Тема: Педагогика в системе современного человекознания




Лекция 4

 

1. Общее представление о педагогике как науке.

2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики.

3. Категориальный аппарат педагогики.

4. Структура педагогики, образование как педагогический процесс.

5. Место педагогики в системе современного человекознания.

 

1. Общее представление о педагогике как науке.

Существует множество определений педагогики. Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости". В понятии «педагогика» точно зафиксированы его главные смыслы: непосредственная близость к ребенку, к развивающейся личности, «ведение» ее по трудным дорогам взросления к высотам культуры и сложностям социальной жизни. Поэтому педагогика стала пониматься как наука о том, как вести ребенка по жизни, то есть наука о воспитании.

Каждый человек опытным путем приобретает определенные педагогические знания, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например, "повторение - мать учения", "яблоко от яблоньки недалеко падает", "век живи - век учись" и т.п.), составивших содержание народной педагогики.

Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

Существует множество определений понятия «педагогика».

Рассмотрим некоторые из них.

Педагогика – это:

· Наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения (Российская педагогическая энциклопедия);

· Особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П.И.Пидкасистый);

· Наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н.В.Бордовская, А.А.Реан);

· Теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И.Ф.Харламов);

· Наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В.И.Андреев).

Таким образом, какое же значение вкладывают в термин «педагогика»?

1. Во-первых, выделяют «бытовое» значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли «педагога». То есть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе.

2. Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Здесь уместно говорить о взаимосвязи народной педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.

3. В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедении. Педагогика познает и совершенствует способы влияния на развитие человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.

4. В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретический и практический аспекты обучения и воспитания.

5. В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного знания входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры человека

2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики.

Объект педагогики. А.С. Макаренко писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики. Однако образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Вклад многочисленных наук в изучение образования как социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциональной структурой. И это вполне правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука - педагогика.

Так, И.П.Подласый предмет педагогики видит, как «воспитательную деятельность, которая осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях». М.Б.Вульфсон под предметом педагогики видит закономерности процессов, происходящих в данной сфере. В учебнике под редакцией Смирнова С.А. приводится такая точка зрения. Предметом педагогики является педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей (старшего и младшего поколений) с целью передачи и освоения социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Мы будем под предметом педагогики понимать образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции:

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

· описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

· диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

· прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

· проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В.В. Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

· преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

· рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Задачи педагогики.

Научное обоснование развития системы образования, содержания образовательного процесса.

Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

Разработка содержания и методик самообразования и самовоспитания людей.

Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.

Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Задачи педагогики:

Постоянные:

1. Теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания

2. Анализ, обобщение и оценка педагогического опыта

Временные:

1. Разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем

2. Внедрение результатов педагогических исследований в практику

3. Научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами

 

Исходя из задач педагогической науки можно сделать следующий вывод: осуществляя теоретический анализ практики воспитания, устанавливая функционирующие в ней существенные связи и закономерности, тенденции и перспективы ее развития, педагогическая наука разрабатывает на этой основе практические рекомендации, благодаря чему открывает перед практикой новые возможности и перспективы.

Схематично взаимодействие науки и практики могло бы быть выражено следующим образом:

Наука


Практика

Итак, если у педагогической науки объект – образование; предмет - закономерности процессов, происходящих в системе отношений, которые формируются в этой сфере, то иначе у педагогической практики: объект – реальное взаимодействие участников педагогического процесса, а предмет – способы взаимодействия, обусловленные его целями и содержанием и обусловливающие его методы и формы.

«Нет ничего практичнее хорошей теории, как нет ничего более продуктивного для науки, чем хороший опыт» - профессор П.И.Пидкасистый.

 

3. Категориальный аппарат педагогики.

Прежде чем говорить о категориях педагогики, необходимо обратиться к словарю и определить вообще понятие категория с точки зрения философии. Категория (от греч. kategoria – «высказывание; признак») – предельно общее понятие. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает минимальным содержанием, т. е. фиксирует минимум признаков охватываемых предметов. Однако это такое содержание, которое отображает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной действительности и познания (Философский словарь. М., 1990. С. 123). Своя система категорий присуща каждой конкретной науке.

 

В педагогической науке категориями обозначают основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения.

В категориальном аппарате выделяется одно стержневое понятие, которое обозначает весь спектр явлений, которые изучает педагогика и выражает сущность этих явлений.

В качестве такого центрального понятия в педагогике выступает педагогический процесс (образовательный процесс, учебно-воспитательный процесс).

Принято считать, что ПП (есть единство) объединяет два процесса: обучение и воспитание. Þ ПП – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

 

Педагогическое взаимодействие – преднамеренный длительный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

 

Педагогическая деятельность – особый вид социальной профессиональной деятельности, направленный на реализацию целей образования: передача от старшего младшему поколению накопленных знаний и опыта, созданий условий для личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

 

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Воспитание – процесс формирования личности, процесс целенаправленный и систематический на основе определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрения, поведения и предназначенный для подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, а также создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта.

Воспитание в широком смысле – процесс всестороннего развития личнос­ти, включая сюда обучение и специальную воспитательную работу по формированию у нее социальных и разнообразных духовных отношений. Воспита­ние узком смысле – специфический процесс формирования социальных и духов­ных отношений.С этой точки зрения целостный процесс воспитания схематически можно представить в следующем виде:

Обучение включает в себя процесс, взаимодействие (управление) и педагогическую систему.

На наш взгляд, наиболее полное определение понятия обучения выглядит следующим образом: это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. (И.П.Подласый)

Основу обучения составляют универсальные учебные действия (УУД), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных компонентов содержания. А со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения.

 

 

n В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

n В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Образование – процесс и результат обучения, это освоение определенных обществом уровней культурного наследия и связанный с ним уровень индивидуального развития.

Формирование – это процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: