для самостоятельной работы




Вопросы и тренинговые контрольные задания

1. Раскройте сущность понятия дидактики.

2. Каковы особенности возникновения и развития теории начального обучения и образования?

3. Каковы место и задачи начального обучения в системе непрерывного образования?

4. Какова общая направленность теории начального обучения в других странах?

5. Выберите из правой колонки и укажите против каждого дидактического понятия (левая колонка) соответствующую ему сущностную характеристику.

Процесс Система знаний о природе, обществе, человеке,
обучения а также соответствующих умений и навыков, овладение которой
  обеспечивает гармоническое
  развитие личности учащихся
Принципы Способы организации учебного процесса, который осуществляется
дидактики в определенном порядке
Содержание Усвоение учащимися под руководством учителя
образования знаний, умений и навыков, развитие у них познавательных способностей,
и обучения культуры учебного труда, качеств
  воспитанности.
Формы Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на
организации решение задач образования, воспитания, развития.
учебной работы Исходные, руководящие положения, определяющие деятельность учителя деятельности школьников.
Методы  
обучения  
   

6. Укажите слева дидактические понятия, а справа – методические Общие закономерности изучения всех учебных дисциплин.

Закономерности изучения конкретного учебного предмета.

 

Обучение математике. Обучение в школе



Активность речевая, экологической деятельности. Активность познавательная.

Урок обучения грамоте, урок письма, урок труда. Урок – форма организации учебной работы учителя, учащихся.

Словесный метод обучения – беседа. Аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

Наблюдения метеорологические, сезонные. Наглядный метод обучения – наблюдение.

Практический метод обучения – упражнение (по образцу, тренировочное, творческое). Метод решения задач, списывания с грамматико-орфографическим заданием.

7. Укажите авторов – представителей классической педагогики и их основные труды, в которых обоснованы приведенные педагогические по-ложения.

Впервые выдвинул задачу: «всех учить всему». Обосновал принципы, содержание, методы, классно-урочную организацию обучения.

Обосновал концепцию воспитания джентльмена, его физического и умственного развития, ранней профессиональной подготовки, формирования готовности к «взрослой жизни», к предстоящей деятельности.

Критиковал современный ему книжный характер обучения. «Истинные наши учителя, – утверждал он, – это опыт и чувствования». Выдвинул идею свободного развития естественных сил ребенка, обучения детей с учетом их интересов, потребностей.

 

Считал, что процесс обучения должно строить по четырем ступе-

ням:

o ясности – выделение материала, углубленное его

рассмотрение;

o ассоциации – связь нового материала с прошлы-ми знаниями;

o системы – формирование выводов, понятий, за-конов;

o методы – применение полученных знаний.

Обосновал теорию элементарного обучения. Основными элементами его являются: число, форма, слово. Познание их надо начинать с простейших выражений: в слове – звук, в форме – линия, в числе – единица


8. Укажите авторов – представителей классической педагогики, их основные труды, в которых обоснованы приведенные педагогические положения.

Обосновал идею о развитии дремлющих сил и способностей детей. В школе, отмечал он, должны царить мышление, вопросы, ответы, искания и нахождения. Плохой учитель сообщает истину, утверждал он, хороший – учит ее находить.

Основатель отечественной теории обучения. Развитие мышления ребенка – одна из ведущих идей в его дидактике. Автор учебников «Родное слово», «Детский мир». По ним учились несколько поколений детей.

Вего трудах получила развитие идея свободного развития личности, ее творческих способностей. Если ученик в школе не научился сам ничего творить, писал он, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать.

9. Кому из педагогов-новаторов принадлежат указанные педагогические положения. Обозначьте авторов этих положений и названия их книг.

Обеспечение гуманного отношения к детям, проявление к ним внимания, чуткости, педагогического такта, заботливости, готовности поддержать культуру их поведения без авторитарности.

Использование в учебном процессе «опорных сигналов», «творческих конспектов», ускоряющих и облегчающих логические запоминания учебного материала.

Применение в процессе обучения «опорных схем», комментированного управления, обеспечивающих овладение детьми более основа-тельными знаниями, умениями и навыками.

Создание комнат ученического творчества, включение детей в разнообразную творческую деятельность, приобщение их к труду, техни-ке, искусству, к изготовлению изделий, к участию в конструировании, моделировании, к ведению «творческих книжек», содействующих само-утверждению, самореализации учащихся.

10. Кому из зарубежных ученых принадлежат данные утверждения?

В учебном процессе преимущественно следует использовать «вопросоответный метод открытий». Если будут применены эффективные методы обучения, то ребенок усвоит любой, в том числе и сложный учебный материал.


Формирование знаний, умений и навыков, развитие личности младшего школьника осуществляется через личный опыт на основе «на-щупывающего эксперимента», «самостоятельного открытия истин».

В процессе обучения должны найти широкое применение различные самоинформирующие учебные пособия, тетради с печатной основой, обучающие карточки.

Через обучение управлять ходом развития мышления детей. Научение должно осуществляться «посредством открытий».

11. О каких зарубежных теориях обучения говорится ниже? Место книжной учебы, лишенной связи с жизнью, занял принцип

активного обучения. Учебный процесс сближается с жизнью, с практической деятельностью, осуществляется при выполнении конкретных дел, работы по дереву, с металлом, тканью и т.п. Интересы ребенка определяют содержание, методику обучения.

Поведение человека – управляемый процесс. Его формирование осуществляется по схеме: «стимул – реакция – подкрепление ». Стимул сначала вызывает беспорядочную реакцию. В результате проб и ошибок происходит отбор удачных действий. Вследствие положительного под-крепления (поощрение, награда) между стимулом и реакцией устанавливаются прочные связи. Формируется требуемое поведение как совокупность движений, действий, возникающих в ответ на раздражение.

 

Каждая личность – неповторимая, уникальная, она сама творит свой мир, каким она его хочет видеть. Коллектив вредит самобытности личности, подавляет ее «Я». Следует создавать условия для самовыражения личности, развития чувств, интуиции, настроения.

Мир – воплощение «божественного разума». Человек – индивид и личность. Индивид – материальное, телесное существо, личность –

бессмертная душа. Обучение и воспитание должны обеспечить христианское совершенствование, веру в Бога, спасение души.

12. О каких зарубежных теориях обучения говорится ниже?

В школе вводится свободный режим дня. Учебная работа организуется по желанию детей. Они сами выбирают предметы для занятий в центрах по интересам; группы детей комплектуются только на время изучения той или иной дисциплины.

Все предметы в течение восьми лет ведет один учитель. Учебные занятия проводятся по родному языку и литературе, математике, биологии, иностранным языкам, музыке, рисованию, труду. Обучение безотметочное.

Создаются условия для естественного процесса развития. Реализуются идеи педагогики ненасилия. Дети сами свободно выбирают формы занятий, им ничто не навязывается; обучение идет в соответствии с принципом: «Помоги мне это сделать самому».

Утверждается, что школа губит развитие индивидуальных и творческих способностей детей. Поэтому школа отрицается как образовательное учреждение, отрицаются учебные программы, планы, систематическое обучение, классно -урочная систем организации учебного процесса. Обучение ведется через средства массовой информации, вне школы – в библиотеке, музее, клубах по интересам, с помощью теле- и радиопередач.

Создаются условия для естественного процесса развития. Реализуются идеи педагогики ненасилия. Дети сами свободно выбирают формы занятий, им ничто не навязывается; обучение идет в соответствии с принципом: «Помоги мне это сделать самому».

Утверждается, что школа губит развитие индивидуальных и творческих способностей детей. Поэтому школа отрицается как образовательное учреждение, отрицаются учебные программы, планы, систематическое обучение, классно -урочная систем организации учебного процесса. Обучение ведется через средства массовой информации, вне школы – в библиотеке, музее, клубах по интересам, с помощью теле- и радиопередач.



 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: