Психологические основы воспитательного процесса
Л. С. Выготского. В 1926 г. в книге «Педагогическая психология» он выдвинул тезис о том, что главной фигурой воспитания является сам ребенок [25]. Данное положение обусловлено тем, что единственным воспитателем, способным образовать новые реакции в организме, является собственный опыт организма. Поэтому в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался сам».
Это позволило Л. С. Выготскому сформулировать, говоря его словами, «формулу» воспитательного процесса:воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды.
Понятия
Воспитанность - уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств.
Мораль - (от лат. moralis — традиция, народный обычай) — понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, выражающие высшие ценности, через которые человек проявляет себя как разумное, сознательное и свободное создание. Понятие «Мораль» формулируется в филос. размышлении с целью обобщения тех сторон человеческой жизни, которые обозначились понятиями «благо (добро) и зло», «добродетель и порок», «справедливость и своенравность»
Нравственность - под нравственностью в ряде случаев подразумевают внутреннюю или интериоризированную сторону морали, в то время как последняя рассматривается как внешняя по отношению к индивиду. Понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом.
Формирование самоконтроля и самооценки в процессе воспитания
По новым стандартам у ребенка будут сформированы регулятивные универсальные учебные действия, в том числе и самооценка.
Л.С.Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе.
Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную функцию. Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, её возможности. Ориентируясь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных.
Задача, которая встаёт перед педагогом- помочь ребёнку c первых дней обучения овладеть контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия, формировать у детей младшего школьного возраста самооценку. Научить ребят объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Необходимо ставить ученика в позицию учителя, предъявлять ему четкие критерии для оценки учебной работы товарища и учить оценивать и анализировать деятельность одноклассников с точки зрения заданных критериев. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности, необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.
Психологические основы работы с трудными детьми
«Трудные дети» — это дети с отклонениями в развитии, в частности, нравственном и с отклоняющимся поведением, с закрепленными отрицательными формами поведения. «Трудный» — это такой ребенок, школьник, который требует особого отношения, пристального внимания воспитателя и группы сверстников, это ученик, к которому необходим индивидуальный подход.
Рассмотрим одну из возможных классификаций «трудных детей»:
1. Педагогически запущенные дети.
2. Дети, требующие медицинской помощи.
3. Неуспевающие дети.
4. Одаренные дети.
В категории педагогически запущенных детей условно можно выделить 3 подгруппы: дети с отклонениями в поведении, дети с социальной, в частности, школьной дезадаптацией, дети с акцентуированным характером.
В работе с подростками, имеющими отклонения в поведении, необходимо учитывать 3 момента:
- В общении с ними очень важно теплое, сердечное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение;
- Необходимо выявлять то положительное, что имеется в личности каждого ученика
- Открытое выражение доверия к нравственным силам «трудных» подростков.
— доверие должно быть естественным и непринужденным;
— учитель, воспитатель должен быть уверен, что отрицательные черты личности подростка не укоренились настолько, чтобы заглушить здоровые нравственные тенденции;
— учитель, воспитатель должен терпеливо и тактично, без унижения чувства собственного достоинства подростка помогать ему, вовремя оказывать ему помощь и поддержку.
Социальная (школьная) дезадаптация включает в себя такие формы поведения человека (школьника), которая свидетельствует о плохой приспособленности человека к обществу (ребенка к школе).
Существуют различные классификации неуспевающих детей. Рассмотрим классификацию неуспевающих, предложенную Ю.З.Гильбухом.
Выделено три типа неуспевающих детей (А, Б и В). В каждом типе — по три группы
Тип А — дети с низкой интенсивностью учебной деятельности (ученик, как принято говорить в таких случаях, просто «не работает»):
отсутствие устойчивых мотивов учения в школе при ярко выраженной направленности на различные виды школьной активности;
- незначительные нарушения отдельных функций эмоционально-волевой сферы;
- задержка в развитии эмоционально-волевой сферы.
Тип Б — дети с низкой эффективностью учебной деятельности (ребенок затрачивает значительные усилия на выполнение учебных заданий, но не справляется с ними):
- низкий уровень развития познавательных способностей;
- инертный тип нервной системы;
- большие пропуски учебного времени из-за длительной болезни или неблагоприятных домашних условий.
Тип В — дети с сочетанием признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности: