балл | |||||
Величина показателя типа реакции | 50,4 | 20,4 |
По мнению С. Розенцвейга, типы реакций могут свидетельствовать: препятственно-доминантный — о фрустрированности человека; самозащитный — о силе или слабости личности; разрешающий — о признаках адекватного реагирования, об активности личности.
Общий профиль реакции фрустрации имеет вид:
по типу — СЗ > ПД > РТ;
по направлению — В > С > Б, что свидетельствует о фрустрированности.
Обнаружены различия в типе и направлении реакции фрустрации у мужчин и женщин: по типу реакции — женщины чаще подчеркивают препятствие, а мужчины пытаются защитить себя или найти выход из положения; по направлению реакции — у женщин чаще встречаются самообвинительные ответы, у мужчин — внешнеобвинительные. Таким образом, мужчины более фрустрированны, чем женщины.
Целесообразно проанализировать ответы испытуемого по параметру совпадения ответов со стандартными ответами в данной ситуации. С. Розенцвейг считает, что за стандартный показатель можно принять ответ, который дали не менее 40% испытуемых. На его основании у автора выявлены 12 стандартных ситуаций (табл. 13).
Таблица 13 СТАНДАРТНЫЕ ОТВЕТЫНА ФРУСТРАЦИОННЫЕ СИТУАЦИИ
Номер рисунка | Стандартный ответ | Номер рисунка | Стандартный ответ | ||||
ПД | сз | РТ | ПД | сз | РТ | ||
— | С | — | — | С | — | ||
__ | — | В | В | — | — | ||
— | — | — | в | — | |||
— | В | — | в | — | _ | ||
— | В | — | — | в | — | ||
— | в | — | в | — | — |
По совпадению ответов субъекта со стандартом можно определить индивидуальный коэффициент групповой адаптированности (КГА) — конформности, для чего за 100% принимаются 12 стандартных ситуаций. Испытуемый подсчитывает количество совпадений своих ответов со стандартом и переводит
в проценты. Если совпадают 4 ответа, то КГА равен 33,3%, 6 ответов — 50% и та КГА не является абсолютным показателем фрустрированности. По нему мы судим, с одной стороны, о коммуникативных характеристиках личности, которые основываются на некоторых эмоциональных навыках, с другой — о шаблонности ответов.
Упрощенный вариант интерпретации фрустрационных реакций
Фрустрационные реакции в определенной степени связаны с проявлениями агрессивности. Во фрустрации агрессия выступает как одна из форм психологической защиты.
К числу ситуативно-агрессивных реакций относятся такие реакции, суть которых состоит в ответной враждебности по отношению к другому лицу, действия которого рассматриваются как преднамеренно враждебные. В подобном случае ответы испытуемого должны содержать в себе явное осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого лица
К неагрессивным относятся реакции, суть которых состоит в стремлении разрядить, смягчить обстановку, в желании испытуемого принять на себя вину за случившееся, не придавать ему значения или просто объективно, без эмоций разобраться в сложившейся ситуации и принять спокойное, взвешенное решение. Никакой неприязни или враждебности в данном случае в ответах испытуемого не должно быть.
Учитывая эти положения, Р.С. Немов предложил рассматривать фрустрационные ситуации С Розенцвейга в качестве теста на определение уровней агрессивности [235, с 367—368; 237, с 357—370} Методика определения уровней агрессивности не требует математических расчетов, а затраты времени на интерпретацию результатов тестирования минимальны. Методика по определению уровней агрессивности сводится к следующему. После тестирования по всем 24 фрустрационным ситуациям подсчитывается число агрессивных и неагрессивных реакций испытуемого. Если количество агрессивных реакций явно доминирует над числом неагрессивных (агрессивных — 14 и более, а неагрессивных — 10 и менее), то делается вывод, что у данною испытуемого явно выражен мотив агрессивности. Если, напротив, неагрессивных реакций оказывается намного больше, чем агрессивных (неагрессивных — 14 и больше, а агрессивных — 10 и меньше), то делается вывод о том, что данный испытуемый неагрессивен. При числе агрессивных и неагрессивных реакций в пределах от 9 до 13 ничего определенного об агрессивности данного испытуемого сказать нельзя, т.е. нет возможности уверенно сказать, что он агрессивный или, напротив, неагрессивный человек.
Определение степени агрессивности человека, как это описано выше, вполне оправданно, так как защитные реакции при фрустрации связаны именно с проявлениями агрессивности, уходом от трудных ситуаций.
Приложение 12
Диагностика агрессивности по тесту Басса—Дарки
По опроснику Басса—Дарки определяются показатели агрессии и враждебности.
Инструкция по выполнению теста Басса—Дарки
Ниже представлены 75 утверждений. Вам следует ответить на них "Да" или "Нет". Среднего значения не предусмотрено. Если вы сомневаетесь, какой дать ответ, отметьте все же тот вариант, который вам больше всего подходит. Ответ "Да" можно обозначить знаком "+", ответ "Нет" — знаком "—",
ОПРОСНИК БАССА—ДАРКИ
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. 13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружелюбно, чем я ожидал.
15. Я часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
30. Довольно многие люди завидуют мне.
31. Я требую, чтобы люди уважали меня.
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей. 3 3, Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы
их "щелкнули по носу".
34. Я никогда не бываю мрачен от злости.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
38. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.
37. Хотя я и не показываю это, меня иногда гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям.
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41. Я редко даю сдачи, если кто-нибудь ударит меня.
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам".
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева,
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
60. Я ругаюсь только со злости.
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по I столу.
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне I не нравятся.
65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он I того заслуживает. 67. Я часто думаю, что жил неправильно.
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре я часто повышаю голос,
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Анализ и интерпретация результатов тестирования
На основе полученных ответов на тест выявляются проявления агрессии и враждебности. При этом могут быть выделены следующие виды реакций испытуемого.
1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия (агрессия, направляемая окольным путем).
3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость),
4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что совершает злые поступки, а также ощущаемые им угрызения совести.
Реакции 5 и 6 можно определить как враждебные, реакции 1, 2, 7 — как агрессивные. К особым реакциям отнесены реакции "Раздражение", "Негативизм" и "Чувство вины" (3, 4, 8), без которых анализ враждебных и агрессивных реакций был бы недостаточно полным.
Подсчет суммы баллов по каждому из видов реакций испытуемого осуществляется с помощью кода ответов (табл. 14).
Таблица 14
КОД ОТВЕТОВ
Вил реакции | "Да" — 1 балл "Нет" — 0 баллов | "Нет" — 1 балл "Да" — 0 баллов | Номинальная сумма баллов | Сумма баллов, набранная испытуемым |
1. Физическая агрессия | 1,25, 33,41, 48, 55, 62, 68 | 9,17 | 4—6 | |
2. Косвенная агрессия | 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 | 26,49 | 4—5 | |
3. Раздражение | 3, 19, 27,43, 50, 57, 64, 72 | 11, 35, 69 | 4—6 | |
4. Негативизм | 4, 12,20, 28 | 2—3 | ||
5. Обида | 5, 13,21, 29, 37,44,51,58 | 4—5 | ||
6. Подозрительность | 6, 14,22, 30, 38, 45, 52, 59 | 65, 70 | 4—6 | |
7. Вербальная агрессия | 7, 15,23,31, 46, 53, 60, 71,73 | 39, 66, 74,75 | 4—6 | |
8. Чувство вины | 8, 16, 24,32, 40, 47, 54, 61,67 | 4—5 |
Известно, что каждая личность должна обладать определенной степенью враждебности—агрессивности. Норма такой оценки по каждому из видов реакций испытуемого зафиксирована в колонке "Номинальная сумма баллов по видам реакций". Так по реакциям "Физическая агрессия", "Раздражение", "Подозрительность", "Вербальная агрессия" нормой считается номинальная сумма 4-6 баллов. Для других типов реакций этот показатель несколько ниже.
В случае если сумма баллов по отдельным видам реакций испытуемого не достигает номинала, то это говорит о значительном снижении или о полном отсутствии соответствующего психологического свойства личности. Следует предполагать наличие у испытуемого определенной степени пассивности и конформности.
Если же сумма баллов по отдельным видам реакций испытуемого превышает номинал, то это говорит о чрезмерном развитии форм агрессивности, затрудняющем сотрудничество, сознательную кооперацию, а также провоцирующем конфликтность.
Приложение 13
Определение уровня тревожности по опроснику Спилбергера
Методика измерения тревожности и как личностного свойства, и как состояния разработана Ч.Д. Сиилбергером. Методика была адаптирована в русском переводе Ю.Л. Ханиным. Ниже представлен опросник Спилбергера—Ханина, с помощью которого определяется личностная и ситуационная тревожность.
Инструкция по выполнению тест-опросника Спилбергера
Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и отметьте справа в графах цифры, соответствующие вашему выбору из четырех альтернатив. Над ответами на предложенные суждения долго думать не следует. Выберите тот ответ* который более всего соответствует вашему мнению.
Тест-опросник содержит две шкалы: шкалу ситуационной тревожности (табл. 15) и шкалу личностной тревожности (табл. 16). Для первой шкалы выбираемые ответы соответствуют четырем альтернативам (Нет, это не так; Пожалуй, так; Верно; Совершенно верно). Для второй шкалы ответы также соответствуют четырем альтернативам (Никогда; Почти никогда; Часто; Почти всегда).
Таблица 15
ШКАЛА СИТУАЦИОННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
№ п/п | Суждение | Выбираемые ответы | ||||||
Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно | |||||
1. | Я спокоен | |||||||
2. | Мне ничего не угрожает | |||||||
3. | Я нахожусь в состоянии напряжения | |||||||
4. | Я внутренне скован | |||||||
5. | Я чувствую себя свободно | |||||||
6. | Я расстроен | |||||||
7. | Меня волнуют возможные неудачи | |||||||
8. | Я ощущаю душевный покой | |||||||
9. | Я встревожен | |||||||
10. | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | |||||||
11. | Я уверен в себе | |||||||
12. | Я нервничаю | |||||||
13. | Я не нахожу себе места | |||||||
14. | Я взвинчен | |||||||
15. | Я не чувствую скованности и напряжения | |||||||
16. | Я доволен | |||||||
17. | Я озабочен | |||||||
18. | Я слишком возбужден, и мне | |||||||
не по себе | ||||||||
19. | Мне радостно | |||||||
20. | Мне приятно | |||||||
Таблица 16
ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
№ | Суждение | Выбираемые ответы | |||||
п/п | |||||||
Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда | ||||
21. | У меня бывает приподнятое настроение | ||||||
22. | Я бываю раздражительным | ||||||
23. | Я легко могу расстроиться | ||||||
24. | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | ||||||
25. | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | ||||||
26. | Я чувствую прилив сил, желание работать | ||||||
27. | Я спокоен, хладнокровен и собран | ||||||
28. | Меня тревожат возможные трудности | ||||||
29. | Я слишком переживаю из-за пустяков | ||||||
30. | Я бываю вполне счастлив | ||||||
31. | Я все принимаю близко к сердцу | ||||||
32. | Мне не хватает уверенности в себе | ||||||
33. | Я чувствую себя беззащитным | ||||||
34. | Я стараюсь избегать критических ситуации и трудностей | ||||||
35. | У меня бывает хандра | ||||||
36. | Я бываю доволен | ||||||
37. | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | ||||||
38. | Бывает, что я чувствую себя неудачником | ||||||
39. | Я уверенный человек | ||||||
40. | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | ||||||
Оценка результатов тестирования
Для того чтобы подсчитать сумму баллов, полученных испытуемым за избранные им ответы на суждения ситуационной и личностной тревожности, необходимо воспользоваться ключом к методике оценки тревожности (табл. 17). Порядковым номерам выбранных альтернатив по каждому из номеров суждений в ключе соответствует определенное количество баллов. Например, для первого суждения первой альтернативе ("Нет, это не так") присвоено 4 балла, второй альтернативе ("Пожалуй, так") — 3, третьей альтернативе — 2, четвертой альтернативе — 1 балл и та
Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал (ситуационной и личностной тревожности). Это общее количество баллов в отдельности по
Таблица 17
КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ СИТУАЦИОННОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Номер суждения | Ситуационная тревожность | |||
(ответ) | ||||
И | III | IV | ||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. | ||||
10. | ||||
11. | ||||
12. | ||||
13. | ||||
14. | ||||
15. | ||||
16. | ||||
17. | ||||
18. | ||||
19. | ||||
20. | ||||
Номер суждения | Личностная тревожность | |||
(ответ) | ||||
II | III | IV | ||
21. | ||||
22. | ||||
23. | ||||
24. | ||||
25. | ||||
26. | ||||
27. | ||||
28. | ||||
29. | ||||
30. | ||||
31. | ||||
32. | ||||
33. | ||||
34. | ||||
35. | ||||
36. | ||||
37. | ||||
38. | ||||
39. | ||||
40. |
каждой шкале делится на 20. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности для данного испытуемого. При этом показателями уровней тревожности будут
3,5—4,0 балла — очень высокая тревожность;
3,0—3,4 балла — высокая тревожность;
2,0—2,9 балла — средняя тревожность;
1,5—1,9 балла — низкая тревожность;
0,0—1,4 балла — очень низкая тревожность.
Следует обращать внимание не только на лиц, имеющих высокий и очень высокий уровни тревожности, но и на субъектов, отличающихся "чрезмерным спокойствием" (т.е. у которых очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. При этом следует иметь в виду, что ответы испытуемого во многом зависят от желания давать искренние ответы, от доверия к экспериментатору. Так, высокие баллы по шкалам могут выступать своеобразным "криком о помощи" и, напротив, за "чрезмерным спокойствием" может скрываться повышенная тревога, о которой испытуемый по разным причинам не хочет сообщать экспериментатору.
По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и необходимые рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Для низкотревожных людей требуются пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Приложение 14
Методика оценки уровня притязаний личности
Ниже дано описание методики оценки уровня притязаний как она представлена в исследовании В.К. Гербачевского "Оценка уровня притязаний" [291, с 43—50].
Опросник Б.К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Опросник заполняется испытуемым после завершения одного из этапов какой-либо продуктивной деятельности (учебной, спортивной, производственной и т.п.). Предполагается, что после ответов на вопросы теста В. Гербачевского испытуемый продолжает действовать над завершением учебного или производственного задания. Время на его выполнение не лимитировано. Задание не обязательно должно быть выполнено в один день, на одном занятии. В зависимости от конкретных учебных или производственных целей оно может выполняться на протяжении нескольких дней (с перерывами) или даже недель.
Инструкция по заполнению опросника В.К. Гербачевского
По завершении одного из этапов предложенного вам задания, когда часть задания вами уже выполнена и впоследствии предстоит работать над оставшейся его частью, сделайте перерыв для того, чтобы ответить на тест-опросник В.К. Гербачевского.
Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны с ним. Обведите, например, кружком соответствующую цифру в опроснике: если полностью согласны с высказыванием — +3; если просто согласны — +2; если скорее согласны, чем не согласны, — +1; если вы совершенно не согласны — —3: если просто не согласны — —2; если скорее не согласны, чем согласны, — — 1. Если же вы не можете ни согласиться с высказыванием,
ни отвергнуть его, то отметьте • — 0. Все высказывания относятся к тому, о чем вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается.
ОПРОСНИК В.К. ГЕРБАЧЕВСКОГО
Фамилия, имя, отчество
заполнения _ Возраст Профессия (специальность)
№ п/п | Высказывание | Шкала для ответов | ||
1. | Исследование мне уже порядком надоело | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
2. | Я работаю на пределе своих сил | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
3. | Я хочу показать все, на что способен | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
4. | Я чувствую, что меня вынуждают стремиться к высокому результату | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
5. | Мне интересно, что получится | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
6. | Задание довольно сложное | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
7. | То, что я делаю, никому не нужно | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
8. | Меня интересует, лучше ли мои результаты или хуже, чем у других | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
9. | Мне бы хотелось поскорее заняться своими делами | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
10. | Думаю, что мои результаты будут высокими | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
11. | Эта ситуация может причинить мне | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
неприятности | ||||
12. | Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
13. | Я проявляю достаточно старания | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
14. | Я считаю, что мой лучший результат не случаен | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
15. | Задание большого интереса не вызывает | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
16. | Я сам ставлю перед собой задачи | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
17. | Я беспокоюсь по поводу своих результатов | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
18. | Я ощущаю прилив сил | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
19. | Лучших результатов мне не добиться | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
20. | Эта ситуация имеет для меня определенное значение | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
21. | Я хочу ставить все более и более трудные цели | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
22. | К своим результатам я отношусь равнодушно | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
23. | Чем дольше работаешь, тем становится более интересно | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
24. 25. 26. | Я не собираюсь "выкладываться" в этой работе Скорее всего мои результаты будут низкими Как ни старайся, результат от этого не изменится | -3-2-1 0+1 +2+3 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
27. | Я бы занялся сейчас чем угодно, только не этим исследованием | -3-2-1 0+1 +2+3 | ||
28. 29. 30. | Задание достаточно простое Я способен на лучший результат Чем труднее цель, тем больше желания ее достигнуть | -3-2-1 0+1 +2+3 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
31. | Я чувствую, что могу преодолеть все | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
32. | трудности на пути к цели Мне безразлично, какими будут мои результаты в сравнении с другими | -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
33. 34. 35. 36. 37. 38. | Я увлекся работой над заданием Я хочу избежать низкого результата Я чувствую себя независимым Мне кажется, что я зря трачу время и силы Я работаю вполсилы Меня интересуют границы моих возможностей | -3-2-1 0+1 +2+3 -3-2-1 0+1 +2+3 -3-2-1 0+1 +2+3 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 –3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
39. | Я хочу, чтобы мой результат оказался одним из лучших | -3-2-1 0+1 +2+3 | ||
40. | Я сделаю все, что в моих силах, для достижения цели | -3-2-1 0+1 +2+3 | ||
41. 42. | Я чувствую, что у меня ничего не выйдет Испытание — это лотерея | -3-2-1 0+1 + 2+ 3 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | ||
Анализ и интерпретация данных исследования
Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации ряда потребностей, среди которых выделяются познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих потребностей субъект оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозные оценки развития личностных качеств.
По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа (табл. 18) и правил перевода испытуемого в баллы (табл. 19).
Таблица 18
КЛЮЧ К КОМПОНЕНТАМ МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫЛИЧНОСТИ
N.. (1/П | Компонент мотивационной структуры | Номера высказываний | Баллы | |
1. | Внутренний мотив | 15*, 23, 33 | ||
2. | Познавательный мотив | 5, 22*, 38 | ||
3. | Мотив избегания | 11, 17, 34 | ||
4. | Состязательный мотив | 8, 32*, 39 | ||
5, | Мотив смены деятельности | 1,9,27 | ||
6. | Мотив самоуважения | 12,21, 30 | ||
7. | Значимость результатов | 7, 20', 36 | ||
8. | Сложность задания | 6, 28' | ||
9. | Волевое усилие | 2, 13,37* | ||
10. | Оценка уровня достигнутых результатов | 19*, 29 | ||
11. | Оценка своего потенциала | 18,31,41* | ||
12. | Намеченный уровень мобилизации усилий | 3, 24', 40 | ||
13. | Ожидаемый уровень результатов
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |