Функции социальной работы на современном этапе.




Социальная работа в самом общем виде представляет собой сложное общественное явление, выражающееся в своеобразной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, в соответствии с особенностями национально-культурного, социально-политического развития. Социальная работа также выступает как самостоятельная область научно-практического знания, профессия и учебная дисциплина.

Национальная Ассоциация социальных работников США понимает под социальной работой «профессиональную деятельность по оказанию помощи с целью усиления и возрождения способности индивидов к социальному функционированию и созданию для этого благоприятных общественных условий».

Главной особенностью современного этапа развития российской социальной работы на сегодняшний день можно считать активную наработку законодательной базы и процесс становления круга профессиональных социальных работников, способных обеспечить работу со значительным количеством населения.

Современный этап развития социальной работы в стране можно также характеризовать направленностью на борьбу с определенной социальной напряженностью. О ней свидетельствуют высокий коэффициент смертности, растущее число детей, рожденных вне брака, и детей-сирот при живых родителях, многочисленные разводы, большая доля неполных семей, огромное количество производимых абортов, обострение проблем детской инвалидности, рост преступности несовершеннолетних. Россия не только вышла «на передовые рубежи» по количеству алкоголиков, но и уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств.

Другой особенностью можно назвать тенденции благотворительности. Ведь зрелость гражданского общества определяет не только развитое законодательство, защищающее права отдельного гражданина, но и наличие негосударственных благотворительных организаций.

Социальная работа в России всё еще находится в стадии развития, поэтому современный этап можно характеризовать выработкой научных концепций социальной работы, наработкой законодательной базы, разработкой различных социальных технологий.

Можно выделить следующие функции социальной работы на современном этапе:

1) аналитико-информационная функция социальной службы предполагает сбор и анализ информации социально-демографического, медико-социального и криминального характера о состоянии населения в районе, области, о соотношении групп социального риска в общем составе населения региона. В этом контексте осуществляется анализ реальной потребности и наличия различных лечебных, учебно-воспитательных, реабилитационных, консультационных и других социальных служб и институтов, выполняющих функции поддержки и помощи семье, несовершеннолетним, одиноким, престарелым, инвалидам;

2) прогностическая функция означает предвидение развития событий, процессов, программирование, прогнозирование воздействия на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, моделирование социального поведения этих объектов; определение целей и способов вмешательства социального работника в проблемы клиента; прогнозирования, программирования, проектирования процессов решения проблем клиентов с целью оказания квалифицированной помощи.

3) организационно-управленческая функция означает решение вопросов материально-технического, организационного, кадрового обеспечения развивающейся системы социальных служб и институтов, направленных на решение медико-социальных, социально-бытовых, социально-правовых, репродуктивных и других проблем семьи, детства, инвалидов и престарелых. Она предполагает координацию усилий и средств различных ведомств (здравоохранения, народного образования, культуры, спорта, правоохранительных органов, органов соц.обеспечения, коммунального хозяйства, общественных и благотворительных организаций и т. д.). В то же время она включает контроль за исполнением решений местного Совета народных депутатов, вышестоящих органов, связанных с охраной и защитой прав женщин и детей, поддержкой и помощью семье и детям;

4) социально-бытовая функция социальной службы семьи и детства заключается в решении бытовых вопросов, в психологической подготовке и социальной адаптации инвалидов, престарелых, одиноких, осуществлении медико-социального патронажа и помощи им;

5) Социально-экономическая: содействие и оказание необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, детям-сиротам, пожилым людям, молодым семьям), предоставление натуральной и денежной помощи, установления льгот; предоставление пособий, единовременных компенсаций; осуществление социально-бытового патронажа.

6) Контрольно-надзорная: осуществление контроля за выполнением принятых решений, за целевым использованием средств, предусмотренных для предоставления адресной социальной помощи. Проведение проверок предоставления социальной помощи, для участия в которых привлекаются соответствующие специалисты. Оформление необходимых документов, проверка правильности заполнения и их выдачи на получение государственной социальной помощи. Проверка правильности предоставления социальной помощи.

7) Рекламно-пропагандистская: организация рекламы социальных услуг, пропаганда и распространение идей социальной защиты человека, обеспечения клиентов необходимой информацией в понятной и доступной для них форме, предоставление многовариантных советов и предложений.

8) Научно-исследовательская: определение проблем, конкретных тем исследований; отбор, анализ литературных источников, опыт; использование научных методов сбора первичной информации и ее обработки; оформление результатов исследований и определения путей внедрения их в практику.

9) функция укрепления семейно-брачных отношений реализуется, например, в социальной помощи по организации службы знакомств, медико-психологических консультаций для супругов и людей, вступающих в брак, а также в организации семейного досуга, открытие служб доверия, подготовке молодежи к брачно-семейным отношениям;

10) функция поддержки репродуктивности семьи направлена на создание медико-социальных, социально-бытовых и социально-психологических условий, обеспечивающих здоровое физическое и социальное развитие детей, подрастающего поколения, включая медико-генетические, психолого-педагогические консультации, службу планирования семьи, социально-медицинский патронаж и деятельность социальных педагогов и психологов;

11) Социально-медицинская: организация работы по формированию здорового образа жизни, помощь в овладении основами оказания первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами; организация работы по планированию семьи, формирование ответственного отношения к репродуктивной и сексуального поведения, содействие в подготовке молодежи к семейной жизни, содействие формированию здорового образа жизни, главные составляющие которого - организация медико-социальной защиты населения, научное обоснование и своевременное принятие мер сохранения, поддержки и защиты нормального уровня жизни и здоровья людей.

12) социально-реабилитационная функция, заключающаяся в социальной адаптации и реабилитации граждан, по разным причинам (болезнь, инвалидность, наркомания, лишение свободы в связи с отбытием наказания, переживание стресса вследствие стихийного бедствия, насилия, и т. д.) испытывающих социально-экономические, профессиональные и другие затруднения в системе общественных, семейных, производственных и других отношений, вызывающие различные формы социальной дезадаптации;

13) функция социально-правовой и социально-экономической поддержки, заключается в помощи по реализации гражданами своих трудовых, жилищных, семейных и других социальных прав, в случае необходимости восстановления этих прав через судебные и другие допускаемые законодательством меры;

14) социально-психологические функции, предполагают оказание психологической помощи в решении личностных, детско-родительских, супружеских и других проблем психологического характера, обращение в случае необходимости в специализированные психологические службы;

15) Социально-коммуникативная: установление контактов с теми, кто нуждается в помощи и поддержке, организация обмена информацией, содействие включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помощь в восприятии и понимании другого человека; формирование стратегии и тактики сотрудничества социального работника с клиентами.

16) Правозащитная: использование законов и правовых актов, направленных на оказание помощи, поддержка и защита населения, проживающего в стране и за ее пределами; использование правовых норм для защиты прав и интересов клиентов, содействие в применении средств государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, прибегающих к прямым или косвенных противоправных действий в отношении клиентов.

17) Превентивная: предвидение и приведения в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений; организация социально-терапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и другой помощи; обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи; предотвращения возникновения возможных жизненных проблем у отдельных индивидов; сохранение, поддержка и защита нормального уровня жизни и здоровья людей.

18) Социально-педагогическая: выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (воспитательной, учебной, образовательной, спортивно-оздоровительной деятельности, технической, художественном творчестве, туризме), привлечение к работе различных учреждений, организаций, общественности, творческих и других союзов, специалистов, тренеров, организаторов туристско-краеведческой работы, содействие социализации личности.

19) Образовательная: формирование заинтересованности работников в обучении и повышении квалификации., создание благоприятных условий для обучения, выявление индивидуальных потребностей работников в обучении, разработка проектов планов подготовки и повышения квалификации кадров. Использование инновационных методов обучения, новейших технологий, проведение просветительских курсов, тренингов, семинаров для клиентов социальных служб с целью повышения информированности в различных сферах жизни, формирование социальных навыков, жизненной компетенции.

Реализация указанных функций в деятельности социального работника возможна только при овладении им знаниями и умениями, предусмотренными Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области социальной работы. Функции социальной работы определяют и ее структуру, и уровни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: