Эстетический опыт в компьютерно-сетевом пространстве




Сегодня проблемы виртуальности, виртуальной реальности привлекают все большее внимание исследователей самых разных дисциплин, что вполне закономерно. Цифровая электроника, ставшая знаменем научно-технического прогресса современности, не только активно вошла в повседневную жизнь каждого человека, но ее продукты, существенно меняя менталитет, сознание, психологию восприятия человека, активно вытесняют традиционную Культуру, культуру Книги и классического искусства из актуального пространства современной цивилизации.

В статье Бычкова, виртуальность- одна из сфер культуры будущего, в которой реализуются наработки авангардно-модернистских направлении искусства XX в. Причины находятся не только в несомненной бытовой и научно вспомогательной пользе дигитальной техники. Быть может, гораздо большее значение для современного человека, утратившего веру в Бога и какие-либо иные (особенно духовные) миры кроме земного, имеют открываемые компьютерными технологиями новые возможности удовлетворения важнейших потребностей человеческого духа, связанных с прорывом за границы реального, в область иного, в частности, виртуального. Одну из таких возможностей человеку издавна давал эстетический опыт, прежде всего, опыт искусства. И хотя вопрос о наличии в искусстве «виртуальной» реальности не новый в эстетике, сегодня он ставится и решается совершенно по-новому. Во-первых, существенно трансформировалось искусство, прошедшее в XX в. путь от классики через авангард, модернизм, постмодернизм к арт практикам дигитальных сетей. Во-вторых, благодаря развитию компьютерных технологий радикально изменилось представление о самой виртуальной реальности.

«Виртуалистика» -совокупность элементов, связанных не только с самой виртуальной реальностью, но и с любым использованием компьютерной техники.
Суть виртуальной реальности заключается в том, что реципиент, с помощью компьютера, может проникать в образе своего электронного двойника, формировать его и свой собственный образ, активно участвовать в арт-игровых ситуациях, модифицировать их по своему усмотрению, коммуницировать как с виртуальными,так и с другими участниками, и при этом испытывать комплекс ощущений, полностью адекватный действиям и ощущениям человека в реальной жизненной ситуации.
В отличие от классического искусства, виртуальные арт-миры в идеале ориентированы не на изображение жизни, а на ее свободное моделирование, претендуют быть самой этой жизнью, самоорганизующейся в сложной нелинейной психотехногенной системе: человек-компьютер-сетевой пространственно-временной континуум. Фактически это ничем не ограниченный пучок возможных жизней человека, активно использующий все органы чувств и способы реагирования на внешние раздражители. Важнейшим условием, «перевоплощения» должно быть постоянное сохранение реципиентом своего подлинного Я, ощущение дистанции между реальным Я и виртуальным. Только в этом случае виртуальная реальность может претендовать на статус феномена искусства и участвовать в событии эстетического опыта.
Современная научно-фантастическая литература и кинематограф уже дали множество возможных моделей действий человека в виртуальной реальности, как правило, нехудожественной: в них или вообще стирается грань между реальным и виртуальным мирами, или при сохранении этой грани персонажи посещают виртуальную реальность отнюдь не с эстетическими целями (фильм «Матрица»)

Сегодня еще хотелось бы надеяться, что человеческий разум не выпустит техногенного джина из бутылки, и виртуальная реальность будет существовать только как арт-реальность, удовлетворяющая эстетические запросы человека, полностью подвластная ему, а не порабощающая его.
Собственно виртуальная реальность как полноценный феномен компьютерно-сетевого искусства находится еще в стадии активного становления. Тем не менее, уже сегодня мы можем наблюдать за формами и этапами этого становления, подготовить методологическую базу для изучения возникающего принципиально нового феномена бытия и сознания, выявить пространство ныне существующих аналогий, пара-, квази-, прото-феноменов компьютерно-сетевой арт-виртуальности.
Опираясь на введенное выше понятие «виртуальной реальности» для художественно-эстетической сферы, мы считаем целесообразным классифицировать всю область виртуальности, так или иначе связанной с искусством и эстетическим опытом, и частично уже выявленной наукой, по пяти разрядам: 1. Естественная виртуальность; 2. Искусство как виртуальная реальность; 3. Паравиртуальная реальность; 4. Протовиртуальная реальность; 5. Виртуальная реальность.
Естественная виртуальность - это изначально присущая человеку сфера его духовно-психической деятельности, реализующаяся в сновидениях, грезах, мечтах, видениях наяву, бредовых галлюцинациях, детских играх, фантазировании
Искусство как виртуальная реальность. Эта проблема давно и хорошо известна эстетике и неплохо разработана в ней без употребления понятия «виртуальная реальность». Нам же здесь важно напомнить, что по существу весь образно-символический мир, создаваемый искусством, может быть понят как своеобразный космос виртуальных миров, каждый из которых уникален и полностью реализуется только в акте эстетического восприятия конкретного произведения искусства конкретным реципиентом.
Паравиртуальная реальность. К ней мы относим две сферы в художественной культуре XX в.: а) психоделическое искусство и б)всевозможные наработки элементов виртуальности в авангардно-модернистско-постмодернистском искусстве, возникающих на базе традиционных «носителей» искусства, без применения особой техники, прежде всего, электроники. Эти элементы и даже целые квазивиртуальные миры создаются отчасти осознанно, но чаще всего возникают самопроизвольно под влиянием всей современной, техногенно ориентированной атмосферы в культуре, точнее, уже в пост-культуре.
Протовиртуальная реальность. К этой сфере мы относим все формы и элементы виртуальности, возникающие или



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: