Гузеева Яна
НОЛк-218
Практическое занятие 5
Вопрос 2
Какие вычислительные приемы сложения и вычитания в пределах 100 и в какой последовательности изучают по различным программам математики начальных классов. Укажите теоретическую основу каждого приема.
Случаи (выражения) сложения и вычитания:
1.Однозначных и двузначных чисел без перехода через разряд (25+3 и 25-3)
2.Однозначных и двузначных чисел с переходом через разряд (37+5 и 32-7)
3.Двух двузначных чисел без перехода через разряд (64-21и 64+21)
4.Двух двузначных чисел с переходом через разряд (28+54 и 62- 36)
Все эти случаи рассматривают по всем программам, но из каждого случая может быть выделен частный и поэтому уроков ознакомления с новыми случаями оказывается гораздо больше.
Теоретической основой всех этих случаев является:
1.Знание разрядного состава двузначных чисел;
2.Знание законов сложения (переместительного и сочетательного) и вывода из них: к единицам удобнее прибавлять (вычитать) единицы, а к десяткам десятки. Этот вывод отражает принцип поразрядного сложения и вычитания чисел в пределах 100.
3.Знание таблиц сложения и вычитания в пределах 10и 20.
В результате изучения темы «Сложение и вычитание» учащиеся должны научиться осознанно выполнять сложение и вычитание любых чисел в пределах 100,твердо усвоить табличные случаи сложения и вычитания с переходом за десяток, а также ряд теоретических вопросов.
Анализ приемов сложения и вычитания чисел в пределах 100 показывает, что для их осознанного выполнения учащиеся должны хорошо знать нумерацию чисел в пределах, 100, твердо знать таблицу сложения и соответствующие случаи вычитания в пределах 10, усвоить следующие свойства действий сложения и вычитания: прибавление числа к сумме, вычитание числа из суммы, прибавление суммы к числу, вычитание суммы из числа, прибавление суммы к сумме и вычитание суммы из суммы(2 кл.).
Рассмотрим подробнее методику изучения свойств и вычислительных приемов.
Сложение и вычитание двузначных разрядных чисел сводится к сложению и вычитанию однозначных чисел, которые выражают число десятков. Например, чтобы к 50 прибавить 30, достаточно к 5 десяткам прибавить 3 десятка, получится 8 десятков, или 80, а чтобы из 50 вычесть 30, достаточно из 5 десятков вычесть 3 десятка, получится 2 десятка, или 20. Объяснение решения двух-трех примеров сопровождается иллюстрацией и такой записью:
70 + 20 60-40
7 дес. + 2 дес. ==9 дес. 6 дес. — 4 дес. = 2 дес.
70 + 20=90 60-40 = 20
В дальнейшем, на последующих двух-трех уроках, ученики проговаривают объяснение вслух, а затем про себя. В результате упражнений у учащихся постепенно вырабатывается навык.
Введению свойства прибавления числа к сумме должна предшествовать специальная _подготовительная работа, в результате которой учащиеся знакомятся с математическими выражениями «сумма чисел...» и «разность чисел...», учатся читать и записывать выражения со скобками, заменять двузначные неразрядные числа суммой их разрядных слагаемых. Эти вопросы рассматриваются при изучении сложения и вычитания чисел в пределах 10 и нумерации чисел в пределах 100.
Изучение каждого свойства строится примерно по одному плану: сначала, используя наглядные пособия, надо раскрыть суть самого свойства, затем научить детей применять его при выполнении различных упражнений учебного характера, и, наконец, научить, пользуясь знанием свойства, находить рациональные приемы вычислений с учетом особенностей каждого конкретного случая.
Методика работы над каждым вычислительным приемом строится примерно по одному плану: сначала ведется подготовка к ознакомлению с приемом, затем вводится прием и далее выполняются упражнения, направленные на формирование умения применять прием в разных конкретных условиях и на формирование вычислительного навыка.
Рассмотрим, как можно провести работу над приемами для случаев: 46 + 20 и 46 + 2, которые вводятся после усвоения учащимися свойства прибавления числа к сумме.
В качестве подготовки предлагается решение наиболее удобным способом примеров вида: (50 + 3)+40 и (30 + 6)4-2. При решении таких примеров учащиеся должны уяснить, во-первых, что удобнее десятки прибавлять к десяткам, а единицы к единицам, и, во-вторых, что в первом случае прибавляли 40 к числу 53, а во втором — прибавили 2 к 36.
При ознакомлении с приемом надо, выполняя соответствующие действия, опираться на наглядность, сопровождая их, соответствующими записями и словесными пояснениями.
Па доске запись: 46_+_20._ Дети читают пример и иллюстрируют числа с помощью полосок с кружками или с помощью палочек— все у себя на партах, а один ученик на доске
Суммой каких разрядных слагаемых заменим число 46? (40 и 6.) Покажите, как изображены эти слагаемые. (Показывают полоски.) Заменим число -46 суммой разрядных слагаемых.
Запись, па доске: 46+20=(40+6)+20
Прочитайте пример, который получился. (К сумме чисел 40 и 6 прибавить. 20.) Как удобнее вычислить результат? (Прибавить число 20 к 40, к первому слагаемому, и к полученному результату прибавить 6, второе слагаемое.) Выполним это на полосках. (К 4 полоскам придвигают 2 такие же полоски и еще 6 кружкой.) Вычислите результат. (К 40 прибавить 20, получится 60; к 6О прибавить 6, получиться 66)
Запись:46+20=(40+6)+20=(40+20)+6=66
Программа М. И. Моро
В начале темы на подготовительном этапе повторяют случаи сложения и вычитания двузначных чисел, которые изучили еще в теме «Нумерация чисел в пределах 100». Их теоретическую основу - знание разрядного состава чисел, соотношения между десятками и единицами, случаи сложения и вычитания в пределах 10. Это такие случае как:
прием сложения двузначного числа и разрядного без перехода через разряд. Это такие случаи:
М2М, ч.1, стр. 58
На уроке делают вывод: к единицам удобнее прибавлять (вычитать) единицы, а к десяткам десятки.
вычитание из двузначного неразрядного числа разрядного без перехода через разряд:
М2М, ч.1, стр. 59
Действия сначала моделируют на палочках, а потом учитель сообщает, что десятки удобнее вычитать из десятков, а единицы из единиц.
частный случай прибавления к двузначным однозначных, когда в сумме получается круглое число:
М2М, ч.1, стр. 60
вычитание однозначного числа из круглого. Частный случай
М2М, ч.1, стр. 61
случай вычитания двузначного числа из круглого вида: 60-24.
М2М, ч.1, стр. 62
сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через десяток. Используют прием прибавления по частям.
М2М, ч.1, стр. 66
Изучают вычитание из двузначного числа однозначного с переходом через разряд.
М2М, ч.1, стр. 67
1. Девятый этап в учебнике М2М, ч.2, стр. 4. Рассматривают случай сложения двузначного числа и двузначного без перехода через разряд:
45+23=68
(45+20)+3=68
М2М, ч.2, стр. 4
2. Прием вычитания из двузначного числа двузначного без перехода через разряд:
57-26=31
(57-20) -6=31
М2М, ч.2, стр. 5
3. прием сложения двузначного числа с двузначным с переходом через десяток, но в нынешнем учебнике его вообще нет, следовательно, учитель дает его самостоятельно:
45+28=73
(45+20)+8=73
4. прием вычитания из двузначного числа двузначного с переходом через разряд
52-24=28
(52-20)-4=28
М2М, ч.2, стр. 21
Программа Н. Б. Истомина
- Дети сначала повторяют сложение и вычитание десятков. Позже сравнивают случаи вида 4+2 и 40+20.
М2И, ч. 2, стр. 48
М2И, ч. 2, стр. 52
Выполняя упражнение 127, дети сравнивают модели треугольников и кругов. В результате замечают, что они различны количеством единиц.
Работая с моделью, дети учатся увеличивать двузначное число, состоящее из десятков и единиц на разное количество единиц. Наблюдение за изменением цифр.
- Выполняя упражнения 148, учатся складывать двузначное число с однозначным без перехода через разряд. Далее выполняют упражнения для закрепления.
М2И, ч.2, стр. 58
- Далее учатся вычитать из двузначного числа однозначное без перехода через разряд.
М2И, ч.2, стр. 62
- учатся сложению двузначного числа с однозначным, в результате которого получается круглое число, и вычитанию из круглого числа однозначного.
Начинают работу с выражений, но если возникают трудности, то переходят к выполнению работ с помощью моделей.
М2И, ч.1, стр. 21
М2И, ч.1, стр. 22
- Сложение двузначного и однозначного чисел с переходом через разряд.
Дети предлагают подобрать числа, которые можно прибавить к 36, чтобы получить число больше 40, при этом используют графические модели. После подборки вспоминают свойства сложения и порядок действий.
М2И, ч.1, стр. 94
М2И, ч.1, стр. 95
В ходе выполнения упражнений, дети замечают, что на странице 98. Нам встречаются наши герои программы Миша и Маша, которые приводят два варианта сложения, и предлагают детям выбрать удобный. Таким путём герои подводят детей к правилу сложения.
М2И, ч.1, стр. 98
- Далее учатся вычитать из двузначного числа однозначное с переходом через разряд.
М2И, ч.1, стр. 108
М2И, ч.1, стр. 109
- Сложение двузначных чисел с переходом через разряд.
Сначала сравнивают выражения, в которых одно число уже представлено в виде суммы разрядных слагаемых. Затем сравнивают столбики выражений и значения их сумм, делают вывод. Пытаются объяснить, как выполнять сложение и выбирают одно из объяснений Маши и Миши. Модели уже не используют.
М2И, ч.2, стр. 12
- Далее учатся вычитать из двузначного числа двузначное с переходом через разряд.
М2И, ч.2, стр. 20