Конспект урока по предмету речевая практика 1 класс
Тема: Колобок (Русская народная сказка). 2 урок
Цель: развитие связной речи школьников.
Задачи:
Учить детей описывать животных, называть их характерные признаки, разгадывать загадки.
Развивать память и воображение, логическое мышление и интонационную выразительность речи.
Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей; учить детей пересказывать знакомую сказку от «лица» разных героев этой сказки.
Воспитывать интерес к родному языку, умение внимательно слушать рассказчика, прививать любовь к русским народным сказкам и воспитывать доброе отношение к их героям.
Ход урока.
Организационный момент.
- Вот и прозвенел звонок
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь,
И работать не ленитесь.
- Итак, на уроке слушаем меня внимательно и стараемся чётко проговаривать слова.
Актуализация знаний.
Вы много знаете сказок и их героев.
- Скакой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
Ребята, сегодня на уроке мы с вами вспомним эту сказку. А знаете ли вы, кто сочинил эту сказку?
Ответы детей.
Это русская народная сказка. Другими словами, у нее нет автора. Создатель этой сказки - народ.
Вспомним героев этой сказки.
Загадки.
А теперь отгадаем загадки:
Он главный герой этой сказки. Для того, чтобы узнать его имя, надо правильно отгадать загадку:
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол.
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Кто же это?
Колобок.
Давайте вместе проговорим чистоговорку.
Чистоговорка: ОК-ОК-ОК – пришел к нам в гости Колобок.
На доску вывешивается картинка с изображением Колобка.
Мама Колобочка
В стареньком платочке.
Поскребла и помела –
Колобочка испекла. (Баба)
На доску вывешивается картинка с изображением бабы.
Он живет, но не в лесу,
Любит хлеб и колбасу,
Но, коль есть одна мука,
Съесть готов и Колобка. (Дед)
На доску вывешивается картинка с изображением деда.
- Молодцы. А как вы думаете, Колобок был послушным или нет?
- Непослушным, потому что он убежал от дедушки и бабушки.
- А что потом произошло?
- Колобок покатился в лес.
- Ребята, если сейчас вы правильно отгадаете мою загадку, то узнаете, кто первый повстречался Колобку в лесу:
Есть в лесу большой трусишка,
Цветом он похож на мышку.
Любит кушать он морковку,
Очень ловко скачет в горку. (Заяц.)
- Давайте проговорим чистоговорку.
Чистоговорка: АЙ-АЙ-АЙ – зайку ты скорей встречай.
На доску вывешивается картинка с изображением зайца.
Ребята, давайте посмотрим на картинку и опишем зайчика (какой он, что он ест)
Зайка серенький, пушистый, с длинными ушками. Любит морковку и капусту.
- А теперь давайте отгадаем следующую загадку и узнаем, кого Колобок повстречал вторым в лесу?
На собаку он похож.
Зубы острые, как нож!
Он голодный день и ночь,
На овцу напасть не прочь. (Волк.)
- Правильно. Давайте с вами проговорим чистоговорку.
Чистоговорка:ЖУ-ЖУ-ЖУ – волк не страшен лишь ежу.
ГИ-ГИ-ГИ – от нас волк скорей беги.
На доску вывешивается картинка с изображением волка.
Давайте опишем волка.
Серый, злой, страшный, с острыми зубами.
- Давайте порычим, как волк.
- Р-р-р.
Колобок убежал от волка?
- Да.
- Для того, чтобы узнать, кого следующего он встретил на своем пути, надо правильно отгадать загадку:
Он большой и косолапый,
Очень любит кушать мед.
Зиму всю он спит в берлоге,
Лапу бурую сосет. (Медведь)
- Правильно. Давайте все вместе проговорим чистоговорку.
Чистоговорка: ЁТ-ЁТ-ЁТ – мишка очень любит мед.
На доску вывешивается картинка с изображением медведя.
- Кто из вас знает, что делают медведи зимой?
- Спят в берлоге.
Колобку повезло, он смог уйти от зайца, волка и медведя. А кого потом встретил Колобок? Узнаем, если правильно отгадаем загадку:
Живет в лесу хитрый зверек,
С пушистым рыжим хвостиком.
Волку серому сестра,
А зовут ее... (Лиса.)
Правильно. Давайте проговорим чистоговорку.
Чистоговорка: СА-СА-СА – идет хитрая лиса.
На доску вывешивается картинка с изображением лисы.
Дети, кто из вас может описать лису?
Рыжая, игривая, ласковая, хитрая, с длинным пушистым хвостом.
- Ребята, а удалось ли Колобку уйти от хитрой лисы?
- Нет. Лиса притворилась глухой, она попросила Колобка сесть ей на носок и пропеть свою песенку, а сама съела Колобка.
- Да, перехитрила лиса Колобка. Поэтому, ребята, чтобы не попасть в беду, надо слушаться родителей, не убегать от них и не разговаривать с незнакомыми.
3. Физкультминутка «Колобок»:
Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,
(руки месят тесто)
Доставала из печи
(руки вверх, в стороны, вниз)
Ни пирог, ни калачи,
(повороты туловища влево - вправо, руки в стороны)
Как поставила на стол
(приседания)
Он от бабушки с дедушкой ушел.
(прыжки)
Кто же бегает без ног?
(хлопки в ладоши)
Это желтый Колобок.
Инсценировка сказки.
- Ребята, а кто-нибудь из вас ходил в театр?
- А что делают в театре? (смотрят спектакли)
- А кто знает, как называют людей, которые работают в театре и показывают нам спектакли?
- Давайте представим, что вы актёры и сейчас мы покажем спектакль.
- У меня есть теремок, в котором живут герои сказки «Колобок».
(достаю героев, называем их, раздаю героев)
- А теперь все актёры выйдите сюда, а зрители вам похлопают. Молодцы, садитесь на место.
- Вам понравилось быть актёрами?
Работа с разрезными картинками.
Итог урока.
- А теперь давайте вспомним, какая сказка к нам приходила в гости?
- "Колобок".
- Кто ее сочинил?
- Народ.
- Все ли герои сказки вам понравились?
- Нет. Не понравилась лиса, потому что она обманула Колобка и съела его.
- Я с вами согласна, дети. Лиса поступила плохо. Но и Колобку надо было вести себя осторожнее. Ребята, мы с вами очень хорошо потрудились, вы были внимательными, послушными и сообразительными.