Развитие психодиагностики в период с 1901 г. до конца 1920-х гг.




Лекция 2: Психодиагностика в 20 веке.

 

Наиболее заметным достижением в области измерения индивидуальных различия, ознаменовавшим начало ХХ в., были тесты А. Бине, с именем которого также связано преодоление одного из первых кризисов в тестировании интеллекта. Шкалу бине начинают использовать всё более широко в развитых странах.

Одним из первых в США этот тест применил Генри Годдард, который включил его в группу методик, предназначенных для обследования прибывающих из Европы иммигрантов. Работа Годдарта отчётливо продемонстрировала, что может дать применение неадаптированного теста при обследовании людей, плохо владеющих английским языком или не знающих его вовсе. По данным этого обследования получалось, что 83% евреев, 80% венгров, 79% итальянцев и 87% выходцев из России могли быть охарактеризованы как слабоумные.

Неудовлетворённый переводом шкалы Бине-Симона (редакция 1908 г.), который представил Г.Годдарт, другой американский психолог Льюис Меддисон Термен в сотрудничестве с Х.Д. Чайлдз приступил к новой адаптации теста. Его подход заключался в проверке валидности и надёжности заданий шкалы так же, как это делал сам Бине, но на этот раз в США. Многие задания теста были модифицированы, а также добавлены новые. Это шкала (Стендфордская версия шкалы Бине-Симона) была стандартизирована на 2100 детях и 180 взрослых. Она охватила диапазон от трёхлетнего возраста до уровня взрослых старшего возраста, но не включала тестов для 11 лет. Результат выражался как соотношение умственного развития с возрастом и мог быть преобразован в коэффициент интеллекта или IQ. Заслугой Термена является также то, что впервые в истории тестирования была разработана серия подробных инструкция для проведения теста и определения результатов. Термен многократно подчёркивал, что отклонения от стандартной процедуры тестирования могут быть причиной серьёзных ошибок.

Стендфордская версия шкалы вскоре стала наиболее используемой для определения умственных способностей в США. Но всё ещё слишком заметный акцент делался на вербальные навыки, что приводило, например, к неоправданно низким результатам у лиц, родившихся за рубежом.

Используя эту шкалу, Термен также убедился в том, что она слишком легкая для младшего школьного возраста и слишком трудная для старших возрастов. Эти, как и некоторые другие замечания, не умаляли в целом положительного отношения к шкале. Термен писал, что психолог, её использующий, может получить после 45-минутной диагностики более надёжную и более информативную оценку умственный способностей ребёнка, чем та, которую могут предложить большинство учителей после года ежедневного общения с учащимся в классе.

После принятия во внимание некоторых из этих рекомендация шкала Бине, изданная в 1911 г., была расширена от трехлетнего до уровня взрослого возраста, но исключала возраст 11,13 и 14 лет. Результат продолжал выражаться на основе умственного возраста, соотносимого с физическим (хронологическим) возрастом и толковался следующим образом: «Если умственное развитие ребёнка соответствует его хронологическому возрасту, ребёнок считается «обычным» (средним) по интеллекту, если умственное развитие ребёнка выше, то ребёнок «продвинутый»; если умственное развитие ребёнка ниже – ребёнок «отсталый».

Основные этапы развития шкалы Бине, применяемой и сегодня, можно представить следующим образом.

 

  Бине и Симон 30 заданий, нет стандартизации
  Бине и Симон Концепция умственного возраста, недостаточная стандартизация
  Бине и Симон Включена ограниченная шкала для взрослых
  Термен и Меррилл Много вербального материала
  Термен и Меррилл Второе задание, используются параллельные формы, улучшена стандартизация
  Термен и Меррилл Третье задание, обследовано 4,5 тыс. человек
  Роберт Торндайк Рестандартизация на 2,1 тыс. человек
  Торндайк, Хаген, Сеттлер 15 субтестов, удовлетворительная стандартизация, возрастной диапазон: 2-0, 23-11

Тесты Бине являются индивидуальными шкалами в том смысле, что они могут проводится только с одним человеком за раз. Большинство тестов в этих шкалах требуют от испытуемого устного ответа или манипулирования стимульным материалом, причём в некоторых из них нужно учитывать индивидуальное время выполнения задания. По этим и другим причинам такие тесты не приспособлены для группового использования. Для тестов типа шкалы Бине характерно то, что проводить их может только квалифицированный специалист. Такие тесты по существу являются клиническими инструментами, приспособляемыми для интенсивного изучения индивидуальных случаев.

В начале ХХ в. Тест как инструмент измерения индивидуальных различий все более активно вторгается в прикладные исследования. Массовое использование тестов заставляет исследователей перейти к групповому тестированию.

Создание и развитие группового тестирования связано с именем Артура Синтона Отиса, одного из аспирантов Термена. В 1912 г. Отис пришел к Термину с идеей создания тестов, с помощью которых можно было бы обследовать нескольких людей одновременно. Термен поддержал эту идею и в течение пяти лет Отис работал над созданием теста. Приняв за основу, как это сделал Термен, модель интеллекта Бине и работая таким же образом, как и Термен, Отис адаптировал уже имеющиеся задания для группового тестирования, а также разработал оригинальные задания. Несомненной заслугой Отиса была разработка таких приёмов предъявления материала испытуемому, которые требовали минимального использования письма. Работа была завершена в 1918 г.

Когда США вступили в Первую мировую войну в 1917 г., Американская психологическая ассоциация учредила комитет для рассмотрения тех средств, которыми психология могла бы помочь ведению войны. Этот комитет под руководством Роберта Йеркса выявил потребность в быстрой классификации полутора миллионов новобранцев по их уровню общего интеллекта. Такая информация имела значение для многих административных решений, включая признание негодными к военной службе, распределение по родам войск, прием лагеря обучения офицеров и т.п. Для решения этой задачи военные психологи привлекли все имеющиеся тестовые материалы, в частности неопубликованный тест для группового тестирования интеллекта, подготовленный Артуром С. Отисом и специально переделанный им для потребностей армии. Основным достоинством теста Отиса, который он составил ещё во время обучения в аспирантуре у Термена, было введение задач с множественным выбором ответов и других типов «объективных» заданий.

Тесты, которые в конце концов создали военные психологи, стали называться армейский альфа и армейский бета. Первый предназначался для общего обычного тестирования; второй представлял собой невербальную шкалу, рассчитанную на неграмотных и новобранцев иностранного происхождения, которые не могли пройти тестирование на английском языке. Оба теста пригодны для проведения в больших группах людей.

Вскоре после окончания войны было получено разрешение использовать военные тесты в гражданских целях. Армейский альфа и бета тесты не только сами неоднократно перерабатывались, но и послужили образцом для многих групповых тестов интеллекта. Тестирование как самостоятельное направление сделало гигантский скачок в своём развитии. Вскоре были разработаны групповые тесты интеллекта для лиц всех возрастов и категорий – от дошкольников до аспирантов. Ещё совсем недавно невыполнимые, массовые программы тестирования затевались с завидным оптимизмом. Поскольку групповые тесты создавались как средства массового тестирования, их инструкции и процедура проведения были достаточно просты и потому предъявляли минимум требований к подготовке лиц, работающих с такими тестами. Школьные учителя начали проводить тесты интеллекта в своих классах. Студенты колледжей перед зачислением проходили стандартную проверку. Предпринималось широкое обследование особых групп взрослого населения, таких как заключенные.

Применение таких групповых тестов интеллекта значительно обогнало ход их технического усовершенствования. В стремлении собрать как можно больше «объективных» данных о людях и извлечь из этих данных практические выгоды часто забывалось, что тесты все ещё были технически несовершенными инструментами. Когда же подобные тесты не оправдывали необоснованных ожиданий, это приводило к скептицизму и неприязни в отношении тестирования вообще. Таким образом, тестовый бум 1920-х гг., основанный на неразборчивом использовании тестов, по-видимому, столько же мешал, сколько и способствовал прогрессу психологического тестирования.

В это же 10-летие был создан ряд других тестов для измерения интеллекта и специальных способностей: Доски форм Фергюсона (1920); Сборный тест общих механических способностей Стивенсона (1923). Это был первый тест, предназначенный для измерения способностей детей и взрослых к сборке частей механических приборов; Тест рисования человека (1926), созданный Флоренс Лаурой Гудинаф, в котором определение умственного уровня ребёнка осуществлялось с помощью полученных им оценок за завершенность рисунка, точность, моторную координацию; лабиринты Стенли Портеуса, первоначально разработанные в Австралии (1913).

Несмотря на обилие тестов, исследователи испытывали определённую неудовлетворённость большинством из них и хорошо осознавали, что ещё многое предстоит сделать в этой области. Три основные проблемы волновали учёных: 1) отсутствие индивидуально используемой шкалы для определения интеллектуального развития взрослых; 2) необходимость в удобной шкале для определения умственного развития младенцев; и 3) создание общей теории конструирования тестов, а также углублённая разработка таких важнейших психологических конструктов, как интеллект и личность. Работа по созданию шкалы для взрослых фактически не велась. Вероятно, причиной являлось то, что большинство психологов были привлечены к работе в школьных и детских учреждениях. Дефицит в тестах для младенцев был в какой-то мере восполнен работой Гезелла «Умственное развитие ребёнка дошкольного возраста» (1925).

Арнольд Люциус Гезелл был первым, кто использовал кинематограф для изучения поведения младенцев. С 1924 г. Он начал собирать библиотеку фильмов о развитии ребёнка. На основании своих наблюдений Гезелл представил в своей вышеупомянутой книге и последующей публикации «Младенчество и развитие человека» (1929) 195 критериев-показателей, которые могли быть использованы для оценки развития детей в период от 3 до 30 месяцев. Были также разработаны и другие показатели, которые предлагалось использовать для обследования детей до 60 месяцев. Все показатели были представлены в виде графиков развития, которое описывали типичные формы поведения, свойственные определённому хронологическому возрасту. Показатели были сгруппированы в четыре большие категории: моторные, адаптивные (например, выбор предметов и сопряжённое движение глаз), языковые и социально-личностные (например, способность кормить себя, а также контроль стула и мочеиспускания).

Графики развития Гезелла были подвергнуты критике (особенно это касалось социально-личностный показателей), однако они какое-то время оставались уникальными и, по сути, единственным диагностическим инструментом, позволяющим психологам и родителям оценивать развитие ребенка на ранних этапах его жизни.

Несмотря на всеобщее увлечение тестами интеллекта, одновременно создавались и развивались методики для диагностики некогнитивной сферы личности (тесты личности). Идеи Гальтона о свободных ассоциациях не были забыты. С помощью ассоциативного эксперимента Евгений Блейлер и Карл Юнг пытались определить так называемые комплексы личности (неосознанно взаимосвязанные идеи, способные вызвать сильные чувства) и диагностировать психические болезни. Однако эта методика оказалась малопродуктивной для клинической диагностики и, как было установлено немного позднее, должна быть использована в комплексе с другими методиками.

Личностный опросник Роберта Сессиона Вудвортса (1917), был первым опросником, разработанным для выявления и измерения аномального поведения (по мнению некоторых психологов, первый опросник был разработан голландцами Г. Хейсманом и Е. Вирсмой, которые в 1909 г. Использовали стандартизированный опрос для получения сведений о сочетаниях разных черт личности). «Личный листок данных» Вудвортса стал предшественником нескольких подобных опросников.

В 1924 г. Л. Марстон пополняет перечень опросников своим, предназначенным для диагностики интроверсии-экстроверсии (20 вопросов, по которым дети, начиная с двухлетнего возраста, могли быть соответствующим образом охарактеризованы в зависимости от ответов, данных их родителями).

Братья Флойд и Гордон Олпорт предложили проводить рейтинг черт личности и представлять полученные результаты в виде профиля (1921-1922). Они знали о том, что Торндайк установил (1920) существование halo effect («эффект нимба»), присущего рейтинговым шкалам (тенденция к выставлению только высоких или низких баллов по всем шкалам). Тем не менее Гордон Олпорт полагал (1921), что следует использовать рейтинговые шкалы ввиду отсутствия иных объективных методов оценки личности.

Фолкер предлагает для оценки личности тест (1921), состоящий из списка слов (Х – О тест). Обследуемый должен был вычеркнуть слова в соответствии со следующими инструкциями: слова, которые имеют неприятное значение; наиболее явно ассоциируются с предложенным ключевым словом; относятся к предметам беспокойства обследуемого; обозначают негативные моральные качества. Однако оказалось, что этот тест имеет низкую надёжность и достоверность. Более того, никто не знал, как толковать полученные результаты.

В 1929 г. выходит в свет известная монография Л. Терстоуна и Е. Чейва «Измерение аттитюдов». Она знменует появление нового типа опросников – опросник аттитюдов (установок). Достаточно быстро опросники установок становятся популярными для измерения широкого круга аттитюдов.

Хартшорн и Мэй в 20-е гг. пытались использовать ситуации реальной жизни для изучения обмана, внушаемости и настойчивости у детей школьного возраста (создавались ситуации, в которых дети могли быть нечестными).

В период с первой половины и до конца 20-х гг. заметно возрастает внимание исследователей к измерению разногорода способностей и интересов. В 1921 г. Стенкюст издал свой «тест способности учащихся к обучению механике»; в 1922 г. Фрайд представил Бланк интереса к учению. В 1927 г. Эдвард Келлог Стронг-младший разработал бланк профессиональных интересов. Эта новаторская методика быстро приобретает популярность, её используют во многих отраслях психологии. Опросник состоял из 420 заданий, шкалы были направлены на выявление интереса к 34 профессиям.

В 1921 г. выходит книга швейцарского психиатра и психолога Генриха Роршаха «Психодиагностика». В этой книгк автор предлагал новый тест, основанный на перцепции. Тест содержал 10 таблиц с симметричными черно-белыми и цветными чернильными пятнами, глядя на которые нужно было сказать о том, что это может быть, на что это похоже. Пройдёт сравнительно немного времени – и термин «психодиагностика» станет на какое-то время синонимом клинической психологии, а сам тест – одной из наиболее популярных методик исследования личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: