КРАТКИЙ СЛОВАРЬ НЕОБХОДИМЫХ ТЕРМИНОВ




(ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ)

АВАТАРА (санскр. – букв. нисхождение, сошествие) – понятие инд.; религиозно-философского сознания, принятое в индуизме и буддизме для обозначения нисхождения божества в мир в антропоморфном, зооморфном: или ином превращенном облике.

 

АНИМАТИЗМ (лат. animatus – одушевленный) – вера в существование безличной силы, распространенной повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей.

 

АНИМИЗМ (лат. anima, animus – душа, дух) – вера в души и духов.

АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. anJrwpoV человек, morjh – форма, вид) – уподобление человеку, наделение предметов и явлений неживой природы, животных и мифических существ человеческими свойствами.

 

АНТРОПОСОФИЯ (греч. anJrwpoV человек и sojia – мудрость) – оккультно-мистическое учение о человеке, выделившееся из теософии. Согласно А., человек обретает наиболее полное знание и могущество не с помощью разума и чувств, а благодаря развитию скрытых в нем таинственных духовных сил путем усвоения предложенных системы воспитания, эстетического образования, медитирования.

 

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (греч. anJrwpoV – человек и лат. centrum – центр) – воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания.

 

АХИМСА, ахинса (санскр. – ненасилие) – принцип праведного религиозного поведения, являющийся основой этических учений индуизма, буддизма, джайнизма. Согласно вероучениям этих религий, нанесение вреда живым существам отягощает карму человека, тогда как соблюдение А., напротив, выступает необходимым условием духовного самосовершенствования и прогресса в цепи перерождений.

 

БИБЛИЯ (греч. bibloV – книга) – свод книг, составляющих Священное Писание христиан. Эти книги собраны в две группы: Священное Писание Ветхого Завета (39 книг) и Священное Писание Нового Завета (27 книг).

 

БЛАГОДАТЬ (греч. carsma – дар, оказанная милость) – термин христианского богословия, означающий действие Бога в человеке. Синонимом слова Б. в христианских текстах является термин «действование» (греч. energeia), т.е. проявление сокровенной природы Божества в человеке и мире.

 

БОГ (слав. – «наделяющий богатством», «дарующий благополучие»; родственно: др.-иран.– «участь», «господин», «бог»; др.-инд. bhaga – «благосостояние», «удача», «доля», «счастье», «наделяющий», «дарующий»; лат. dеus; греч. JeoV инд. deva, от корня div – «светить», «сиять») – в религиозных системах объективированное существо, которое предполагает веру в него и выступает как объект культа.

 

БОДХИСТТВА (санскр. – существо, стремящееся к просветлению) – в буддизме человек, решивший выйти из круга перерождений (сансары) и достичь состояния будды.

 

БРАХМН (санскр.) – ключевой священный образ инд. религий и важнейшее мировоззренческое понятие инд. религиозно-философских учений. Брахман – безличный Абсолют, невыразимый в каких-либо позитивных характеристиках; познание Б. возможно лишь как внерациональное постижение.

 

ГНОСТИЦИЗМ (греч. gnwstikoV – познающий) – мистическое религиозно-философское направление, возникшее в эпоху поздней античности. Г. – эзотерическое учение, противопоставляющее рациональному познанию и простой вере собственные мистические способы богопознания и самопознания.

 

ДЕИЗМ (лат. deus – бог) – учение, основанное на принципах рационализма, по которому Бог есть безличная разумная первопричина мира, находящаяся вне его и не участвующая в жизни природы и человека.

ИКОНА (греч. eikwn – образ) – священное изображение в православии, католицизме. И. представляет Христа, святых, ангелов, те или иные события библейской или церковной истории. Основные функции И.: 1) иллюстрация, пояснение сути представляемого события; 2) напоминание человеку о необходимости молитвенного обращения к тому, кто изображен на И., т.е. приглашение к молитве; 3) помощь в молитве, осуществляемая через специфические особенности иконографического построения, служащие собиранию ума, взгляда, сосредоточению; 4) благодатное соприкосновение человека с миром, являемым И.

 

ИМАМ (араб. – стоять впереди, предводительствовать) – 1) предстоятель на коллективной молитве мусульман; 2) глава мусульманской общины.

 

ИНИЦИАЦИЯ (лат. initiare – посвящать, вводить в культовые таинства) – посвятительный обряды у первобытных людей, цель которых – передать общеплеменные ценности и нормы поведения поколению, достигшему социального совершеннолетия.

 

КАББАЛА (др.-евр. – предание) – религиозно-мистическое учение, появившееся среди последователей иудейской религии в средние века. В учении каббализма важное место занимал человек и его связи с Богом: каждая человеческая личность может найти путь к непосредственному общению с высшими сферами.

 

КАРМА (санскр. – действие, причина, результат, обязанность, деятельность) – в учениях возникших в Индии религий – принцип универсальной причинности, непреложный действующий «закон возмездия» за совокупность поступков, намерений, определяющий будущее каждого живого существа в последующих перерождениях.

 

КАТЕХИЗИС (греч. kathcsiV – поучение, наставление) – краткое изложение христианского вероучения, обычно в форме вопросов и ответов. Предназначено для начального религиозного обучения верующих.

КОРАН (араб. аль-куран – чтение) – главная священная книга мусульман. К. разделен на 114 глав (сур), каждая глава имеет свое название, состоит из аятов (стихов). Главная тема К. – утверждение исламских принципов, предписаний, касающихся обязанности мусульман по отношению к Аллаху, которому следует верно служить и поклоняться.

 

ЛОГОС (греч. logoV – слово, речь, высказывание, рассуждение, рассказ; историческое сочинение, исследование положение, определение, учение; разум, умозаключение, разумное основание, мысль, понятие, закон, смысл) - понятие античной и средневековой философии, христианской теологии, а также новейшей религиозной философии.

 

МЕДИТАЦИЯ (лат. meditatio – досл. «размышление») – мыслительные действия, с помощью которых достигается состояние углубленности, возможно полного отвлечения от внешних воздействии путем сосредоточения на определенном объекте.

 

МЕТЕМПСИХОЗ (греч. metemyucwsiV – переодушевление) – один из поздних греч. терминов, обозначающий переселение душ, «облачение» души в тело. В лат. яз. этому термину соответствует слово реинкарнация.

 

МИСТИКА (греч. mustikoV – закрытый, таинственный) – вера в возможность непосредственного духовного общения человека с таинственными метафизическими силами (Бог, безличный Абсолют, первосущность мира, духи) путем, выходящим за пределы естественных человеческих способностей.

 

МОНОТЕИЗМ (греч. monoV один, единственный, JeoV – бог; букв. однобожие) – представление и понятие о единственном и едином Боге.

 

НИРВАНА (санскр. – угасание, прекращение, исчезновение) – в буддизме конечная цель религиозной практики, освобождение от страданий, однако ведущие буддийские направления по-разному толковали это важнейшее для первой мировой религии понятие.

 

ТАИНСТВО (лат. sacramentum) – изначально: всякая сокровенная мысль, вещь или действие; в дальнейшем: богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия.

 

ОККУЛЬТИЗМ (лат. occultus – тайный) часто употребляется как синоним слова греч. происхождения – эзотерический, что означает – для избранных, поэтому О. обычно определяется как скрытое от многих и открытое для немногих знание.

 

ПАНТЕИЗМ (греч. pan – все и JeoV – бог) – учение о единстве Бога и мира, идеальной и материальной сущности. П. – следствие осознания объективно существующей связи между духовным и материальным началом в человеке, между материальным миром и духовной жизнью человека.

 

ПОЛИТЕИЗМ (греч. rolu – много, JeoV – бог, букв. – многобожие) – представление о существовании нескольких или многих богов и их почитание. Политеистическими были религии Древнего мира, из ныне существующих таковыми являются буддизм, индуизм, джайнизм, даосизм, синтоизм и др.

 

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. providentia – провидение) – религиозная концепция истории как божественного промысла, понимание которого лежит за пределами возможностей человеческого разума.

 

ТАНАХ – гл. священная книга иудаизма, содержащая в себе основы вероучения и принципы религиозной жизни. В нее входят три свода текстов: Тора (Закон), Небиим (Пророки) и Кетубим (Писания). Т. в полном объеме вошел в христианскую Библию; вместе с т. наз. девтеро-каноническими книгами он составляет Ветхий Завет.

 

ТЕИЗМ (греч. JeoV – бог) – религиозное воззрение, содержание которого составляют понятие о Боге, обоснование Его существования, представления о Его отношении к миру и человеку.

 

ТЕОДИЦЕЯ (греч. JeoV -бог и dikh – справедливость, т.е. богооправдание) – религиозно-философская концепция, отстаивающая правомерность и целесообразность существования зла в мире, созданном Богом – источником абсолютного добра.

 

ТЕОСОФИЯ (греч. JeoV – бог и soji – мудрость, знание; букв. – божественная мудрость, богопознание) – мистическое учение, в котором обосновывается возможность непосредственного постижения скрытой от непосвященных таинственной реальности, божественных тайн с помощью мистического опыта.

 

ТРОИЦА – фундаментальная категория христианского богословия, выражающая троичность, трехличностность, божественной реальности. Т. составляют личности Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого.

 

ФЕТИШИЗМ (португ. feitico – амулет, магическая вещь) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются не присущие им свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.).

 

ШАРИАТ (араб. шариа – правильный путь), – свод мусульманских законов, комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, социально-религиозной жизни и поступков мусульманина. Ш. – божественный закон для мусульман основывается на Коране и Сунне.

ЭКУМЕНИЗМ (греч. oikoumenh - Вселенная, обитаемый мир) – взгляды и позиции, отражающие стремление различных направлений к объединению в «единой вере» при сохранении плюрализма в вероучении, культе и организации.

 

ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. ЕscatoV – последний, конечный и logoV – слово, учение) – религиозное учение о конечных судьбах отдельных людей, человечества и мира в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: