Переход к младшему подростковому возрасту




Информация от школьного психолога Сонниковой М.Ю.

В возрасте 10 лет ребенок становится младшим подростком. Этот период продлится до 12 лет. Это период бурного и неравномерного развития.

От физических изменений зависит и самочувствие ребенка, что влияет и на настроение. Все взаимосвязано. Для того, чтобы лучше понять, что происходит с ребенком, давайте рассмотрим основные изменения:

В физическом развитии:

- ускорение роста, особенно рук; неуклюжесть, плохо координированные движения;

- увеличение массы мышц, но мышцы не способны к длительному напряжению. Подросток подвижен, повышенная резвость, стремление к деятельности, но сил недостаточно, быстро устает; нередко приводят к травмам, дозированные физические нагрузки;

- сердце растет быстро и увеличивается в 2 раза, а диаметр сосудов дает значительно меньший прирост; отсюда – функциональные нарушения (темно в глазах, головные боли);

- со стороны нервной системы: процесс возбуждения преобладает над торможением, вспыльчивость, раздражительность, склонность к аффектам (избыточность движений рук, ног, особенно у мальчиков);

– изменения в сфере желез внутренней секреции, в частности половых.

В психическом развитии:

- неуравновешенность с резкими перепадами из одного состояния в другое (от эйфории к депрессии и наоборот);

- резкое критическое отношение к взрослым; взрослый уже не авторитет, переориентация на сверстников! Ведущей деятельностью является общение со сверстниками.

- чрезвычайная обидчивость (особенно девочки); подросток воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками, которые приписывают ему другие; можно сказать, он ценит себя в той мере, в какой его ценят другие.

Подросток готов к психической саморегуляции, т.е. может управлять своим психическим состоянием с помощью слов, мысленных образов. Младший подросток наиболее легко откликается на сотрудничество со взрослыми и сверстниками, быстро включаются в выполнение творческих заданий; им характерны живость ума, эмоциональные волевые проявления.

 

Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного ощущения младшего подростка.

* Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители.
Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты со взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине он ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

* Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

* Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех или неуспех существенно влияют на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

1. Основная особенность подросткового возраста – это резкие гормональные и функциональные изменения в организме, что не может не отражаться на его психике. Соответственно, стиль общения с подростком должен отличаться от стиля общения с младшим школьником. Перестраивайтесь.

2. В этом возрасте подростки обычно эмоционально неустойчивы и ранимы. Поэтому следите за тем, КАК вы разговариваете, не в меньшей степени, чем ЧТО вы говорите.

3. Монологи надо оставить в прошлом. Что успели внушить, то успели. Привыкайте к диалогу.

4. Больше интересуйтесь мнением подростка по поводу вашего бытия. Спрашивайте о будущих покупках, о планировании расходов, о предстоящем ремонте. Прислушивайтесь к его рекомендациям. И, если ваш сын или дочь считает, что обои в гостиной должны быть зелеными – обсудите с ним этот вариант. Не прислушиваясь к мнению ребенка, вы можете потерять его доверие.

5. В подростковый период ведущей деятельностью становится общение. На первый план выходит то впечатление, какое подросток производит на сверстников. Никогда не критикуйте его в присутствии друзей, не рассказывайте истории про то, как он был маленьким и делал глупости. Это может оказаться болезненным и лишить Вас его доверия.

6. Для подростка ценно, когда родители понимают их культуру (игры, музыка, одежда и т. д.).

Дело в том, что в подростковом возрасте мнение сверстников для ребенка становится важнее, чем мнение взрослых. Именно мнение сверстников влияет на подростковую самооценку. И по этой причине подростки не могут не учитывать молодежных течений, как в увлечениях, так и в одежде. Потратьте пару часов времени и узнайте, кто сейчас у молодежи пользуется успехом. Предложив послушать что-то менее радикальное (если музыкальные предпочтения ребенка Вам кажутся слишком «грубыми»), предлагайте ему альтернативу в его системе координат, а не в своей. Тогда есть вероятность, что он вас послушает.

7. Почаще спрашивайте мнение подростка «о жизни вообще». Дети в этом возрасте социально активны, им всегда хочется поделиться своим мнением с кем-то. Будьте благодарным слушателем! Задавайте вопросы из серии: «а почему ты так считаешь», «а как ты думаешь».

8. Спорьте! Ваш отпрыск назвал Иванова «занудой», а вы не согласны? Отстаивайте свою точку зрения, но деликатно. Политика соглашательства напоминает равнодушие. Ребенок должен чувствовать: его мнение вам интересно не только на бытовом, но и на глобальном уровне.

9. Хвалите почаще. Но уточняйте за что хвалите. «Что бы я без тебя делал», «Спасибо, что помог в уборке квартиры», «Молодец, что помыл посуду» – такие простые фразы, но как они важны для подростка!

Родителям нужно знать, что возрастные кризисы закономерны, изменения в поведении ребенка нормальны.

Протекать эти кризисы могут по-разному: остро и болезненно, мягко и незаметно. Это зависит не только от физических и психических особенностей ребенка, но в большей степени от условий, в которых он живет, от воспитания. Если вы выдержаны, терпеливы и в семье царит доброжелательная и спокойная обстановка, возрастные кризисы будут проходить более мягко.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: