Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.




Современная педагогика интенсивно развивается. В сферу педагогики входят такие области воспитания, которые еще недавно не рассматривались ею. Идет процесс накопления педагогических знаний, которые нуждаются в научном обобщении, систематизации. Вновь формирующиеся знания не укладываются в рамки сложившихся представлений, что приводит к расширению границ педагогики, ее дифференциации – возникновению ряда отраслей педагогического знания.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека и разрабатывающая основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

В общей педагогике выделяются два уровня: теоретический и прикладной (нормативный).

Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

1. Общие основы педагогики;

2. Дидактику (теория обучения);

3. Теорию воспитания

4. Управление образовательными системами.

Названные разделы в последние десятилетия настолько разрослись, что стали большими самостоятельными отраслями.

 

Особую группу педагогических наук, изучающих специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, составляет возрастная педагогика – группа педагогических наук, изучающая специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.

Она включает в себя преддошкольную (ясельную), дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику.

Дошкольная и школьная педагогика (возрастная педагогика) – изучает закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие специфику учебно – воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.

Педагогика высшей школы – изучает закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.

Существует также специальная педагогика (дефектология) - исследует закономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками.

В состав дефектологии входят следующие научные дисциплины: сурпедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.

Сурпедагогика изучает закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих; тифлопедагогика – слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика – умственно отсталых, логопедия – наука о нарушениях речи и путях их преодоления и предупреждения.

Педагогические дисциплины также подразделяются в зависимости от того, какая сторона конкретного вида человеческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, музыкальную, производственную педагогику, педагогику, педагогику исправительно-трудовых учреждений и т.п.

К педагогическим дисциплинам также относятся: история педагогики, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания, социальная педагогика, педагогическая психология, социология образования.

История педагогики исследует возникновение и развитие учебно-воспитательной практики, педагогических теорий, общих и частых методологических концепций в в различные исторические эпохи и периоды.

Социальная педагогика – включает в себя следующие отрасли: семейная педагогика, перевоспитание правонарушителей и др.

Сравнительная педагогика занимается анализом, сравнением образования в разных странах.

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

 

 

Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками.

Из общественных наук педагогика тесно связана с философией.

Философ­ское учение является методологической основой педагогики, способствует осмыслению целей воспитания и образования.

Педагогика также тесно связана с такими относительно самостоятель­ными областями философии, какими являются этика и эстетика. Они по­могают решению педагогических задач нравственного, эстетического вос­питания, формирования научного мировоззрения.

Наблюдается связь педагогики с социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерно­сти социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах.

 

Тесно связана педагогика с биологическими науками. Они являются есте­ственно-научной базой педагогики и психологии.

Педагогика опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова по вопросам первой и второй сигнальных систем, нервно-психического развития человека, рефлектор­ной природы психической деятельности, развития и функционирования органов чувств и др.

Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обуче­ния и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеют возрастная физиология наука об особенностях строения и функционирования орга­низма человека, школьная гигиена, изучающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе.

 

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педа­ гогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом кото­рой является образование детей с отклонениями в развитии. Во взаимосвя­зи с медициной она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализа­ции детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.

 

Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологическими нау­ками, изучающими закономерности развития психики человека. Необ­ходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные по­требности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и вос­питание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями.

Педагогика пользуется психологическими методами исследования для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Органическая связь педагогики с психологией проявляется и в наличии ряда пограничных наук: педагогической и возрастной психологии, психо­логии профессиональной педагогической деятельности, психологии управ­ленияпедагогическими системами и др. Можно утверждать, что любой прикладной раздел педагогики опирается в своих исследованиях на анало­гичный раздел психологии.

Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов в усло­виях целенаправленного обучения и воспитания в зависимости от возраста.

 

Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия челове­ка, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно ориен­тированного подхода в воспитании.

 

Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирова­ния личности, включенной в различные группы, вооружает педагогику многими ценными данными и фактами для исследования проблем воспи­тания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.

 

Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изучение народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса служит основой для формирования особой отрасли педагогики - народной педагогики. Она изучает использование этих памятников культуры в воспитании современ­ных школьников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: