Современная педагогика интенсивно развивается. В сферу педагогики входят такие области воспитания, которые еще недавно не рассматривались ею. Идет процесс накопления педагогических знаний, которые нуждаются в научном обобщении, систематизации. Вновь формирующиеся знания не укладываются в рамки сложившихся представлений, что приводит к расширению границ педагогики, ее дифференциации – возникновению ряда отраслей педагогического знания.
Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека и разрабатывающая основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.
В общей педагогике выделяются два уровня: теоретический и прикладной (нормативный).
Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:
1. Общие основы педагогики;
2. Дидактику (теория обучения);
3. Теорию воспитания
4. Управление образовательными системами.
Названные разделы в последние десятилетия настолько разрослись, что стали большими самостоятельными отраслями.
Особую группу педагогических наук, изучающих специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, составляет возрастная педагогика – группа педагогических наук, изучающая специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.
Она включает в себя преддошкольную (ясельную), дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику.
Дошкольная и школьная педагогика (возрастная педагогика) – изучает закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие специфику учебно – воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.
Педагогика высшей школы – изучает закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.
Существует также специальная педагогика (дефектология) - исследует закономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками.
В состав дефектологии входят следующие научные дисциплины: сурпедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.
Сурпедагогика изучает закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих; тифлопедагогика – слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика – умственно отсталых, логопедия – наука о нарушениях речи и путях их преодоления и предупреждения.
Педагогические дисциплины также подразделяются в зависимости от того, какая сторона конкретного вида человеческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, музыкальную, производственную педагогику, педагогику, педагогику исправительно-трудовых учреждений и т.п.
К педагогическим дисциплинам также относятся: история педагогики, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания, социальная педагогика, педагогическая психология, социология образования.
История педагогики исследует возникновение и развитие учебно-воспитательной практики, педагогических теорий, общих и частых методологических концепций в в различные исторические эпохи и периоды.
Социальная педагогика – включает в себя следующие отрасли: семейная педагогика, перевоспитание правонарушителей и др.
Сравнительная педагогика занимается анализом, сравнением образования в разных странах.
Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками.
Из общественных наук педагогика тесно связана с философией.
Философское учение является методологической основой педагогики, способствует осмыслению целей воспитания и образования.
Педагогика также тесно связана с такими относительно самостоятельными областями философии, какими являются этика и эстетика. Они помогают решению педагогических задач нравственного, эстетического воспитания, формирования научного мировоззрения.
Наблюдается связь педагогики с социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах.
Тесно связана педагогика с биологическими науками. Они являются естественно-научной базой педагогики и психологии.
Педагогика опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова по вопросам первой и второй сигнальных систем, нервно-психического развития человека, рефлекторной природы психической деятельности, развития и функционирования органов чувств и др.
Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеют возрастная физиология — наука об особенностях строения и функционирования организма человека, школьная гигиена, изучающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе.
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педа гогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Во взаимосвязи с медициной она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.
Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологическими науками, изучающими закономерности развития психики человека. Необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями.
Педагогика пользуется психологическими методами исследования для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Органическая связь педагогики с психологией проявляется и в наличии ряда пограничных наук: педагогической и возрастной психологии, психологии профессиональной педагогической деятельности, психологии управленияпедагогическими системами и др. Можно утверждать, что любой прикладной раздел педагогики опирается в своих исследованиях на аналогичный раздел психологии.
Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания в зависимости от возраста.
Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия человека, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно ориентированного подхода в воспитании.
Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности, включенной в различные группы, вооружает педагогику многими ценными данными и фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.
Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изучение народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса служит основой для формирования особой отрасли педагогики - народной педагогики. Она изучает использование этих памятников культуры в воспитании современных школьников.