Мотивы благотворительной деятельности




Исследовательский интерес к пониманию мотивов благотворительной деятельности проявляют многие гуманитарные науки, и у каждой - свой вариант ответа. Философы и историки полагают, что побудительными мотивами благотворительности выступают милосердие, альтруизм, сострадание, жертвенность и богобоязнь. Социологи в качестве доминирующих выделяют мотивы стремления к общественному признанию и улучшению имиджевой самооценки. В социальной психологии отмечаются альтруистическая мотивация благотворителей, а также трактовка благотворительного межличностного взаимодействия как особой "гуманитарной сделки". Некоторые психологи считают благотворительность проявлением спонтанного и эмоционально окрашенного порыва и помощи по зову души и сердца.

К числу наиболее распространённых причин благотворительности частных лиц ученые обычно относят:

•Личное отношение (человек, принимающий решение о благотворительности, сам когда-то сталкивался с проблемой);

•Религиозные мотивы;

•Морально-нравственные мотивы (милосердие, альтруизм, гражданская позиция, патриотизм, выраженные в формуле "надо делиться");

•Симпатия или жалость;

•Чувство вины перед обществом за свою деятельность;

•Мода (следование чужому примеру);

•Национальные/профессиональные причины;

•Личное удовлетворение от благотворительного поступка;

К корпоративным мотивам благотворительности бизнеса обычно относят:

•Улучшение имиджа компании;

•Продвижение продукта - товара или услуги;

•Адресный доступ к определенному рынку и его целевым группам;

•Улучшение отношений с местной властью;

•Демонстрация социальной ответственности компании (особенно важно при выходе на международные рынки);

•Соображения престижа;

•Снятие социальной напряженности в местных сообществах на территориях деятельности компании;

•Воспитание лояльности к компании (часто встречается при работе с детьми и молодежью);

•Организация досуга для сотрудников фирмы, клиентов и партнеров (относится к поддержке проектов в области культуры, искусства, спорта);

•Лоббирование интересов компании.

 

История меценатства

 

Из предыдущей главы мы определили, что понятие "меценат" пришло к нам из Древнего Рима. В I в. до н. э. у императора Августа был приближенный, выполнявший его дипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально, его звали Меценат. Со временем это имя стало нарицательным.

Надо отметить, что понятие "меценат" часто соседствует с понятием "благотворительность". Благотворительность - это оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так и организациям, она может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности. Меценатство, более узкое понятие, это покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворительной деятельностью.

История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старались перещеголять друг друга в поощрении художественных затей.

История меценатства в России знала два наиболее значительных взлёта. Первый был связан с развитием дворянской культуры и просвещения. Этот период второй половины XVIII - первой трети XIX вв. теснее всего связан с типом петербургского собирателя и мецената - знатного вельможи или крупного царского сановника.

Долголетнее правление Екатерины II было ознаменовано самыми щедрыми наградами, послужившими источником возникновения многих крупнейших состояний. Наступил расцвет коллекционирования и собирательства.

Граф Григорий Орлов выстроил в Гатчине великолепный дворец (архитектор Растрелли), где была собрана обширная библиотека. Гатчина стала олицетворением деятельности богатого вельможи, покровителя муз екатерининского времени.

Век Екатерины выдвинул одного из известнейших деятелей Российского государства графа, а затем князя Александра Александровича Безбородко статс-секретаря Екатерины, а впоследствии канцлера Российской империи. Он был известен как крупный коллекционер и меценат. Ему принадлежала картинная галерея исключительной ценности, которую, по словам многих, едва ли удавалось собрать частным лицам. Коллекция картин князя послужила впоследствии основой знаменитой Кушелевской галереи Академии художеств. Внук князя, граф Николай Александрович Кушелев-Безбородко (1834-1862) завещал это собрание Академии художеств с условием, чтобы галерея была постоянно открыта для художников.

Одним из видных петербургских меценатов был Петр Георгиевич Ольденбургский, обрусевший потомок Голштейн-Готторпской династии, внук императрицы Марии Федоровны - жены Павла I. На средства принца строились дома для училищ, закупалось оборудование, открывались курсы для подготовки преподавателей женских учебных заведений. "Просвещенный благодетель" посвятил себя издательству тех книг, которые не могли рассчитывать на большой тираж, но были необходимы для науки и культурно-образовательных целей.

Известна была своим широким меценатством и благотворительностью фамилия Демидовых. Так, Прокопий Акинфиевич Демидов (1710-1788) жертвовал значительные суммы на строительство коммерческих и народных училищ, а для Московского университета купил дом за 10 000 рублей, в который университет был переведен, и пожертвовал университету 20 000 рублей с тем, чтобы из процентов с этого капитала выдавались стипендии беднейшим студентам.

Еще более известными по своему происхождению и по размеру состояния были Строгановы. Граф Александр Сергеевич Строганов (1734-1801) составил галерею картин, написанных известными художниками, собрал дорогие коллекции эстампов и медалей. Особое внимание он обращал на устройство библиотеки, которую по числу в ней редких изданий можно было считать одной из первых в Европе. Комедиограф Фонвизин и поэт Державин пользовались его особым покровительством. Поэты Богданович и Крылов были в числе его близких друзей, а Гнедич, при его щедром пособии, перевел и издал "Илиаду" Гомера. Последние 10 лет своей жизни Строганов всецело посвятил постройке Казанского собора в Санкт-Петербурге (архитектор Воронихин). Славу своих предков, как щедрых меценатов, продолжил граф С.Г. Строганов (1805-1882). Будучи попечителем Московского университета, он оказал поддержку плеяде молодых профессоров во главе с Т.Н. Грановским. Он стал учредителем Строгановского училища технического рисования в Москве, занявшего видное место в истории русской культуры.

Из старого боярства были и Шереметевы. Николай Петрович Шереметев (1751-1809) был страстным театралом, организовал у себя в Останкино театральную труппу.

Блестящую память о себе оставили графы Румянцевы. Николай Петрович Румянцев (1754-1826) собирал древние отечественные рукописи и издавал их. Но особую известность приобрел устройством огромной библиотеки, которая была доступна для всех. По завещанию он передал ее, а также множество коллекций и разных редкостей, для учреждения музея, оцененного вместе со зданием в миллион рублей, который носит его имя. Позднее музей был переведен из Петербурга в Москву. Фонды Румянцевского музея послужили основой Российской государственной библиотеки.

Одним из богатейших вельмож екатерининского и александровского времени известным своим меценатством был Николай Борисович Юсупов (1751-1831). Он собрал у себя в имении Архангельское галерею древних мраморных статуй, картин, большую библиотеку, которые были одними из лучших в России. А также завел труппу актеров и устроил театр.

В царствование Николая I все чаще встречаются видные коллекционеры и меценаты из числа крупного чиновничества. Один из них Федор Иванович Прянишников (1793-1867) "министр почт", как его называли современники. Он был одним из первых собирателей русской живописи, его собрание находится сейчас в Третьяковской галерее. Прянишников поддерживал молодых художников и помог юному Репину, внеся по его просьбе плату за поступление в Академию художеств.

Но подлинного расцвета традиции меценатства достигли в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков. Это время действительно можно назвать "золотым веком русского меценатства". Дворянство стало постепенно терять в этой деятельности свою ведущую роль, крупные состояния мельчали, дробились, происходило оскудение дворянства. В эти годы на сцену истории все более уверенной поступью выходит новое сословие, торгово-купеческое, класс предпринимателей, громко заявляя о себе и в меценатстве. Это были в своей массе выходцы из крестьянства и городских низов, а также провинциального купечества. Большинство из них стали поддерживать национальную традицию в искусстве и культуре, впоследствии ряд представителей не уступали по своему образованию выходцам из дворянства и проявили немало вкуса и эрудиции при оценке новейших направлений современного западного искусства. По своему характеру это были фигуры трагические: передача огромных сумм из коммерческого сектора в некоммерческий бросала вызов миру капитала, а это неизбежно влекло за собой непонимание, гонения со стороны партнеров, а иногда и разорение. Даже мир культуры и искусства не всегда правильно принимал эти жертвы.

Еще одна немаловажная особенность России описываемого периода: страна по-прежнему делится на сословия, но сменить одно сословие на другое уже не составляет большого труда. Жертвуя на благотворительные цели, купцы переходили из 3-ей гильдии во 2-ую и даже 1-ую, а за особо высокий взнос могли получить и дворянский титул.

Особое место принадлежит московскому купеческому меценатству, ставшему своего рода символом вклада российских предпринимателей в развитие русской культуры. Но громкие имена, прославившиеся покровительством наукам и искусствам, были и во многих других местах обширной империи, как в центральных её губерниях, так и в отдалённых районах севера европейской России, на Урале и в Сибири.

В России существовало два вида меценатской деятельности.

Первый - меценат-организатор, который мог выделять деньги на содержание и помощь отдельным деятелям культуры и искусства, творческим коллективам и целым учреждениям. Зачастую он своим личным трудом участвовал в управлении учреждениями культуры, составлял их хозяйственно-правовые документы и т.д. Российские меценаты-организаторы: К. Станиславский, С. Морозов, Н. Тарасов, М. Беляев и др.

Второй тип - меценат-коллекционер. Его роль состояла в покупке произведений культуры и искусства, не пользующихся спросом на современном рынке, составлении из них коллекции и передачи её обществу, государству. Активными меценатами-коллекционерами стали братья Третьяковы, Щукины, Михаил и Иван Морозовы, Н.П. Рябушинский и многие другие.

Чтобы оценить вклад каждого мецената в культуру и искусство города Москвы нужно перечислить, что же осталось потомкам в память о них. Крупнейшая сокровищница русской живописи - Третьяковская галерея братьев Павла и Сергея Третьяковых; Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, деньги на постройку которого выделил Ю.С. Нечаев-Мальцов и куда вошли коллекции И.А. и М.А. Морозовых, С.М. Третьякова, Д.И. и С.И. Щукиных; Театральный музей, который основал А.А. Бахрушин, он носит теперь его имя; Московский художественный театр имени А.П. Чехова, деньги на постройку здания выделил С.Т. Морозов, кроме этого сам принимал участие в строительстве. И это только самые крупные деяния, дошедшие до нашего времени. К сожалению, многие здания, построенные для музеев, театров, библиотек либо не сохранились, либо выполняют теперь не те функции, которые предусматривались при их строительстве.

Бурный всплеск меценатства не мог не способствовать возникновению спонсорства. Прародителем его в России стал великий антрепренер С.П. Дягилев. Его "Русские сезоны" (1907-1929 гг.) стали крупнейшим культурным событием своего времени и охватили десятки стран Европы и Америки. Дягилев, безусловно, был мастером изыскания средств на свои масштабные проекты. Он стал одновременно и продюсером, и фандрейзером. Нашел первого в Европе спонсора - Коко Шанель и начал продвигать известный модельный дом, используя костюмы Шанель в своих антрепризах.

Последующий ход истории ХХ века, к сожалению, прервал столь плавное развитие спонсорства и меценатства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: