Советский этап эстетической мысли в России




. В начале XX века Владимиром Ильичом Лениным (1870-1924) были созданы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в ос­нову культурной политики советского государства и сформировали ряд его эстетических программ.В ленинских работах «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради» была предпринята попытка сформулиро­вать единый общечеловеческий механизм процесса познания, кото­рый «основывается на предпосылке одинаковости ощущений у лю­дей» (Ленин В. И. Философские тетради. ПСС. Т. 29.— С. 76). Именно этот момент, по мысли В. И. Ленина, дает человечеству возможность общения и взаимопонимания, которые очень своеобразно проявля­ются в искусстве. Художественное сознание рождает образ, особого рода идеальный продукт творческой деятельности одних людей, оказывающийся затем предметом восприятия для других. Общефилософской методологической основой рассмотрения художественного образа — одной из основополагающих категорий эстетики — стала в идеологии социализма, созданная В. И. Лениным теория отражения.

Важнейшим положением ленинской теории отражения яви­лась концепция о взаимодействии объекта и субъекта познаватель­ной деятельности. «Тут действительно, — писал В. И. Ленин в «Фило­софских тетрадях», — объективно три члена: 1) природа; 2) познание человека — мозг человека (как высший продукт той же природы) и 3) форма отражения природы в познании человека...» (Там же.— С. 184). На протяжении 70 лет советские эстетики опирались на это положение, сделав много ярких наблюдений (См., например: Зись А. Я. Искусство и эстетика.— М., 1974; Оганов А. А. Теория отражения и искусство.— М., 1978 и работы ряда других исследователей).Опираясь на положения ленинской теории отражения, отече­ственные ученые доказывали, что образность художественного отра­жения не противостоит, а вытекает из всеобщей природы человечес­кого сознания. Все основные особенности художественного образа: единство объективного и субъективного, конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, ассоциативность и метафорич­ность так или иначе присущи сознанию вообще.Своеобразие искусства как формы общественного сознания заключается во взаимодействии всех этих особенностей в том цело­стном идеальном образовании, которое и представляет из себя худо­жественный образ не только как продукт особого рода творческой деятельности или ее восприятия, но и как феномен духовной культу­ры вообще.В контексте основных положений ленинской теории отраже­ния, советская эстетика сделала вывод и о том, что способность к художественно-образному отражения не является у человека при­рожденной. В филогенетическом плане она является продуктом длительной социально-практической эволюции человека. А в онтологи­ческом плане эта способность есть результат приобщения индивида к уже сложившейся художественной общечеловеческой культуре.

Огромное значение для формирования советской эстетики имели статьи В. И. Ленина о Л. Н. Толстом. Долгое время в нашем об­ществоведении ленинская оценка, данная великому русскому писа­телю, считалась общепринятым взглядом. Социалистическое общество, в идеале, было задумано как об­щество, где должна была сформироваться и новая культура. Совер­шенные экономические и социально-политические отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма, способствовали бы росту духовной культуры широких народных масс и одновременно повы­сили бы уровень образования основной части населения, что в сумме способствовало бы решению ключевой задачи — формированию всесторонне развитой (в том числе и эстетически) личности. Октябрьская революция, по мысли ее авторов, должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры. Впервые у культуры должна была бы появиться возможность в пол­ном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выразите­лем его интересов и духовных запросов. Однако лидеры революции, считая ее пролетарской по сути, сделали вывод о том, что и новая культура, которую станет возводить новое революционное общест­во, тоже должна быть пролетарской. Вожди революции, в принципе, отказались признавать культурную эволюцию, преемственность культурного развития. Общеизвестно, что для культурного процесса наиболее благо­приятным является эволюционный путь. Это связано даже с сущно­стью самого термина, самого понятия «культура», которое определя­ется и как «возделывание поколениями вековой земли». И если культуру прошлого не признавать, то тогда все надо начинать снача­ла, то есть создавать свою новую культуру. В октябре 1917 года был взят курс, в том числе, и на культурную революцию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: