КАК УХОДИЛ ХАРИКЕША СВАМИ




 

14 июля 1998 г. исполняющий обязанности председателя GBC Бадринараяна дас распространил первое официальное заявление относительно кризиса и отставки Харикеши Свами («Шри Вишнупада»):

 

«Исполнительный комитет Уполномоченного руководящего совета ИСККОН (GBC) с сожалением сообщает членам и доброжелателям ИСККОН, что 49-летний Харикеша Свами недавно пережил серьезный физический и психологический коллапс.

 

Довольно часто лидеры ИСККОН активно проповедуют сознание Кришны до преклонных лет и, следуя по стопам великих ачарьев, стремятся избавиться от заботы о своем теле. Вследствие этого ведущих проповедников иногда настигают тяжелые болезни, которые могут резко ограничить их способность трудиться в прежнем темпе. В таких случаях «замедление темпа» не является признаком «падения». Скорее, «отдаление» планов и перспектив во времени способно принести духовному лидеру много дополнительных лет для проповеди сознания Кришны.

 

Кризис Харикеши Махараджа стал результатом немыслимой перегруженности работой, обострением хронических болезней тела и полной самоотдачи во время проповеди. Такое отношение заставило его принять на себя намного больше обязанностей, чем он мог исполнить, особенно в его ослабленном состоянии. Мы очень любим его, и все преданные должны усердно молиться о его скорейшем выздоровлении. Однако прежде чем он сможет вернуться к своей проповеднической работе, пройдет какое-то время. Сейчас он регулярно встречается со своими духовными братьями и учениками и находится под профессиональным медицинским наблюдением.

 

В текущем году Харикеша Свами был избран председателем GBC, а также является попечителем «Бхактиведанта Бук Траст Интернэшнл» (ББТИ). Он уже сложил с себя обязанности, связанные с постом председателя GBC, и передал их другим членам Исполнительного комитета GBC (Бадринараяне дасу, Равиндра-Сварупе дасу, Шеше дасу и Акхандадхи дасу).

 

Кроме того, он прислал уведомление об отставке с поста попечителя ББТИ, которая была принята 14 июля 1998 года. Брахма Мухурта даса назначен на освободившуюся должность в совете попечителей и уже приступил к исполнению обязанностей в качестве нового попечителя».

Текст сообщения на английском языке: https://www.harekrsna.org/pada/hks/july_1998_hks.htm#1

 

Заявление Руководящего совета ИСККОН от 20 июля 1998 г.

 

МЕСТО: Сан-Диего, Калифорния, США

ДАТА: 18 июля 1998 г.

АВТОР: Бадринараяна даса Адхикари, член Уполномоченного руководящего совета (GBC) ИСККОН, и. о. председателя Исполнительного комитета GBC.

 

Уполномоченный руководящий совет (GBC) Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) с сожалением сообщает, что к настоящему моменту состояние Харикеши Махараджи существенно не изменилось.

 

Как упоминалось в моем письме от 13 июля, он пострадал от полного физического и психического упадка. Поскольку он находится в таком состоянии, его речь во многом бессвязная и неправдоподобная. Порой он пребывает в ясном рассудке, а мгновения спустя его слова становятся иррациональными. В моменты ясного сознания он сожалеет о том, что сказал ранее и просит не воспринимать эти слова всерьез. Мы все, естественно, очень встревожены таким развитием событий. Тем, кто наиболее близок к нему, очевидно, что его нервная система повредилась после многолетних аскез, невероятного давления, а также в результате длительных и многочисленных болезней. Понятно, что тело и ум имеют естественные ограничения, и он перешел их пределы.

 

На момент написания данного сообщения Харикеша Свами находится вместе с несколькими старшими учениками. Ниранджана Махарадж, Акхандадхи прабху и Кришна-кшетра прабху посетили его, а сейчас рядом с ним Бхакти-тиртха Махарадж. Мы прилагаем усилия к тому, чтобы гарантированно обеспечить его самой лучшей медицинской помощью и личной заботой. Те, кто посетил его и кто заботится о нем, советуют не переутомлять Харикешу Махараджа потоком гостей. Состояние его здоровья слабое, хотя он повторяет джапу, читает и стремится общаться с преданными. Ради улучшения его здоровья мы просим посетителей повременить с поездкой к нему, по крайней мере, до тех пор, когда получим дополнительную информацию от Бхакти-тиртхи Махараджа, которая должна поступить в ближайшие несколько дней.

 

Вопреки слухам, Харикеша Свами не был «выслан». Он живет неподалеку от нашего храма в Абентойере, немного обособленно, чтобы обеспечить себе умиротворение и тишину. Финансовые средства, подконтрольные Харикеше Махараджу, находятся в безопасности. ББТ и исполнительный комитет GBC возглавили временные председатели. Дополнительные, постоянные решения будут приняты, если того потребует его состояние, из-за которого он может сохранять неспособность заниматься менеджерскими вопросами. Судя по всему, финансирование, которое было подконтрольно ему в сферах образования, защиты детей, развития Майяпура и в других проектах ИСККОН, будет продолжаться. Несмотря на то, что он пребывает в проблематичном психическом состоянии, он не пал и не нарушил регулирующие принципы.

 

Я приложу максимум усилий к тому, чтобы регулярно сообщать вам последние новости. Тем временем я смиренно прошу о том, чтобы все мы помнили о годах служения Харикеши Свами, его аскезах, дружбе и любви к Шриле Прабхупаде. В течение многих лет он помогал множеству людей, но сейчас пришло время нам помочь ему, проявить сострадание, терпение и доброжелательное отношение.

 

Ваш слуга, Бадринараяна даса

Текст сообщения на английском языке: https://www.harekrsna.org/pada/hks/july_1998_hks.htm#2

 

Приводит ли преданность к безумию?

 

Автор: Нарасимха дас, 24.07.1998

 

Я высоко ценю годы служения Харикеши Свами и восхищаюсь ими. Он мой личный друг с 1971 года, и меня всегда вдохновлял его энтузиазм в сознании Кришны, когда я общался с ним в 70-е.

 

Тем не менее я возражаю против вводящих в заблуждение слов GBC, опубликованных в защиту состояния Харикеши Свами. Чтобы скрыть абсурдность их отклонения от указания Шрилы Прабхупады, они в очередной раз исказили философию сознания Кришны. Это те же люди, которые оправдывают падшее состояние членов их гуру-клуба, заявляя, что даже величайшие маха-бхагаваты во вселенной порой сходят с ума или падают под влиянием вожделения или гнева. Однако в случае с проблемами Харикеши Свами GBC заверяет нас в том, что они возникли только из-за его интенсивной преданности. Бадринараяна дас написал:

 

«49-летний Харикеша Свами недавно пережил серьезный физический и психологический коллапс».

«Довольно часто лидеры ИСККОН активно проповедуют сознание Кришны до преклонных лет и, следуя по стопам великих ачарьев, стремятся избавиться от заботы о своем теле. Вследствие этого ведущих проповедников иногда настигают тяжелые болезни, которые могут резко ограничить их способность трудиться в прежнем темпе. <...> Кризис Харикеши Махараджа стал результатом немыслимой перегруженности работой, обострением хронических болезней тела и полной самоотдачи во время проповеди. Такое отношение заставило его принять на себя намного больше обязанностей, чем он мог исполнить, особенно в его ослабленном состоянии».

«...Его нервная система повредилась после многолетних аскез, невероятного давления, а также длительных и многочисленных болезней. Понятно, что тело и ум имеют естественные ограничения, и он перешел их пределы».

Где в писаниях сказано, что аскезы, совершаемые в преданном служении, и жизнь, наполненная преданным служением, приводят к тому, что преданный слуга Бога становится недееспособным из-за психического и физического заболевания? Какое послание это передает? Это похоже на то, что заявляли депрограмматоры. Они говорили, что наша интенсивная практика преданного служения и аскезы приводят к психическому расстройству и потере здоровья. Шрила Прабхупада никогда не советовал преданным пренебрегать своим здоровьем. Более того, он часто ругал преданных за безответственность в этом отношении. Шрила Прабхупада тщательно поддерживал свое собственное здоровье.

 

Чистое преданное служение освобождает человека от негативного влияния планет, призраков, психической нестабильности и даже от самых смертельных болезней. Преданность Шри Гуру и Шри Кришне никогда не провоцирует психический и физический упадок. В истории нет примеров, когда бы чистые преданные попадали под столь неблаготворное влияние. Может показаться, что чистые преданные теряют способность действовать из-за преклонного возраста или болезни, но эти состояния — экстатические симптомы, проявляемые под надзором внутренней энергии Верховного Господа. Такие состояния преданного нематериальны. Возвышенные преданные никогда не оказываются в состоянии психического расстройства, даже находясь на смертном одре. Мы видели, что Шрила Прабхупада, несмотря на невероятное истощение его тела в течение [последних] месяцев, всегда оставался в совершенно ясном состоянии ума. Бадринараяна дас написал:

 

«Несмотря на то, что он пребывает в проблематичном психическом состоянии, он не пал и не нарушил регулирующие принципы».

 

Нам остается удивляться: почему же тогда у него столь серьезные проблемы? Для искренних преданных единственной причиной тревоги могут быть оскорбления, совершенные в адрес других вайшнавов, либо невнимательность и оскорбления, допущенные в служении духовному учителю. Если преданные избегают оскорблений и совершают аскезы только для того, чтобы доставить удовольствие Шри Гуру и Шри Гауранге Махапрабху, то они никогда не испытывают психического упадка или так называемого «выгорания». Благодаря тому, что их умы и образ жизни чисты, физическое здоровье преданных, как правило, намного лучше по сравнению с обычными людьми. Умиротворенный, ясный ум — «первый предвестник трансцендентного блаженства» в практике бхакти-йоги. Таким образом, ум преданного обретает все большую силу и ясность. Бадринараяна дас написал:

 

«В течение многих лет он помогал множеству людей, но сейчас пришло время нам помочь ему, проявить сострадание, терпение и доброжелательное отношение. <...> Мы очень любим его, и все преданные должны усердно молиться о его скорейшем выздоровлении. Однако прежде чем он сможет вернуться к своей проповеднической работе, пройдет какое-то время. Сейчас он регулярно встречается со своими духовными братьями и учениками и находится под профессиональным медицинским наблюдением».

 

Лучшее проявление доброты к больному человеку — поставить правильный диагноз его недомоганию и прописать лекарство. Согласно словам Господа Шри Кришны, приведенным в «Шримад Бхагавад-гите», аскезы, разрушающие собственное здоровье, имеют демоническую природу. Тело является храмом потому, что в нем пребывает Сверхдуша. Суровые аскезы, выполняемые ради личной власти, а не для удовлетворения Господа Кришны, деструктивны. Шрила Прабхупада говорит, что тот, кто совершает подобные аскезы, «истязает находящуюся в теле Сверхдушу». Такие аскезы опасны для тела и ума и уводят человека с пути чистого преданного служения. Шрила Рупа Госвами утверждает, что чрезмерные усилия, прилагаемые для достижения мирских результатов, — одна из причин падения. Аналогичным образом, если кто-то занимает пост гуру или санньяси, не получив должных полномочий и оставаясь привязанным в своем уме к чувственным наслаждениям, в конечном итоге он полностью падает и становится безумным.

 

Зная о слабом состоянии Харикеши Свами, я предложил ему (и другим) провести время в священных рощах божественной Сахьядри, где у нас есть ашрамы и условия для его комфортного проживания. Верные паломники, посещающие тиртхи Сахьядри, испытывают чудесные исцеления, просто испив священные воды и омывшись в них. Здесь также доступны лучшие аюрведические лекарства и доктора. Он либо отверг, либо проигнорировал мое предложение, но оно остается в силе. Я желаю ему всего наилучшего. Его знакомые гуру ИСККОН... отказываются признавать реальную причину его физического и психического расстройства.

Текст статьи на английском языке: https://www.harekrsna.org/pada/hks/july_1998_hks.htm#3

 

Харикеша Свами хочет жениться на своем терапевте

 

31.07.1998

 

Автор: Бадринараяна даса Адхикари, член Уполномоченного руководящего совета ИСККОН (GBC), и. о. председателя Исполнительного комитета GBC.

 

Дорогие Махараджи и прабху!

 

Пожалуйста, примите мои смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!

 

Следующая информация только что получена от учеников Харикеши Махараджи.

<...>

Мы стараемся своевременно информировать членов GBC, насколько это возможно, но это оказалось непросто из-за того, что, судя по всему, некоторые члены проявили небрежность, и потому конфиденциальность этой конференции утрачена. Будьте готовы к тому, что, к сожалению, всё, что говорится или публикуется здесь, будет читать весь мир.

 

Ваш слуга, Бадринараяна даса

 

Вот что стало известно от его учеников:

 

Состояние Шри Вишнупады

 

Когда он находился в больнице, мы обратились к одной целительнице (Монике), которая начала лечить его, пытаясь восстановить его физическое состояние. Она спасла ему жизнь.

<...>

На текущей стадии терапии, находясь в состоянии эмоциональной путаницы, Шри Вишнупада неоднократно заявил, что хочет жениться на ней.

Она подала ему немного надежды, видя, что в настоящее время это единственное, что удерживает его в этом мире (его привязанность к Кришне и Шриле Прабхупаде не вызывает у него желания тут оставаться).

Она хороший человек и желает ему блага, однако она не заинтересована в том, чтобы выходить за него замуж.

Несмотря на то, что нынешняя ситуация несбалансированная, вопрос о будущей смене ашрама остается открытым.

Мы должны понять, что Шри Вишнупада находится посредине курса терапии, который медленно выводит его из состояния полного психического расстройства. Хотя многие идеи, которые он высказывает, логичны, они зачастую высказываются несбалансированно из-за переживаемых им эмоциональных преобразований.

<...>

В конечном итоге он получит свой дом. Он хочет работать в саду, готовить и наводить чистоту для самого себя. Кроме того, он с энтузиазмом общается с духовными братьями, такими как Бхакти-тиртха Махараджа, ища у них поддержки и дружелюбия.

Мы не можем ожидать, что он будет в состоянии выполнять различные функции, пока не преодолеет нынешний кризис в своей жизни.

Некоторые попытались переложить все трудности на влияние черной магии, однако, хотя атаки на тонком плане совершаются, они не являются ключевой проблемой.

Многие аспекты этой комплексной ситуации носят частный характер, и мы постарались с уважением отнестись к праву Шри Вишнупады на некоторую частную жизнь в течение всего этого периода. Некоторые осудили такой подход, но мы по-прежнему считаем, что это была и есть лучшая политика. В то же время мы уважаем право учеников и широкого круга преданных быть информированными о происходящем.

Хотя мы стремимся не допустить истерии и сообщаем ученикам столько, сколько возможно, развитие событий в подобных кризисных ситуациях зачастую очень медленное и сталкивается с рецидивами и осложнениями.

Учитывая это, есть потребность в умиротворении и частном характере ситуации, да и сообщать в данный момент особо нечего.

Все мы убеждены, что конечным результатом данной ситуации будет позитивный рост Шри Вишнупады, его учеников и ИСККОН в целом.

 

Ваш слуга,

Бадринараяна даса

(Text COM: 1534579)

Текст сообщения на английском языке: https://www.harekrsna.org/pada/hks/july_1998_hks.htm#6

 

В тот период было опубликовано множество статей и комментариев членов ИСККОН (в том числе о неподобающих действиях Харикеши) и целый ряд официальных заявлений Исполнительного комитета GBC, одним из которых стало сообщение о лишении его всех остальных должностей и положений в ИСККОН:

 

11 августа 1998 г. Исполнительный комитет Уполномоченного руководящего совета Медународного общества сознания Кришны

 

ЗАЯВЛЕНИЕ О СТАТУСЕ СЛУЖЕНИЯ ХАРИКЕШИ ДАСА В ИСККОН

 

РЕШЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА GBC

 

Проведя тщательное расследование ситуации вокруг недавней деятельности Харикеши Свами, Исполнительный комитет GBC принял решение лишить его следующих должностей, обязанностей и (или) ответственности в Международном обществе сознания Кришны (ИСККОН):

 

1. Член Уполномоченного руководящего совета ИСККОН (GBC);

2. Министр образования GBC;

3. Попечитель недвижимости для каждого и любого объекта собственности ИСККОН;

4. Председатель Комитета развития проекта Шри Майяпур.

 

Кроме того, Исполнительный комитет временно приостанавливает его положение в качестве инициирующего гуру в ИСККОН.

Текст заявления на английском языке: https://www.harekrsna.org/pada/hks/Aug_1-7_hks.htm#14_suspension_hks

 

Из статьи о Харикеше Свами, опубликованной в Википедии:

 

«2 июня 1998 года Харикеша Свами перенёс стресс и был госпитализирован.[1] К его лечению была привлечена пранический целитель из Германии по имени Моника, с которой у него вскоре завязались интимные отношения, что не подобало санньясину.[2] В декабре 1998 года 50-летний Харикеша Свами женился на Катарине (Камаласундари Деви Даси) — своей ученице из Швеции русского происхождения. На свадьбу он пригласил группу наиболее близких учеников, которые выслушали его подробное мнение об ИСККОН. Харикеша заявил, что «все религиозные организации неизбежно деградируют». Видеозапись этой беседы разошлась среди кришнаитов и повлияла на многих учеников Харикеши Свами. Некоторые из них покинули ИСККОН, а многие из оставшихся были в значительной степени дезориентированы».

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%88%D0%B0_%D0%A1%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%B8

 

Из статьи «Международное общество сознания Кришны в России», опубликованной в Википедии:

 

«В России уход Харикеши из движения вызвал большой резонанс.[237] Сторону Харикеши заняли некоторые из кришнаитов, работавших на официальном радио ИСККОН в России «Кришналока» и храм ИСККОН в Санкт-Петербурге. Группа учеников Харикеши послали руководству ИСККОН открытое письмо с просьбой сделать всё возможное для того, чтобы Харикеша вернулся в ряды ИСККОН. Этот период «депрессии, пассивности и неустойчивости» пришёл на смену периоду «массового энтузиазма» первой половины 1990-х годов...»

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%BD%D1%8B_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

 

Вскоре радио «Кришналока» прекратило свою работу.

 

Уход Харикеши Свами, принявшего к тому времени тысячи учеников в Европе и странах СНГ, спровоцировал, пожалуй, наиболее крупномасштабный кризис за всю историю ИСККОН. Большое количество преданных было деморализовано и покинуло ИСККОН, массово закрывались центры, некоторые из них превратились в центры различных гаудия-матхов; один из крупнейших на тот момент храмов ИСККОН, построенный в Санкт-Петербурге, остался под контролем сторонников Харикеши Свами и был потерян для ИСККОН (вплоть до настоящего времени, 2018 г.). Отчасти это стало результатом несоблюдения указаний Шрилы Прабхупады об инициациях, о присяге для руководителей ИСККОН, которые должны юридически подтверждать, что присягают своему Гуру Махарадже — Шриле Прабхупаде — и обязуются следовать его стандартам, указаниям и директивам, несоблюдения указаний, данных в завещании Шрилы Прабхупады, о регистрации всей недвижимости ИСККОН на местные организации ИСККОН и о контроле над всеми операциями с ними исполнительными директорами, которые должны быть инициированными учениками Шрилы Прабхупады (соответственно, это также проблема некорректного составления уставов ИСККОН, в которых ряд важных указаний Шрилы Прабхупады не учитывается). Из этих уроков истории необходимо сделать тщательные выводы. Подробнее на эту тему можно прочитать в информативных статьях «Храмы ИСККОН не регистрируются как недвижимость ИСККОН, отделяются и продаются» (https://www.facebook.com/alex.siddhilalasa/posts/746900618814895) и «Ограбленный ИСККОН и забытые наставления Шрилы Прабхупады о бухгалтерии» (https://www.facebook.com/alex.siddhilalasa/posts/750921241746166). Подробности ухода Харикеши Свами (официальные заявления, письма руководителей ИСККОН, газетные статьи и т. д.) в хронологическом порядке можно прочитать (на английском языке) в сборнике материалов «Сага о Харикеше» (https://www.harekrsna.org/pada/hks/harikesh_saga.htm). В них представлена история о том, как Харикеша Свами был отстранен с положения гуру ИСККОН после того, как покинул ИСККОН. Вот несколько фрагментов из этих материалов, которые дают некоторое представление о финансовых потерях ИСККОН:

 

Для начала небольшая цитата из статьи «Международное общество сознания Кришны в России», опубликованной в Википедии, вкратце объясняющая ситуацию с потерей денег:

 

«В это время в России, вследствие августовского дефолта, созданная учениками Харикеши инвестиционная компания «Према Инвест» потеряла на рынке ГКО более 20 млн долларов США. Из этой суммы, 3 млн долларов США были деньгами, пожертвованными учениками-предпринимателями Харикеши и предназначавшимися на развитие новых образовательных и культурных проектов, инициированных Харикешей».

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%BD%D1%8B_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

 

Из официального заявления Исполнительного комитета GBC о российском фондовом рынке от 11 августа 1998 г.:

 

«Среди многочисленных учеников Харикеши Свами в Москве было несколько домохозяев, которые работали финансовыми консультантами. Объединившись, они создали свою инвестиционную фирму [«Према Инвест»], которая со временем начала приносить огромную прибыль. Из выручки, полученной от данной фирмы, эти преданные предложили Харикеше Махарадже значительное пожертвование.

 

Приняв во внимание совет некоторых своих учеников, Харикеша Свами попросил этих российских финансистов продолжать вкладывать сумму, которую они предложили ему, в паевой инвестиционный фонд их компании. Определенный процент регулярной прибыли, которую приносил этот капитал, должен был использоваться для проектов, посвященных сознанию Кришны. (Остаток прибыли должен был прибавляться к изначальному капиталу.)

<...>

Управление доходами, которые приносили эти российские инвестиции и которые предназначались для ИСККОН, было доверено фонду [«Вишва Тошани»], которым управляла группа опытных преданных на Западе. Они инвестировали эти средства — очень консервативно — в западный финансовый рынок. Когда ближе к концу 1997 г. им стало ясно, что российский фондовый рынок приближается к краху, они смогли перевести часть этого капитала из России на Запад».

Текст заявления на английском языке: https://www.harekrsna.org/pada/hks/Aug_1-7_hks.htm#15_EC_statement_stockmarket

 

Для членов ИСККОН подобные операции на финансовых рынках на самом деле запрещены. Вот что о похожей ситуации сказал Шрила Прабхупада:

 

Хамсадута дас: Однажды, когда я был в Германии, мне позвонили и сказали, что я должен как можно скорее приехать в Цюрих. Я спросил: «Почему? Что происходит?» Мне ответили: «Прабхупада хочет видеть тебя как можно скорее. Мы не знаем, почему. Он хочет, чтобы приехал ты, Бхагаван и кто-то еще. Приезжай». Хорошо, выезжаю. Даже когда я прибыл туда, никто не знал, почему меня вызвали. Мне никто этого не говорил. Посреди ночи — наверное, в час ночи — кто-то разбудил нас, сказав: «Прабхупада хочет видеть тебя, тебя... всех». Хорошо, идем. Мы увидели, что Прабхупада разгневан. Говоря с Бхагаваном и Бали Марданом... нет, с Шьямасундаром и Бали Марданом, он сказал: «Как вы могли?...» А произошло вот что: они взяли все деньги — средства ББТ и вообще все деньги, к которым имели доступ, и купили на них золото, потому что в тот год Никсон отменил золотое содержание доллара, его привязку к золотому стандарту. Шьямасундар, мастер в таких делах, знал, что после этого цена на золото стремительно вырастет, что и произошло. Прабхупада был в гневе. Он сказал: «Как вы могли так поступить? Это азартная игра!» Шьямасундар снова и снова отвечал: «Но Прабхупада, мы заработали деньги. Почему нет?» Прабхупада сказал: «Но у нас есть принцип — не участвовать в азартных играх. Вы нарушаете наш принцип». Но Шьямасундар повторял: «Но ведь мы заработали деньги». Прабхупада настаивал: «Нет, мы не можем нарушать принципы. Избегать азартные игры — наш принцип, а инвестировать деньги в золото — это азартная игра». На следующий день он отправился в банк и продал всё золото. Он не собирался нарушать принципы.

 

Интервьюер: Шьямасундар отправился в банк?

 

Хамсадута дас: Нет, Прабхупада. Прабхупада вместе с Шьямасундаром. Он конвертировал всё золото обратно в доллары.

Воспоминания о Прабхупаде, DVD № 35: Хансадутта дас. Видеозапись: https://www.youtube.com/watch?v=YLvw73PK_pQ

 

Сентябрь 1998 г.

 

$500 тыс. уже отданы ХК, об остальной сумме будут «проведены переговоры»

 

Из электронной конференции лидеров ИСККОН «COM»:

 

От кого: COM: Хари Шаури (дас) АЧБСП <Hari.Sauri.ACBSP@com.bbt.se>

Тема: Fw: Харикеша дас

Дата: Вторник, 1 сентября 1998 г. 13:30

[Текст COM № 1652205]

 

Просто короткое письмо, чтобы задать вам вопрос, поскольку вы, похоже, находитесь на переднем крае проблемы, связанной с Харикешей. Действительно ли GBC недавно согласились выдать ему большую сумму Лакшми [денег]? Здесь вовсю ходят слухи об этом.

 

Дорогой прабху,

Пожалуйста, примите мои смиренные поклоны. Вся слава Шриле Прабхупаде!

 

Шел спор о сумме в несколько миллионов долларов, которые были вложены в фонд «Вишва Тошани». ХК заявил, что это его деньги, часть некоего частного бизнеса, которым он руководил, и пригрозил Брахмамухурте [одному из директоров ББТИ, главе Североевропейского отделения ББТ/ББТИ], что если он не пришлет ему всю сумму, то ХК опубликует информацию о неких злоупотреблениях в ИСККОН и ББТ, а также отправит БМд в тюрьму на пять лет. БМд в ответ указал на то, что в этом случае в тюрьму отправится и сам ХК.

 

Русские тоже прислали угрозы Лочану и Дхармараджу, заявив, что эти деньги на самом деле принадлежат им (изначально они поступили из российского «Према Инвеста») и что если эти деньги им не вернут, то они превратят в ад жизнь Лочана и Дхармараджа, а также их семей.

 

В ходе предварительных переговоров между ХК и Лочаном и компанией ВЫЯСНИЛОСЬ, ЧТО $1,4 МЛН НА САМОМ ДЕЛЕ ЯВЛЯЛИСЬ ДЕНЬГАМИ МОСКОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ББТ, и ХК согласился с тем, что их следует вернуть туда. Он также признал, что $600 тыс. следует выделить на оплату обязательств ВТ [фонда «Вишва Тошани»]. Кроме того, он списал $2,5 млн на непогашенные ссуды, выданные храмам ИСККОН. После этого всё еще оставалась сумма $1,5 млн, на которую он заявил свои права. Ему уже выплатили $500 тыс. в виде пары автомобилей и некоторой наличной суммы.

Текст на английском языке: https://www.harekrsna.org/pada/hks/sept_98_hk.htm#1_$500,000_given_hks

 

ХК выдали $250 тыс. в качестве «пенсии»

 

2 сентября 1998 г.

 

Новые откровения вскрыли выплату $250 тыс. наличными

 

Следующая выдержка из электронного письма, отправленного Лочаном дасом, одним из попечителей фонда «Вишва Тошани», доказывает, что еще раньше ХК выдали $250 тыс. наличными:

 

Письмо COM:1653462 (16 строк)

От кого: Лочан (дас) ХКС (Лунд — С)

Дата: 2 сентября 1998 г. 09:43

 

«У нашего Фонда 12 попечителей, и в то время когда он был очень болен и еще не настолько далеко отклонился в философских вопросах, мы приняли решение выдать ему $250 тыс., чтобы он купил себе дом. Мы посчитали, что это будет что-то вроде оплаты его выхода на пенсию. Мы подумали, что так будет честно поступить с тем, кто так много отдал ИСККОН за 30 лет. После этого он сильно изменился, и стало более очевидно, что он хочет покинуть ИСККОН, поэтому мы не дали ему ничего помимо этого. Остальные деньги остались в ИСККОН и ББТ».

 

В одном из предыдущих сообщений (пожалуйста, см. «ХС утверждает, что ХК уже выдали $500 тыс.») мы увидели, что Хари Шаури прабху признал, что ХК уже передали следующее:

 

«Ему уже выплатили $500 тыс. в виде пары автомобилей и некоторой наличной суммы».

 

Нам неизвестно, являются ли $250 тыс. частью $500 тыс., о которых упомянул Хари Шаури. Если нет, то общая подтвержденная сумма, переданная ХК, теперь составляет, как минимум, $750 тыс.

Текст на английском языке: https://www.harekrsna.org/pada/hks/sept_98_hk.htm#2_hks_pension

 

Группа ХК завладела книгами на сумму $800 тыс.

 

Дополнение к официальному заявлению ББТ.

 

После публикации официального релиза ББТ относительно смены их руководства мы получили следующую информацию из наших источников в ББТ:

 

«Санньяса дас [ученик Харикеши Свами, являвшийся главой московского отделения ББТ] взял под свой контроль склад ББТ в Москве вместе с запасами книг на сумму 800 тыс. долларов США. Его Святейшество Джая Адвайта Свами прилетел в Москву, чтобы спасти ситуацию, но к тому моменту в конюшне след лошадей уже простыл».

 

Затем мы отправили это сообщение в офис ББТ по связям с общественностью и попросили дать комментарии. Они прислали нам следующий ответ:

 

Уважаемая ИРГ,

 

Спасибо за предоставленную возможность прояснить наше предыдущее заявление. Я смог выйти на связь с ЕС Джаядвайтой Махараджем в Москве и передать ему ваши вопросы.

 

Более точная стоимость книг, вероятно, чуть меньше той суммы, которую назвал ваш информатор, если говорить об их себестоимости на момент печати книг. Сколько они стоят сейчас, учитывая нынешние реалии российской экономики, неизвестно.

 

Когда Санньяса руководил московским отделением ББТ и находился в надлежащем статусе, он сам был ответственен за то, что запасы книг оказались чрезмерными. Поэтому в российском ББТ накопились огромные запасы книг.

 

Санньяса взял под свой контроль примерно 40% этих запасов. Остальные 60% остались у ИСККОН. Этих 60%, вероятно, хватит еще на 5 лет или больше. [Иначе говоря, с уходом Санньясы даса из московского ББТ вслед за ушедшем Харикешей Свами, ИСККОН лишился такого запаса книг Шрилы Прабхупады на русском языке, которого хватило бы для активного распространения в течение, как минимум, трех лет — прим. ред. ].

 

Здание в Москве на самом деле не является отдельным зданием, это офисы ББТ в помещении ИСККОН в Москве. В течение предыдущей недели Санньяса и его преданные были заняты тем, что освобождали эти офисы. Скорее всего, если кто-то из них еще не переехал в Санкт-Петербург, они сделают это к концу текущей недели.

 

Надеюсь, теперь вы получили ответы на свои вопросы. Пожалуйста, обращайтесь к нам в офис ББТ по связям с общественностью за получением дальнейшей информации.

 

Ваши слуги в служении Шриле Прабхупаде,

Бхагават Дхарма дас и Анджана даси

Текст на английском языке: https://www.harekrsna.org/pada/hks/sept_98_hk.htm#10_hk_takes_books

 

Вот как последствия ухода Харикеши Свами описывает бывший глава РОСК Бхакти Вигьяна Госвами:

 

 

17.03.2018 — ОБРАЩЕНИЕ Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами. ЧАСТЬ 1

 

Многие из вас не застали те времена, с которых мне хотелось начать свой рассказ. Непосредственная ответственность за развитие Московской ятры легла на мои плечи в 1998 году. Это был один из самых сложных этапов в жизни московской ятры и всего Российского Общества сознания Кришны. В тот год внезапно оставил свое служение Харикеша Свами. Он сложил с себя санньясу, отказался от положения гуру. Его личный вклад в развитие проповеди в бывшем Советском Союзе огромен. Практически все первые преданные Советского Союза были его учениками. Поэтому его уход из ИСККОН всеми преданными был воспринят очень болезненно. Многие преданные в то время ушли из Движения: кто-то последовал за ним, кто-то просто разочаровался, кто-то ушел в другие вайшнавские организации. Так уж получилось, что вся полнота ответственности легла на меня, и бремя это было очень тяжелым.

В результате всех этих событий у Московских преданных остался храм на м. «Беговая», находившийся в ветхом предназначенном под снос здании, оборудованный под храм пионерлагерь в Сухарево и разграбленное Российское отделение ББТ.

Источник: https://vk.com/wall-2035755_14420

 

Упомянутый выше переезд сторонников Харикеши из Москвы в Санкт-Петербург относится к храму ИСККОН в Санкт-Петербурге, который был построен в сложных условиях. Юридически храм оказался не закреплен за ИСККОН (вопреки указаниям Шрилы Прабхупады) и остался под контролем последователей «Шри Вишнупада». По словам Ягьи д. д. (ветерана советского и российского ИСККОН, участницы Движения сознания Кришны с 1980 г.), в скором времени Харикеша, приехав в этот храм, приказал вынести из алтарного зала мурти [священное изваяние] Шрилы Прабхупады:

 

«Вишнупад тогда женился. А мы же ничего не понимали, что гуру пал, если он... не понимали. Но потом было еще чище. Ой, что было! Когда он сказал: «К моему приезду уберите Прабхупаду...» Огромный Прабхупада стоял у нас в храме [в Санкт-Петербурге]. А здание, белый зал шикарный. Ну, потрясающий зал у нас был. Потрясающий алтарь. Всё было шикарно. Прабхупада сидел. И вдруг он звонит оттуда откуда-то: «К моему приезду уберите Прабхупаду, чтобы его не было». Мы все одурели, ничего не понимаем, в чем дело. И никто не смог убрать Прабхупаду, дотронуться даже, чтобы вынести. Приехал, вошел: «Почему он тут сидит?! Уберите его!» Был один Вишнупад, стал другой. Боже мой, вот что мы пережили. <...> Вынесли [Шрилу Прабхупаду]. Отнесли к Бимбошти».

Из видеозаписи Ягьи д. д.: https://vk.com/video450811991_456239044

 

Харикеша Свами

 

Бывший Харикеша Свами со своей женой

 

Алтарный зал храма ИСККОН в Санкт-Петербурге, который остался за последователями Харикеши

 

Резолюция GBC относительно Харикеши даса:

 

«605. [РАСПОРЯЖЕНИЕ О ПРИНЯТИИ МЕР] ИЗМЕНЕНИЯ В ЧЛЕНСТВЕ И СТАТУСЕ

 

А. ХАРИКЕША ДАС

 

В связи с тем, что в настоящее время Харикеша дас отстранен, и его статус должен быть рассмотрен на текущем заседании GBC, а также в связи с тем, что ряд преданных, особенно большая часть его инициированных учеников, ожидают публичного заявления и просят об этом, настоящим постановили:

 

Совет GBC с сожалением принимает уведомление о сложении с себя полномочий, предоставленное Харикешей дасом. Это письмо приводится ниже:

 

«Я, Роберт Компаньола, ранее известный под именем Харикеша Свами, хотя неформально покинул ИСККОН еще прошлым летом, настоящим отказываюсь от всех официальных постов в ИСККОН, ББТ и любой другой организации, находящейся под контролем ИСККОН. Я также отказываюсь от официального статуса официального гуру ИСККОН. Я не отказываюсь от каких-либо личных взаимоотношений, которые возникли в результате моей любви к другим, даже несмотря на то, что другие могут отвергнуть меня по какой-либо причине, которую они могут принять.

 

[подпись]

 

Роберт Компаньола

 

Харикеша Свами

 

Я также не желаю, чтобы меня называли Харикешей или знали под этим именем».

 

Просим всех инициированных учеников принять прибежище в наставлениях Шрилы Прабхупады и его организации, сохранять веру в ИСККОН и стремиться искать наставлений у духовных руководителей ИСККОН, имеющих надлежащий статус, и след



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: